Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключение






По данным истории и этнографии, лезгины, населяющие территорию современного Северного Азербайджана и Южного Дагестана, являются одним из крупных и древнейших народов Кавказа, игравшим большую роль в политической, экономической и культурной жизни региона. В настоящее время он состоит из десяти близкородственных народностей. Помимо лезгин в него входят также табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, удины, крызы, будухцы, арчинцы, хиналуги.

В IV в. до нашей эры здесь создается албано-лекское государство — Алпан (Кавказская Албания). Изучение исторической географии и топонимики позволяет говорить о том, что лезгиноязычный народ с периода Кавказской Албании до XX в. занимал более значительную территорию на юге, чем в настоящее время. В период IV в. до н.э. — I в. н.э. завершается процесс объединения близкоязычных племен и сложения албано-лекского народа. С I в. до н.э. до VII в. н.э. — один из крупных периодов расцвета местной албано-лекской культуры. Культура албано-леков была самобытной. Воздействие эллинистичеекой и римской культур не достигает здесь того уровня, какой наблюдается в Армении и Иберии, так как экономическое развитие и географическое положение Албании обуславливали специфический характер развития ее культуры.

В IV — VII вв. происходит процесс усиления культурного сближения феодальной Албании с соседними Арменией и Иберией на почве общей борьбы с сасанидским Ираном, с Византией и с хазарами, а затем с арабами. Этот период отмечен сближением материальной и духовной культур народов Албании, Армении и Иберии. Это проявилось, например, в усовершенствовании в 415 году армянским просветителем Месроном Маштоцем албано-лекского алфавита, постепенным распространением в Албании через Армению и Иберию христианства. В свою очередь, большое влияние на соседние страны (Армению, Иберию) оказывает музыкальная и танцевальная культура албано-леков. Аналогичным образом обстояло дело и с взаимодействием материальных культур албано-леков, армян и иберов.

До начала распространения христианства (II — III вв.) в Албании, как и в Греции, существовал культ многобожества (Алпан, Мин, Тар, Гек, Тавар, Атар, Алапехъ, Минкир, Инкир и др.) По названию главного божества Алпана (" Громовержца") народ получил название алпанар (алпаны-албаны).

С захватом Албании Персией (III в.) идет процесс насаждения религии зороастризма, навязывания персидского языка и письменности. Это влияние сказывалось, в основном, в городах.

Героическая борьба албано-лекского народа против персидских завоевателей положила начало созданию народного эпоса " Шарвили".

Под воздействием персидских завоевателей уже в VI веке начался распад Албанского государства. Появляются относительно самостоятельные области Албании: Ширван на юге, Лакз (Восточный и Западный), охватывающий среднюю и северную территорию Албании.

В VII — VIII вв. появляется первое крупное произведение албанского историка М. Каланкатвацви " История Албании", дошедшее до нас на армянском языке.

С начала VII века начинается усиленная экспансия арабских завоевателей. Арабские источники IX — X вв. часто упоминают о лезгинах, табасаранцах, которые оказывают упорное сопротивление завоевателям. Южные лезгины (Ширван) одними из первых принимают мусульманство на Восточном Кавказе и вскоре становятся активными его проводниками. Арабы, захватив Восточный Кавказ, навязали народам этого региона и свою религию (ислам), и письменность.

Новая политическая и экономическая обстановка, сложившаяся в Кавказской Албании после арабского завоевания, обусловила новые формы ее культуры при сохранении древних местных традиций.

В VII — XIII веках албано-лезгины создают произведения на албано-лекском (М. Каланкатвацви), иранском (Низами Гянжеви, Хагани Ширвани и др.) и арабском (Авзал ад-Дин Хунеджи и др.) языках. Естественно, они пользовались и соответствующими алфавитами. Арабским языком и графикой лезгины пользовались до первой четверти XX в. Произведения лезгинских ученых и поэтов на персидском и арабском языках практически не изучены, многие из них присвоены другими народами.

Таким образом, лезгины с начала V века (415 г.) имели и пользовались письменной графикой: собственно албано-лекской, иранской, арабской, а с приходом русских-кириллицей.

В период нашествия татаро-монгольских завоевателей (XIII — XIV вв.) лезгины в литературе того периода проходят как одни из крупных народов Восточного Кавказа. Источники этого периода сообщают также, что лезгины имели своих эмиров-правителей. В начале XV в. лезгинский эмир Мацар (Маза) покоряет Башли, Кайтак, Кумух и на территории нынешнего Дагестана закладывает основы новых династий Кайтакских уцмиев, ханов и шамхалов.

