Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.






Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931 гг.) – русский юрист, философ и социолог, основатель психологической школы права. Основной труд – «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» – написан в 1910 году.

Так как, по мнению Петражицкого людям свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определённые правовые чувства и эмоции, то все причины возникновения и развития права он видел в одной лишь психике человека. Он считал право явлением всецело психическим, своеобразным результатом человеческой психики. В соответствии с его убеждениями право – это продукт психологических установок, переживаний и инстинктов. Всё возникновение и действие права философ объяснял исключительно психологией личности, либо группы лиц, но никак не социально – экономическими условиями жизни общества. Их он просто–напросто игнорировал.

Среди множества видов права, перечисленных в «Теории права и государства в связи с теорией нравственности», указано также и на ещё одно – «интуитивное» право. Это интуитивное право сводиться к всевозможным чувствам, переживаниям, ощущениям, волнениям и т. п., к каковым, например, относится чувство имущественного долга. И государство, в виде своих законодательных органов, закрепляет все эти права в своих официальных актах, то есть в нормах позитивного права.

Все обязанности человека Петражицкий разделил надвое – на нравственные, то есть те, «по которым другим ничего не принадлежит» и юридические, то есть правовые – те, которым корреспондирует соответствующее право требования каких – либо благ с обязанной стороны. А связь между обязанным и управомоченным он назвал правоотношением. К нравственным обязанностям Петражицкий отнёс и религиозные предписания, и многие другие нормы. Все же юридические нормы он объявил императивно – атрибутивными, а нравственные – чисто императивными.

Петражицкий считал, что солидарность, склонность к коллективизму – это основная черта человека, но в любом коллективе есть люди, склонные подчинять свои поступки авторитету, которым свойственна потребность подражать, и есть люди, желающие повелевать и подчинять своей воле иных. Эти последние, по мнению Петражицкого, и становятся во главе государства. Таким образом, он полагал, что тот человек становится во главе государства, который в более раннем, чем остальные возрасте задался именно этой честолюбивой целью. Поэтому Петражицкий утверждал, что, «государственная власть – это общее право повелений и иных воздействий на подвластных для исполнения долга и заботы об общем благе, приписываемое к себе правовой психикой властвующих», а само государство – это сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.