Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Союз философии и медицины в истории культуры.






Каждый этап развития культуры имеет свой ключевой мировоззренческий принцип, который, распространяясь на все сферы бытия, обеспечивает ее единство. Центральным принципом античной культуры был космоцентризм, основанный на представлении о существовании совершенного, упорядоченного, разумно организованного мира. Единство человека и Космоса, жизнь в согласии с космическими законами, по учению античных мудрецов, гарантирует здоровье. Болезнь же трактовалась как нарушение гармонии человека с Космосом и внутри самого человека. Не случайно одним из наиболее почитаемых богов в античности был Асклепий (в римском варианте Эскулап). Его культ был направлен на охрану и восстановление здоровья, т.е. носил врачебный характер. Наиболее известные врачи-философы античности – Алкмеон, Эмпедокл, Гиппократ. Гиппократ противопоставлял медицинский опыт теоретическому созерцанию, но в то же время отождествлял медицину с мудростью. В школе Гиппократа сложился этический врачебный кодекс, не утративший своей значимости и в наше время.

Центральный принцип средневековой культурытеоцентризм. Болезнь и смерть рассматривались здесь как наказание Божие, расплата за грехи. Господство Церкви в Средние века тормозило развитие наук, в том числе медицины. Но в то же время духовенство, прежде всего при монастырях, исполняло и врачебные функции. Именно в эту эпоху в Европе возникли первые университеты, в которых существовали и медицинские факультеты. Ведущим стилем мышления средневековья являлась схоластика с ее принципом «гармонии веры и разума». Схоластическая медицина, несмотря на зависимость от богословия, стремилась к естественнонаучным знаниям о человеке и его организме. Одним из интересных явлений средневековой культуры была алхимия, которая сыграла роль накопителя естественнонаучных, особенно химико-фармацевтических знаний. Немало врачей-философов представлено средневековой мыслью Востока: Авиценна (Ибн Сина), Аль Фараби и др.

Культура эпохи Возрождения характеризуется принципом антропоцентризма и сочетанием натурфилософской традиции с религиозностью (пантеизм). На этом противоречивом фоне развивались науки, в том числе медицина. Главной ценностью становится человек, который рассматривается в неразрывном единстве с природой, важнейшее значение приобретает понятие «жизнь». Медицина эпохи Возрождения воспринимала натурфилософский, целостный подход к человеческому организму и в то же время накапливала конкретное знание, постепенно становясь самостоятельной наукой. Немало открытий в этот период было сделано в области анатомии. Наиболее известными врачами-философами этого периода были Парацельс (врач, философ, алхимик, борец против ортодоксальной схоластики) и Андрей Везалий (значительный вклад в анатомические исследования).

Среди центральных принципов Нового времени следует назвать, прежде всего, рационализм, стимулирующий развитие теоретической медицины; эмпиризм, заложивший основы экспериментальной науки; механицизм, который стремился исследовать не только неживую, но и живую природу, включая человека, его организм и душу, согласно законам механики. В рамках механистического мировоззрения причину изменения состояния организма, возникновения болезни (так же, как изменения любых других объектов) искали во внешних причинах. В то же время механистический подход ставил задачу учитывать взаимозависимость всех частей организма и связь между материально-физиологическими и духовно-психическими процессами. Такой подход способствовал укреплению материалистических позиций в медицине, что, в свою очередь, поднимало статус материализма в философии. Выдающимися врачами-философами Нового времени были Р.Декарт, Ж.-О.Ламетри (их имена называют среди основоположников физиологии и психологии), Дж.Локк.

В российской науке среди наиболее выдающихся врачей-философов можно назвать:

- Сеченова Ивана Михайловича - «отца русской физиологии» и основоположника материалистического подхода к изучению психических явлений. Сеченов положил начало экспериментальным исследованиям центральной нервной системы;

- Павлова Ивана Петровича, который развил учение Сеченова, сформулировал основные законы и механизмы деятельности головного мозга;

- Мечникова Льва Ильича, который рассматривал состояние организма в тесной взаимосвязи с особенностями состояния природной среды;

- Вересаева Викентия Викентьевича, писателя и врача, который разрабатывал этические проблемы медицины (книга «Записки врача» - 1901 г.), и др.

В западной философии ХХ в. связь философии и медицины наиболее отчетливо выражена в психоанализе. Теория бессознательного врача-психиатра и мыслителя З Фрейда имеет огромное значение как для философии, так и для медицинской практики.

В конце ХХ в. медицина как сфера научно-практической деятельности и область естественнонаучного знания становится одной из лидирующих (лидерство одной из наук среди других – это естественное состояние культурной жизни: в XVII - XVIII вв. лидирующей наукой была физическая механика, в конце XIX – начале ХХ вв. – квантовая механика, с середины ХХ в. – биология, а с конца ХХ в. идет тенденция к лидерству медицины). Феномен жизни становится самой актуальной темой естественнонаучного и философского познания. Это вызвано рядом факторов.

1) В настоящее время проблемы жизни и смерти, здоровья и здорового образа жизни рассматриваются не как индивидуально-личностные, имеющие значение для выживания и развития отдельного индивида, а как проблемы социальные. Феномен человеческого здоровья приобрел значение глобального фактора развития общества. Современная наука говорит не только о технологиях оздоровления организма, но и о «политике здоровья». Полноценное, здоровое существование личности основано на соблюдении двух принципов: 1)гармония с природой и 2)успешная социализация, полноценная реализация в обществе.

2) В то же время современная цивилизация породила множество факторов, оказывающих негативное воздействие на формирование личности и состояние здоровья человека. Как писал К.Ясперс, «цивилизация создает особые физические условия, которые на тех же правах, что и природные обстоятельства, воздействуют на здоровье людей и могут приводить к возникновению как физических недугов, так и аномальных состояний души» («Общая психопатология»). В настоящее время появился термин «болезни цивилизации». К числу таких факторов ученые относят, прежде всего, следующие:

-глобальное, все ускоряющееся развитие техники;

-разрушение естественной природной среды существования;

-перенаселение Земли (вызывает агрессивность вследствие скученности индивидов);

разрыв с традицией, выражающийся в невозможности наследования социальных норм и духовных ценностей, здорового образа жизни;

-генетическое вырождение, приводящее к закреплению асоциальных (девиантных) способов существования;

-распространение средств и технологий воздействия на массовое сознание;

-«обесценивание» человеческой жизни вследствие распространения производства средств массового уничтожения и др.

3) Медико-биологические науки за последние годы достигли такого уровня развития, что стало возможным изменять саму жизнь (*изменение пола, *клонирование и т.д.). Поэтому открытия в этой области требуют глубокого философского осмысления и обоснования. На основе интеграции естественных и социальных наук происходит формирование новых отраслей медицины: реабилитационная медицина, медицинская кибернетика, криомедицина, космическая медицина, медицинская экология и др. Эти науки требуют целостного подхода к человеку как биосоциальному существу, учета синтеза биологических, психических, социальных аспектов жизнедеятельности человека, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.