Албано-лекский народ первым встречал завоевателей с юга. Поэтому нашему народу приходилось прилагать огромные усилия для защиты Родины, вписывая в историю Кавказа немало героических страниц.

Непрерывные нашествия персов, арабов, хазар, татаро-монгол, турок не давали возможности восстановить единое государство. Однако и в этих жесточайших переделках албано-лезгинские области сохраняли свои самостоятельные государственные образования — Ширван (VI — XVII вв.) Лакз (VI — XVвв.).

В начале XVIII в. в Албано-Лезгистане повсеместно начались антиколониальные восстания лезгиноязычных народов (при поддержке дагестанских народов — кайтакцев, лакцев…), в результате которых персы были вытеснены из Восточного Кавказа. На обширной территории — Ширван и Куба восстанавливается лезгинское государство-ханство Хаджи-Давуда Мюшкюрского (1721-1728 гг.). Лезгинское государство-ханство официально было признано Россией и Турцией.

Хаджи-Давуд в борьбе с Иранскими завоевателями ищет покровительства и поддержки России. В то время Россия была ориентирована на Персию. Кроме того, посредники между Хаджи-Давудом и Петром Первым представляли русскому царю неверную информацию о намерениях лезгинского хана, вследствие чего Хаджи-Давуд не получил должной поддержки от русского правительства. После этого Хаджи-Давуд заключает союзническое соглашение с Турцией, направленное против Ирана.

Хаджи-Давуд проводил независимую политику, что не нравилось и Турции. Поэтому, пригласив Хаджи-Давуда с семьей и свитой на церемониальные торжества, как руководителя дружественной страны, его коварно арестовывают и отправляют в ссылку на остров Родос в Средиземном море. Правление в ханстве передается Чолак Сурхаю, который был личностью более приемлемой для Турции.

В 30-40-х годах XVIII в. Иран соверщает новую агрессию на Восточный Кавказ и захватывает обширные территории, включая и восточную часть Албании-Лезгистана. Надир-шах терпит поражения от лезгин, табасаранцев, лезгиноязычных народов шахдагской группы, других дагестанских народов. После изгнания Надир-шаха на Восточном Кавказе создается множество ханств. Во второй половине XVIII века Фет-Али-хану Лезгинскому удается объединить лезгинские ханства почти на всей территории Албано-Лезгистана. При этом Фет-Али-хан устанавливает дипломатические отношения с Россией, которая оказывает Фет-Али-хану военную помощь в зашите интересов Лезгистана.

В 1783 и 1797 годах Россия пытается восстановить государство Алпан (Кавказскую Албанию) в прежних границах.

Покорение Албании-Лезгистана Россией в конце XVIII — начале XIX в. оградило его от непрерывных нашествий иранских и турецких завоевателей и вовлекло в сферу социально-экономической и политической жизни России. Хозяйство и ремесла лезгиноязычных народов после вхождения в cocтав России все больше приобретают товарные характер и зависят от рынка.

Древнейшими занятиями народностей лезгинской группы были земледелие, садоводство, виноградарство, животноводстве, домашние производства и ремесла. Земледелие, садоводство и виноградарство наиболее развиты были у лезгин и табасаранцев, живущих в прибрежных и предгорных районах Юго-Восточного Кавказа. У лезгин, табасаранцев, рутульцев, цахурцев и народностей шахдагской группы, населяющих горную часть страны, ведущей отраслью хозяйства было скотоводство, особенно, овцеводство. На указанной территории в начале XX в. содержалось более двух миллионов голов скота. К 50-м годам XX века этот скотоводческий комплекс был разрушен националистическими руководствами Азербайджана и Дагестана. За счет этого поголовье скота сократилось в 7-8 раз.

В горной части Албании-Лезгистана ощущался и ощущается недостаток пахотных земель. Земледелие не обеспечивало необходимого прожиточного минимума для населения. Недостающий хлеб приобретался в обмен на продукты животноводства и предметы ремесленного производства у земледельческого лезгинского населения плоскостных районов Албании-Лезгистана.

Таким образом, Албания-Лезгистан представлял и представляет собой единый и взаимозависимый народно-хозяйственный комплекс, области которого не могут существовать отдельно. Поэтому деление его таможнями и границами гибельно для лезгинского народа как такового.

