Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиск способов решения проблемы.






 

15. «Этап вхождения в новый опыт»- это одна из стадий консультативного процесса. Кто автор этого подхода?

Автор подхода: А.Ф. Бондаренко

 

16. Перечислите техники, используемые в консультативной беседе.

1. Вербальная поддержка того, что говорит и делает клиент во время консультативной беседы.

2. Отзеркаливание

3. Перефразирование

4. Обобщение

5. Эмоциональная поддержка клиента

6. Постановка перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов типа «Что?» «Как?» «Каким образом?» «Зачем?» «Почему

7. Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка

8. Интерпретация

 

17. Назовите значения и смыслы, которые может заключать в себе молчание клиента.

Большинство клиентов, которые обращаются в психологическую консультацию, имеет психологические барьеры и комплексы, которые препятствуют нормальному общению с людьми, в том числе и с психологом-консультантом. Особенно сильно отрицательное действие подобных барьеров и комплексов проявляется в незнакомой обстановке, например при первой встрече психолога-консультанта с клиентом, в ожидании непростого разговора клиента с незнакомым человеком – консультантом – о своих, глубоко личных проблемах.

 

18. Назовите первый тип ошибок, допускаемый консультантом в процессе психологического консультирования.

 

Первый тип ошибок - неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Ошибки первого типа, делятся на следующие подгруппы:

Ошибки неточной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультирования, особенно на стадии диагностики и исповеди.

Ошибки неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

Ошибки преждевременных выводов, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать поспешные заключения еще до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

Ошибки неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены клиентом.

 

19. Назовите второй тип ошибок, допускаемый консультантом в процессе психологического консультирования.

 

Второй тип ошибок - неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту.

В этой группе выделяются следующие ошибки:

Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту. Трудновыполнимые или практически не выполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.

 

20. Назовите третий тип ошибок, допускаемый консультантом в процессе психологического консультирования.

Третий тип ошибок - неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта, или совместно найденных решений.

· Неправильные действия клиента, порождаемые его неверным пониманием или недопониманием того, что ему посоветовал делать психолог- консультант или того совместного решения, принятого на консультации.

· Неправильные действия клиента, вызванные объективной невозможностью вести себя так, как ему казалось целесообразным в ситуации общения с психологом в силу, например, изменившихся условий жизни или каких-либо других, объективных жизненных обстоятельств.

 

 

21. В чем состоит эмоциональная поддержка клиента?

 

Для нейтрализации возможного отрицательного действия комплексов и снятия психологических барьеров используется процедура снятия психологических барьеров. При применении этой процедуры психолог-консультант с помощью специальных действий и приемов успокаивает клиента, создает для него ситуацию психологической безопасности, раскрепощает его, вселяет в него уверенность, вызывает доверие к себе.

Процедура эмпатического слушания включает в себя два взаимосвязанных момента: эмпатию и слушание, которые в данном случае взаимно друг друга дополняют. Слушание заключается в том, что, отрешившись на время от собственных мыслей и переживаний, психолог-консультант полностью сосредоточивает свое внимание на клиенте, на том, что он говорит. Задача эмпатического слушания заключается в достаточно глубоком, эмоциональном понимании клиента – таком, которое позволило бы психологу-консультанту лично воспринять и до конца понять все то, о чем ему говорит клиент, а также приобрести способность думать и переживать происходящее так же, как его переживает сам клиент (эмпатический момент слушания).

 

22. Что представляет собой процедура снятия психологического напряжения у клиента?

Снять психологическое напряжение у клиента, создать благоприятную психологическую атмосферу можно с помощью следующих техник:

1. Вербальная поддержка того, что говорит и делает клиент во время консультативной беседы.

2. Отзеркаливание – прием заключается в незаметном для клиента повторении его высказываний и движений;

3. Перефразирование.

4. Обобщение.

5. Эмоциональная поддержка клиента.

6. Постановка перед клиентом стимулирующих его мышление вопросов типа «Что?» «Как?» «Каким образом?» «Зачем?» «Почему?».

7. Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка

8. Интерпретация. Эта техника применяется для того чтобы сделать правильные выводы из рассказа клиента и не ошибиться в оценке его проблемы.

