Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания, направленные на развитие мышления школьников

Коррекционная программа к методике ШТУР

 

I. Произведите обобщение и ограничение следующих понятий,

т.е, подыщите к каждому из них более общее (родовое) понятие и бо­лее частное (видовое) понятие. Для каждого понятия предлагаются на выбор четыре понятия, среди которых необходимо найти родовое и видовое.

1. КЛЕТКА

а) генетическая единица живого, б) деление, в) соматическая клетка, г) ткань.

2. ЦИТОПЛАЗМА

а) гиалоплазма, б) внутреннее содержимое клетки, в) золь, г) органоиды.

3. БАКТЕРИИ

а) одноклеточные прокариоты, б) микробиология, в) бациллы, г) жгутики.

4. КРАХМАЛ

а) жиры, б) картофель, в) кукурузный крахмал, г) органическое вещество.

5. ЛИШАЙНИКИ

а) слоевище, б) накипной лишайник, в) симбиоз гриба и водоросли, г) цианобактерия.

 


 

II. Назовите обобщающее (родовое) и ограничивающее (видо­-
вое) понятие
к каждому из данных понятий:

1. Биология

2. Дерево

3. Химия

4. Окисление

5. Алканы

 

III. Произведите ряд последовательных обобщений до предела

Например, Москва - столица - город - населенный пункт

1. Этанол

2. Сахарный тростник

3. Уксусная кислота

4. Дикая кошка

5. Лесная малина

 

 

IV. Расположите данные понятия по порядку, т.е. от более
частных к более общим, таким образом, чтобы следующее отно­
силось к предыдущему как род
к виду.

1. Средняя соль, карбонат натрия, соль, неорганическое соединение.

2. Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое расте­ние.

3. Барий, неорганическое вещество, щелочноземельный элемент, металл.

4. Вирус, бактериофаг, неклеточная форма жизни, вирус бактерий.

5. Водоплавающая птица, лебедь, белый лебедь, птица, позвоноч­ные.


 


 


 



V. Постройте системы из следующих понятий.

Например, даны понятия: «мебель, кресло, стол, стул, рабочее кресло, обеденный стол, круглый обеденный стол». Расположить эти понятия можно в виде следующей системы:

Мебель

стул

кресло стол

       
   
 
 

рабочее кресло

обеденный стол

 

круглый обеденный

стол

1. Корень, лист, орган растения, плод, ягода, сочный плод.

2. Мерцательный эпителий, ткани животных, эпителиальная, соединительная, мышечная.

3. Хордовые, позвоночные, головохордовые, бесчерепные, хрящевые рыбы, рыбы.

4. Центральное звено, мозговые центры, нервные пути, проводящее звено, рецепторы, анализатор.

5. Перелетная птица, птица, грач, позвоночные, животные орга­низмы, млекопитающие.

 

VI. Определите, правильно ли произведено обобщение.

1. Биосфера – оболочка Земли.

2. Митохондрии – органоиды клетки.

3. Сульфат меди – кислота.

4. Фосфор – аналог азота.

5. Ксилема – клетка.


VII. Определите, правильно ли произведено ограничение поня­тий.

1. Углерод – реакция.

2. Селекционер – Н.И.Вавилов.

3. Макроцистис – водоросль.

4. Органическое вещество – серная кислота.

5. Присоединение водорода – гидрирование.

VIII. Назовите родовое (более общее) понятие, в которое включается данное понятие, а также видовые признаки, т.е. та­кие качества, которыми обладают все объекты, называемые дан­ным понятием и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.

1. ЗООЛОГИЯ – а) изучает животных, б) сложный предмет, в) наука, г) включает насекомых, д) культурное наследие.

 

2. БОТАНИКА - а) учебный предмет, б) наука, в) часть естествоз­нания, г) скучный урок, д) сложная наука, е) не изучает человека.

3. ОСНОВАНИЕ – а) класс неорганических соединений, б)химия, в)реакция присоединения, г) включает гидроксогруппу (-ОН), д) растворимы в воде.

4. ГРИБЫ – а) гетеротрофные организмы, б) подберезовик, в) не могут активно перемещаться, г) место обитания мелких червей, д) многоклеточные.

5. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ - а) растения, б) красивые, в) спо­собны образовывать цветки, г) имеют приятный запах, д) растут в саду.


IX. Самостоятельно сформулируйте определения следующих
понятий:

1. Вид

2. Алкены

3. Цветок

4. Цинк

5. Опыление

X. Сравните пары понятий и найдите в них общие признаки.

1. Стебель - лист

2. Глаза – нос

3. Фенол – карбоновые кислоты

4. Окисление – восстановление

5. Глотка - желудок


6. Правильные ответы на задания

I. 1. а), в), 2. б), а), 3. а), в), 4. г), в), 5. в), б)

 

П. 1. наука, микробиология и др.; 2. растение, береза и др.; 3. наука, органическая химия и др.; 4. химическая реакция, жесткое окисление и др.; 5. углеводород, пропан и др.

III. 1. предельный спирт – спирт – органическое вещество; 2. техническое растение – семейство злаковые – класс однодольные; 3. многоосновная кислота – карбоновая кислота – органическое вещество; 4. кошка – млекопитающее - хордовое; 5. малина - ягода – плод.

IV. 1. Карбонат натрия, средняя соль, соль, неорганическое соединение; 2. Яблоня, плодовое дерево, дерево, цветковое расте­ние, растение; 3. Барий, щелочноземельный элемент, металл, неорганическое вещество; 4. Бактериофаг, вирус бактерий, вирус, неклеточная форма жизни; 5. Белый ле­бедь, лебедь, водоплавающая птица, птица, позвоночные.



V. 1. Орган растения

           
   
   
 
 

 


Корень Лист Плод

 
 

 

 


Сочный плод

 
 

 


Ягода

 

 

2. Ткани животных

           
     
 
 

 


Эпителиальная Соединительная Мышечная

 
 

 


Мерцательный

эпителий

 

 

3. Хордовые

       
   


Бесчерепные Позвоночные

       
   
 
 

 


Головохордовые Рыбы

 
 

 


Хрящевые рыбы

 

 

4. Анализатор

 

Рецепторы Нервные Мозговые центры

пути

 
 


Центральное

Проводящее звено

звено

 

 

5. Животные организмы

 
 

 


Позвоночные

       
 
   

 


Птицы Млекопитающие

 
 


Перелетные

 
 


Грач

 

VI. 1. Верно, 2. Верно, 3. Неверно, 4. Верно, 5. Неверно.

VII. 1. Неверно, 2. Верно, 3. Верно, 4. Неверно, 5. Верно.

VIII. 1.а), в), 2. б), в), 3. а), г), 4. а), в), 5. а), в).

IX. 1. Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение. 2. Непредельные углеводороды, содержащие одну двойную связь между атомами углерода. 3.Видоизмененный укороченный побег, приспособленный для размножения покрытосеменных растений. 4. Элемент побочной подгруппы второй группы. 5. Процесс переноса пыльцы с пыльника на рыльце пестика.

X. 1. части растений, 2. органы чувств, 3. органические соединения, 4. химические реакции, 5. элементы пищеварительной системы.

 


 



 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример концепции управления портфелем недвижимости | Как любить ребенка




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.