Наряду с земледелием и животноводством у народностей лезгинской группы, благодаря наличию сырья: шерсти, шелка-сырца, естественных красителей на основе марены, кожи, глины для керамики, ценных пород дерева, камня, руд были развиты домашние производства и ремесла (ковроткачество, производство тканей, гончарное дело, резьба по дереву и камню, изготовление ювелирных изделий и оружия). Естественными красителями на основе марены Албано-Лезгистан обеспечивал почти полмира.

Указанные ремесла были дополнительными источниками дохода хозяйств. Ковроткачество, производство шелка-сырца, тканей, изготовление ювелирных изделий, производство краски на основе марены и гончарное производство приобрели ремесленно-товарный характер. Указанные выше изделия отличались высокой техникой изготовления и исключительной оригинальностью. Например, в Отчете дербентского губернатора за 1850 г. говорится: " После марены (естественного красителя шерсти) замечательна выделка азиатского оружия в Дербентском уезде и в Кюринском ханстве" (ЦГИАЛ, ф. 1268, оп.5, д.372, л.17).

Еще до Октябрьского переворота лучшие лезгинские и табасаранские ковры экспонировались на выставках и выставлялись в музеях США, Европы, и России. Многие экземпляры лезгинских ковров и сейчас хранятся во многих музеях мира.

Как материальная культура, так и весь комплекс хозяйственной и трудовой деятельности народностей лезгинской группы практически идентичны, что свидетельствует об их общности, сложившейся в результате длительных историко-культурных связей. Некоторые особенности материальной культуры народностей лезгинской группы проявляются в зависимости от естественно-географических условий их расселения. Здесь не типы, а варианты одной и той же культуры.

Национальная одежда народностей лезгинской группы в основном сходна между собой. Несмотря на различие хозяйств и доступных горным и прибрежным народностям лезгинской группы продуктов питания, их национальная кухня и способы приготовления блюд также одинаковы.

О древности населенных пунктов народностей лезгинской группы свидетельствуют археологические данные, письменные источники, развалины укреплений, куфические надгробные каменные плиты, остатки христианских базилик, мусульманские мечети и минареты.

В архитектурном отношении селения народностей лезгинской группы находятся в тесной связи с рельефом местности. На плоскости они были просторными, включали сады, виноградники и огороды, а в горах скученными и состояли из тесно прилепившихся друг к другу домов. Села здесь располагались амфитеатром.

У народностей лезгинской группы прослеживается общность в строительной технике и планировке селений и жилищ. Характерные строения в прошлом — это каменные и саманные двухэтажные дома с плоской крышей, с внутренним камином, нишами в стенах жилища и встроенными полками.

В языковом плане все лезгиноязычные народы происходят от одного корня, поэтому их и называют лезгиноязычными. В прошлом языковое различие было минимальным. Наибольшему засорению подвергся язык самого крупного народа — лезгин. Особенно большим деформациям лезгинский язык подвергся за последние 100 лет: он стал эклектичным, совершены большие заимствования из других языков.

Конечно, заимствования слов и понятий из языков других народов неизбежны. Однако в лезгинском языке это сделано варварски: многие коренные лезгинские слова необоснованно заменены словами и понятиями других народов.

Выдающимся событием последнего времени является дешифровка албанских надписей на изделиях, найденных при археологических раскопках в Минчегауре. И все они написаны на чистом лезгинском языке! При этом установлено много лезгинских слов, потерянных в последующем. Все изложенное выше о языке лезгиноязычных народов говорит о том, что настало время его серьезной и продуманной реформы, возвращения в него коренных лезгинских слов, потерянных нами ранее.

Лезгины внесли выдающийся вклад в копилку мировой экономики, культуры и литературы:

— созданием собственной письменности в III-IVBB.;

— историографическими произведениями:
Эпос " Шарвили" (III — IV вв.), История Албании (VII — VIII вв.), Ахтынаме (X в.), История Дербента и Ширвана (XI — XII вв.) и т.д.;

— Лезгинский народ дал выдающихся историков, поэтов, писателей: Моисей Каланкатвацви (VII — VIII вв.), Низами Гянжеви, Хагани Ширвани, Макки ибн Ахмад ал-Бар-даи, Хаким ибн Ибрахим ибн Хаким ал-Лакзи (все XI — XII вв.), Авзал ад-Дин Хунеджи (XIII в.), Мелик Кюреви (XIV в.) и.т.д.;