 

23. Что представляет собой процедура активизации памяти и мышления клиента?

Процедурой активизации мышления и памяти клиента называется система приемов, в результате применения которой активизируются, становясь более продуктивными, когнитивные процессы клиента, в частности его память и мышление, связанные с обсуждаемой проблемой, с поиском ее оптимального практического решения. Клиент в результате применения данной процедуры начинает точнее и полнее вспоминать события, факты, имеющие отношение к его проблеме, открывает для самого себя и внимательно слушающего его психолога-консультанта то, что раньше было скрыто от сознания.

 

24. Чем отличается совет психолога-консультанта от непрофессионального совета?

· Грамотный психолог будет строить психологическую помощь на взаимном сотрудничестве, он не будет навязывать свое мнение, свой личный опыт («а вот я…»), пытаться решить проблему вместо клиента, но и не оставит его без поддержки в поиске решений и ресурсов.

· Профессиональный психолог не будет ставить оценки поступкам и личности клиента, но будет акцентировать внимание на сильных сторонах человека, способствующих разрешению проблемы. Он может быть невыносим, когда сталкивает клиента с проблемой или неприятной действительностью.

· Ученая степень и написанные книги психолога – не всегда признак практического умения помогать.

· Хороший специалист умеет понять и принять любые чувства клиента, оставаясь доброжелательным, уверенным и спокойным. Это не отменяет возможности использовать юмор в работе, а также быть активным, живым, приветливым, и иногда чуть-чуть непонятным.

· Профессионализм специалиста не позволит обещать клиенту «золотые горы», чудесное исцеление, убеждать его в своей «исключительности», а также «дружить» с клиентом, хотя бы до окончания работы.

· Хороший психолог понятно и грамотно говорит, не шокирует специальными терминами, но и не «базарит».

· В ходе работы вы постепенно чувствуете доверие и безопасность, и ваша проблема и самочувствие постепенно изменяются.

 

25. Почему консультанту следует осознавать собственные предпочтения относительно профессиональной позиции?

 

Консультанту важно о сознавать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, психолог неизбежно " вносит" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

 

 

26. Что такое «конфликт ожиданий клиента и консультанта»?

 

Особенностью в дистантного консультирования является то, что ни консультант, ни клиент не видят друг друга, что часто провоцирует манипулятивное поведение клиента. В случае телефонного консультирования манипулятором выступает клиент. От консультанта клиент ожидает компетентного, открытого совета, рекомендаций.

Если психологу-консультанту ближе и симпатичнее психотерапевтическая позиция, такие ожидания клиента будут противоречить сути этой позиции, которая заключается в том, что, являясь активным участником психотерапевтического процесса, он лишь побуждает абонента найти и мобилизовать свои психологические ресурсы для преодоления трудностей и принятия важных решений. Предпочитаемая консультантом профессиональная позиция может «сыграть злую шутку», инициируя появление собственных ошибок восприятия и провоцируя неэффективную коммуникацию. Установка на то, что немедленная активизация собственной психической активности клиента является панацеей от всех его неразрешенных проблем, может привести к несовпадению (конфликту) ожиданий двух субъектов процесса психологического консультирования.

 

27. Назовите функции психотерапевтических историй и притч.

Истории и поговорки как средства изменения точки зрения выполняют ряд функций. Перечислим их:

· функция зеркала (клиент видит себя как в зеркале);

· функция образца (истории представляют собой образцы поведения, воспроизводят ситуации и описывают возможные решения);

· функция опосредования (смягчают ситуацию конфронтации между консультантом и клиентом при анализе альтернативных концепций);

· функция сохранения опыта (вследствие своей образности и эмоционального резонанса, который они вызывают, истории хорошо запоминаются);

· функция транскультурного взаимодействия (истории других культур обогащают репертуарный диапазон моделей поведения, позволяют взглянуть на собственные культурные традиции более гибко);

· истории как средство развития интуиции и воображения;

· истории как контрконцепция (в истории предлагается на выбор клиента альтернативное решение его проблемы);

· истории как средство самопознания.

