Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анархизм П. Ж. Прудона.






Пьер Жозеф Прудон (1809 – 1865 гг.) – французский мелкобуржуазный социалист, ведущий идеолог анархизма и анархо–синдикализма. Основной труд – «Что такое собственность, или исследование о принципе права и власти» был написан в 1840 году.

Анархизм как философское учение был создан немецким младогегельянцем Максом Штирнером (Каспаром Шмидтом) (1806 – 1856 гг.), главное произведение которого «Единственный и его достояние», написанное в 1845 году являет собой последовательную апологию эгоцентризма. Единственной реальностью всех времён и народов Штирнер признаёт «Я», то есть индивида, исключительно его собственное «эго».

Всякий анархизм, в отличие от социализма, видит причиной социальной несправедливости не частную собственность, а государство. Социалисты же, наоборот, считают главным злом частную собственность, уничтожить которую как раз и призвано государство. Прудон как истинный анархист так же считал причиной всякого зла именно государство. Собственность же хоть он и объявил кражей, но подразумевал под ней только крупную собственность, позволяющую применять наёмный труд. Любую другую частную собственность он объявил не собственностью, но владением. В связи с этим он писал: «Уничтожьте собственность и сохраните владение, …вы уничтожите зло на земле». Стало быть, по убеждениям Прудона необходимо запретить наёмный труд, но разрешить частную собственность. Более того, прудонисты ратовали за увековечение частной собственности.

Так же Прудон считал необходимым полностью раз и навсегда ликвидировать все и всяческие деньги. Он писал: «Продукты могут быть куплены только за продукты.… Попытайтесь осуществить этот элементарный принцип хозяйства, и вы увидите, что пауперизм, роскошь, угнетение, порок, преступление и голод исчезнут». Так что трудно сказать, что прудонисты считали большим злом – деньги, государство, или наёмный труд, но всё это они считали необходимым уничтожить, а сохранить из старого наследия одну лишь частную собственность.

Кроме того, Прудон выступал за мирное, ненасильственное переустройство общества реформированием кредита и обращения. Требовал создания так называемого «Народного банка» ради предоставления дарового кредита, предназначенного для установления эквивалентного обмена продуктов труда мелких производителей. Во время западноевропейских революций 1848 года Прудон проектировал экономическое сотрудничество классов и теорию исчезновения государства.

Пацифизм Прудона отвергал не только всякое насилие и принуждение, но даже политическую борьбу, политические партии, стачки и даже профсоюзы. Вместо всего этого, Прудон считал возможным и необходимым уничтожать эксплуатацию человека человеком уже в условиях классового общества путём создания производственных кредитных и потребительских ассоциаций, безденежного товарообмена и, в конечном итоге, мирной ликвидации государств.

После такого отмирания государства Европа, по мысли Прудона, будет представлять собой безденежное общество – федерацию мелких автономных ассоциаций производителей, состоящую из потребительских, производственных и прочих кооперативов и других самоуправляющихся автономных организаций, объединённых, возглавляемых и координируемых группой научных сотрудников и прочих учёных – своего рода Академией наук.

Анархо–синдикализм Прудона выражался в том, что он отвергал политическую борьбу и партии, но выступал за передачу фабрик и заводов, а так же находящихся на них средств производства и их капиталов рабочим. Впоследствии анархо–синдикалисты–прудонисты объявили высшей формой организации рабочего класса профсоюзы, к которым должны перейти средства производства и всё управление народным хозяйством, а так же выдвинули тактику «прямого действия», включавшую саботаж, бойкот, экономическую забастовку и, как «высшую форму» борьбы, всеобщую экономическую стачку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.