Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые идеи В. С. Нерсесянца.






Владик Сумбатович Нерсесянц. Он всю жизнь боролся против позитивизма и особенно против теорий Ганса Кельзена. Ганс Кельзен жил с 1881 по 1974 годы и был приверженцем позитивизма и одним из основателей правового нормативизма. Кельзен, как и все позитивисты, отождествил понятия право и закон. Для Кельзена нет иного права, кроме законодательства, и иного законодательства, кроме права. Согласно же Нерсесянцу закон может быть как правовым, так и неправовым, то есть право – это не закон. По Нерсесянцу право – это те нормы законодательства, которые соответствуют принципу формального равенства, который предполагает у всех субъектов права формальное равенство возможностей, прежде всего возможности приобретения индивидуальной собственности. При чём сам по себе этот принцип не существует отдельно от законодательства, то есть какие – либо нормы, не закреплённые в законодательстве, Нерсесянц правом не считает вовсе. По Нерсесянцу принцип формального равенства возможностей – есть постоянно присущий праву принцип с исторически меняющимся содержанием, эволюционирующим в сторону прогресса, как экстенсивно, то есть количественно новые возможности, так и интенсивно, то есть расширение круга субъектов, обладающих этими возможностями. Согласно Нерсесянцу право – есть нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Нерсесянц утверждает, что свобода исторически появилась в процессе разложения первобытного общества и его дифференциации на свободных и несвободных – рабов и, что люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. В первобытном обществе свободе было быть не от кого и не от чего, а, следовательно, её самой не было. Поэтому свобода бывает только правовой и вне права свободы нет, равно как и равенство бывает только правовым и вне права равенства по Нерсесянцу нет. Более того, право по Нерсесянцу всегда справедливо, в отличие от закона, и только право и может быть справедливым, потому – что по Нерсесянцу справедливость – это воздаяние равным за равное. Таким образом, право по Нерсесянцу – это те нормы законодательства, которые обладают тремя подразумевающими друг друга признаками, которые отдельно друг от друга не существуют вовсе. Это формальное равенство возможностей, свобода и справедливость. Теория права Нерсесянца в духе теории неолиберализма. Он утверждал, что гражданская собственность – это идеальная доля каждого собственника в общей стоимости всех граждан. Признание неотчуждаемого и равного права каждого гражданина на собственность влечёт право на получение им доли дохода от общегражданской собственности. По Нерсесянцу цивилитарное право – это основа перехода от уравниловки к новому типу общества – цивилизму, с его правовым формальным равенством возможностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.