 

28. Чем отличается профессиональная позиция консультанта в консультировании психотерапевтической, просветительской и диагностической направленности?

Психотерапевтическая направленность. Консультативный процесс во многом зависит от понимания психологом собственной роли и места психологического знания в индивидуальной и социальной жизни людей. Обоснование определенного воздействия на другого человека опираются на устойчивые параметры психической реальности самого психолога, одной из которых реальностей является концепция жизни.

В просветительской модели психолого-педагогического консультировании позиция психолога-консультанта в большей степени определяется нормативно-ролевым и технологическим уровнем профессиональной деятельности, предполагающими функциональную компетентность специалиста. Личностные компоненты в этом случае становятся зависимыми от функциональных.

При наличии общих принципов и методов оказания дистантной консультативной помощи необходимо отметить следующее: при общении с консультантом у клиента формируется фантазийный (мифологический) образ консультанта. Этому способствуют принципы анонимности как большинства консультантов, так и клиентов. Клиент, получая большой простор для построения образа, бессознательно формирует то, что наиболее подходит для развития позитивного переноса; наделяет консультанта как “необходимым” внешним видом, так и личностными чертами. Создается таким образом соответствующая структура “мифа”.

Другая группа специфических явлений вязана с особенностями телефонного контакта как таковыми: отсутствие зрительных впечатлений (блокирование визуального канала восприятия информации) накладывает основную нагрузку на слуховой канал. Причем большое значение приобретает не только сам текст сообщения (вербальное выражение проблемной ситуации), но и такие нюансы человеческого голоса, как тон и тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. При хорошем качестве телефонной связи можно также говорить и о темпе дыхания.

 

29. С какой целью используется техника «Семь шагов до результата»?

Техника «Семь шагов до результата» представляет собой пошаговую процедуру уточнения той цели, которую клиент представляет как решение своей проблемы. В ходе реализации этой техники консультант последовательно задает клиенту следующие вопросы.

РЕЗУЛЬТАТ 1. Чего вы хотите добиться?

ПРИЗНАКИ 2. Как вы узнаете, что достигли цели? Что вы увидите, услышите, почувствуете, сможете сделать?

УСЛОВИЯ 3. Где, когда и с кем вам это необходимо и желательно? Где, когда и с кем – нежелательно?

СРЕДСТВА 4. Чего вам не достает, чтобы достичь цели? Каких ресурсов?

ОГРАНИЧЕНИЯ 5. Почему вы не достигли цели раньше?

ПОСЛЕДСТВИЯ 6.Что произойдет, если вы достигнете /не достигнете цели?

ЦЕННОСТЬ 7. Стоит ли цель ваших усилий?

Проходя последовательно семь этапов, клиент сам наводит «ревизию» собственных убеждений, проясняет смысл своих прошлых и будущих действий, осознает ценность настоящих событий. Главным моментом в выполнении этой техники является последовательное и самостоятельное движение клиента от первого этапа к заключительному. Консультанту, работающему на телефоне доверия, необходимо вести запись беседы с клиентом. Это поможет восстановить логику и последовательность прохождения этапов в том случае, если технику не удастся выполнить в течение одной консультативной беседы.

 

30. Перечислите шаги в технике «Воспоминание из будущего».

1) - Когда, на Ваш взгляд, проблема может быть разрешена?

(желательно, чтобы клиент назвал примерную дату, например, через 5лет)

2) - Давайте представим нашу встречу через 5 лет. Где мы с Вами встретились? Как вы одеты?

3) - Как теперь в 2014 году – выглядит Ваша жизнь? Что иначе происходит в ней по сравнению с сегодняшним днем? Что происходит дома, на работе?

(образ описывается клиентом в терминах настоящего времени, от первого лица; важно подробное, детальное описание образа будущего)

4) - Разговор о том, как получилось, как удалось достичь такого результата? Что помогло решить проблему?

(если клиент говорит: «Я не знаю, Вы помогли…» - уместно спросить: «А что именно из того, что я говорил, Вам помогло?»

5) – Что из воспоминаний можно сделать сейчас, в настоящем?

(если помогли другие люди - в чем именно заключалась их помощь? Что мешает обратиться к ним за помощью сейчас?)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.