Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие субъекты Федерации входят в состав каждого из образованных в России федеральных округов? Какие города являются административными центрами федеральных округов?






Федеральный округ Центр федерального округа Субъекты федерации  
Центральный федеральный округ г. Москва   Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и г. Москва
Приволжский федеральный округ г. Нижний Новгород   В ПФО входят регионы Поволжского экономического района – республика Татарстан, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области, регионы Волго-Вятского экономического района – республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Кировская и Нижегородская области и регионы Уральского экономического района – Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Оренбургская, Пермская области, Коми-Пермяцкий АО
Южный федеральный округ г. Ростов-на-Дону   ЮФО составили регионы, входящие в Северо-Кавказский экономический район: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область и три региона, входящие в Поволжский экономический район: Астраханская и Волгоградская области и Республика Калмыкия
Сибирский федеральный округ г. Новосибирск   Сибирский федеральный округ сложился из регионов, входящих в Западно-Сибирский экономический район: Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области и Восточно-Сибирский экономический район: республики Бурятия, Тыва и Хакасия, Иркутская и Читинская области, Красноярский край, Агинский Бурятский, Таймырский, Усть-Ордынский и Эвенкийский АО
Северо-Западный федеральный округ г. Санкт-Петербург   СЗФО включает в себя субъекты РФ, входящие в Северный экономический район, – Республики Карелия и Коми, Архангельскую, Вологодскую, Мурманскую области, Ненецкий АО и Северо-Западный экономический район – Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую области и г. Санкт-Петербург, а также Калининградскую область
Уральский федеральный округ г. Екатеринбург   В состав Уральского федерального округа входят всего шесть субъектов РФ, из них Курганская, Свердловская и Челябинская области относятся к Уральскому экономическому району, а Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа – к Западно-Сибирскому экономическому району
Дальневосточный федеральный округ г. Хабаровск   Состав ДФО совпадает с составом Дальневосточного экономического района. В него входят: Республика Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Корякский и Чукотский автономные округа
Федеральный округ Центр федерального округа Субъекты федерации  

 

Какой вариант территориального деления – экономические районы или федеральные округа, в большей степени учитывают экономические факторы оптимального районирования?

В настоящее время федеральные округа в большей степени учитывают экономические факторы оптимального районирования.

Современная России состоит из двух огромных частей: Западного (Европейская часть России и Урал) и Восточного макрорегионов (азиатская часть России). Они различаются историческими особенностями освоения территории, природно-климатическими особенностями, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением основных ресурсов и их использованием, перспективами развития.

Территория России до настоящего времени подразделяется на 11 экономических районов, из них 8 – в Западном макрорегионе (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский и Уральский) и 3 в Восточном макрорегионе (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела по следующим причинам:

во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, краях и областях);

во-вторых, многие районы (Сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию;

в-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности населения, так и по экономическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

Самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и т.д.) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до мелких) и сельских поселений, миграцию населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.

Ввиду большого сходства специализации входящих в федеральный округ регионов (областей, краев, республик), их тесных связей и благоприятных условий хозяйственной интеграции в каждом из федеральных округов четко прослеживается выраженная общность решаемых специфических межрегиональных проблем. При активной поддержке федерального Центра это будет способствовать успешной реализации главных общенациональных задач – выходу из кризиса, стабилизации и оживлению экономики.

Таким образом, с точки зрения целей реформирования территориального деления страны предпочтительным можно считать проект укрупненной сетки административно-экономических образований.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.