Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико – правовые идеи Б. Спинозы.






Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677 гг.) – нидерландский философ – просветитель, идеолог рационализма, пантеизма, материализма, либерализма, юснатурализма и договорной теории государства.

Весь мир в представлении Спинозы – это закономерная система, которая до конца может быть познана геометрическим методом. Единый на весь мир Бог, по мнению философа – это вся природа, то есть единая вечная и бесконечная субстанция, причина самой себя. Мышление и протяжение согласно Спинозе – это атрибуты, то есть неотъемлемые свойства, субстанции, а уже отдельные вещи и идеи – её модусы, то есть единичные проявления. Человек в соответствии с убеждениями Спинозы – это часть природы, его душа – модус мышления, а тело – модус протяжения.

Необходимость государства и права Спиноза объяснял естественной причиной, а именно – противоречием между страстями и разумом людей. При этом страсти – источник эгоизма, а разум – это воля человека. Естественное состояние – война всех против всех сменяется царством разума, то есть государством, а потому общественные закономерности обусловлены особенностями человеческой природы, а разумное сочетание частных интересов граждан и интересов всего общества порождает общественную гармонию.

Право согласно Спинозе, прежде всего естественное право, порождаемо влечениями и всевозможными страстями людей. Потому право в понимании философа соразмерно силе. Объединение же индивидов в государство, то есть в одно целое, способствует достижению обеспечения естественных прав каждого гражданина, так как он распространяет на государство и своё право и, таким образом, государство становится неким продолжением естественного права.

Поскольку в естественном состоянии согласно Спинозе людям жить плохо, то все действия человека включены в цепь универсальной мировой детерминации.

Все государства мира Спиноза разделил на три вида по тому, кто распространяет на государство свою волю: демократия, в которой все без исключения граждане распространяют свою волю на государство; аристократия, в которой распространяют свою волю на государство лишь немногие и монархия, где государство отождествляется с волей одного человека (Людовик XIV – «государство это я»).

Идеалом Спинозы была демократическая республика – он был в полном смысле слова республиканцем. Так он считал, исходя из того, что только в республике, все без исключения граждане распространяют на государство свою волю, хоть и ограничивают, тем самым, свои права. Спиноза допускал монархию лишь в том случае, если власть монарха в ней сводилась к минимуму сильным парламентом. Вообще Спиноза считал, что функции государства необходимо свести к минимуму, сделать его, своего рода «ночным сторожем», так как целью гражданского состояния являются мир и безопасность жизни.

Будучи родившимся в ортодоксальной иудейской семье, за своё вольнодумство Спиноза был проклят раввинами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.