— архитектурными и строительными комплексами — крепости Дербент (VI в.), Торпах-Кала (VI в.), Комплекс Ширваншахов в Баку, старинные сооружения в Шеки, Кабала, Гяндже и др.;

— великолепным прикладным искусством (ковры, гончарные и ювелирные изделия);

— созданием самобытной музыкальной культуры, на которой сейчас основана вся музыкальная культура так называемых азербайджанцев; лезгинская музыка в значительной мере повлияла на музыкальную культуру армян, иберов (грузин), дагестанцев;

— созданием всемирно известного танца – Лезгинка;

— выдающимся вкладом в развитие мусульманской теории и права: Яхья Ширвани (XV в.), Мирза Казембек (Х1Хв.), М. Ярагинский (XIXв.).

С покорением Кавказа Россией все ханства Восточного Кавказа входят в состав России на договорных началах. Колонизация Восточного Кавказа осуществлялась жесткими мерами, поэтому народы Восточного Кавказа восстают против России (Кавказская война, восстания 1877 г.). После подавления восстания 1877 г. наступает относительно стабильный период развития Восточного Кавказа под опекой России. С конца XIX в. до Октябрьского переворота в рамках единого Российского государства лезгины добились значительных успехов в социально-экономическом и культурном развитии. Со второй половины XIX века в Баку и его окрестностях стали интенсивно осваиваться богатейшие залежи нефти. Для этой цели нужна была дешевая рабочая сила. Поэтому сюда нахлынули народы со всего Кавказа. Поволжья и особенно с соседних стран — Ирана и Турции. Переселенческим процессам из Ирана и Турции способствовало и то обстоятельство, что Россия оказалась более демократическим государством, чем Иран и Турция. По данным профессора М. Исмаилова (" Социально-экономическая структура Азербайджана в эпоху империализма. Баку. 1982) отходничество из Северо-Западного Ирана (Иранского Азербайджана) в Россию, принявшее в 80-х годах XIX в. массовый характер, к 1905 г. достигло не менее 300 тыс. человек в год. Большая часть указанных отходников оставалась в Бакинской и Елизаветпольской губерниях. По утверждению указанного автора численность населения Баку в 1843 г. составляла 6198 человек (в основном лезгины, персоязычные таты, талыши…). Численность населения Баку в 1904 году составило 177 тыс. человек, т.е. численность населения Баку за указанное время возросла более, чем в 28 раз.

Тюркское население, перешедшее из Северо-Западного Ирана, в Бакинскую и Елизаветпольскую губернии России от местных аборигенных народов получило название " азербайджанцы", поскольку указанная область Ирана имела историческое название Атропотакан-Азербайджан. В то время людей различали не по национальности, а по месту их происхождения. Например, лезгин из Самурской долины называли " самурцами", из Кубы — " кубинцами", и " Шеки-шекинцами", жителей долины р. Кюра (Кура) –– " кюринцами" и т.д.

В 70-х годах XIX вв. в Турции создается пантюркистское и панисламистское движение, которое ставило перед собой цель теоретического обоснования захвата чужих территорий, их тюркизации и объединения тюркских народов на основе ислама под началом Турции.

В конце XIX — начале XX в. в России начинаются революционные процессы. В 1904-1906 гг. в Баку создаются социал-демократические организации " Фарух" (" Поборник справедливости") и " Гуммет" (" Энергия"), а в 1911 г. — Муссават" (" Равенство"). Последний был создан при активном содействии Турции, поэтому он стоял на ярых националистических, пантюркистских позициях.

Воспользовавшись разломными процессами в России, в начале XX в. Турция активно проникает в Закавказье. С помощью Турции турки и пантюркисты прибирают к рукам экономику Баку (Тагиев и др.).

В мае 1918 году в Баку объявляется создание демократической республики Азербайджан. В сентябре 1918 года Турция оккупирует Восточный Кавказ и к власти в Азербайджане приводит турков и пантюркистов. Мусаватисты, захватив власть в Баку, расправляются с организацией " Фарух", физически уничтожают ее руководителей (лезгин).

" Танцующие в церквях большевики", придя к власти в России, не имея опыта руководства страной, не принятые мировым сообществом, хватаются за соломинку — устанавливают союзнические отношения с Турцией, помогают последней в материальном и в военном отношении против Запада. До 30-х годов XX в. Турция активно работает в Восточном Кавказе. Турки и пантюркисты проводят огромную работу по распространению тюркского языка как языка межнационального общения. По данным дагестанского ученого и просветителя Али Каяева турецкий язык в начале XX в. преподавался не только на территории нынешнего Азербайджана, но и в Самурском и Кайтако-Табасаранском округах Дагестана.

В этот период многие топонимы (названия местностей), ойконимы (названия сел, местности, городов), гидронимы (названия рек, озер, морей), урбонимы (названия крепостей, улиц, площадей, базаров) Восточного Кавказа переименовываются на тюркский лад.

Этот процесс продолжается и сегодня. Население Лезгистана полностью охвачено теле-радиопередачами из Баку на тюркском языке. В то же время население Ахтынского и Рутульского районов Южного Дагестана не могут смотреть телепередачи из Махачкалы, а население лезгинских районов Азербайджана вообще лишены телерадиопередач на лезгинском языке, как со стороны Баку, так и со стороны Махачкалы!

Возмутительная метаморфоза произошла с этнографическими картами Дагестана в двух изданиях: " История Дагестана (М., 1957) и " Народы Кавказа" (МЛ 960). За три года между этими изданиями происходит грандиозное " изменение" этноса на значительной территории Лезгистана в рамках Дагестана. В " Истории Дагестана" на этнографической карте народов Дагестана зафиксировано, что от реки Самур до северной границы города Дербента живут таты, горские евреи и лезгины (последних " забыли" указать по первоисточникам), а в книге " Кавказские народы" на карте указано, что эта территория заселена " азербайджанцами"?!

Во время первого разлома России в 1917 году турки захватили значительную часть Лезгистана и создали протурецкую республику Азербайджан… После разлома СССР в 1991 году турки пытаются доконать Лезгистан с помощью дагестанских националистов: лезгинские районы Азербайджана оккупированы войсками и осуществляется полный произвол, они заселяются тюрками, воздвигают государственную границу внутри лезгинского народа, а со стороны Дагестана лезгинские земли захватываются некоторыми дагестанскими народами (особенно даргинцами) под прикрытием даргино-тюркского руководящего альянса Дагестана.

Как и на заре Советской власти в Дагестане, теперь эйфория относительно Турции и турецкого языка: открыты и открываются университеты, колледжи, другие учебные заведения на турецком языке, созданы и создаются кружки и группы для изучения последнего…

В Южном Дагестане турки и пантюркисты (азербайджанцы) получили " полную свободу рук" и осуществляют (под прикрытием дагестанских националистов) полный произвол: убивают неугодных им людей, молодежь развращают наркотиками, всячески способствуют появлению внутри лезгинского народа побольше таможенных постов и пограничных режимов, чтобы окончательно доконать лезгинский народ.

С середины тридцатых годов советского периода под прикрытием лозунгов " расцвета и слияния наций", " пролетарского интернационализма" и т.д. развернулся широкомасштабный процесс " унификации" национального состава СССР, создания советских народов. В Азербайджане этот процесс вылился в тюркизацию нетюркских народов и создание на их основе " азербайджанского" народа. С1936 года отменено обучение детей на родных языках коренных народов в Азербайджане, закрыты национальные театры, книгоиздательства и т.д.

Слова " азербайджанский", " азербайджанец" идентичны по своему содержанию понятиям " советский", " советский человек". Таким образом, понятия: " азербайджанский народ", " азербайджанский язык", " суверенитет азербайджанского народа" и т.д. такая же политическая фикция, как и " советский", " советский народ", " советский язык" … За понятием " азербайджанский народ" скрывается национал-шовинистическая кланово-государственная бюрократия пантюркистов и турецкого народа.

Подоплека всей этой политики достаточно прозрачна преследует те же цели, что и политика большевизма: под прикрытием лозунгов единства и суверенитета азербайджанского народа, защиты его интересов и.т.д., обеспечить поддержку своей политики со стороны азербайджанских тюрков, путем создания для него привилегированного положения за счет ущемления, эксплуатации нетюркских народов. В то же время такая политика позволяет азербайджанской бюрократии на период укрепления своей власти создавать и сохранять потенциальные очаги межнациональных противоречий, например, карабахская война, лезгинская проблема, которые стали палочкой-выручалочкой для перевода опасных для ее господства социальных потрясений в русло выгодных для укрепления кланово-националистической власти в русло межнациональных противоречий.

Для национал-шовинистической государственной бюрократии крайне необходимо и выгодно завершение создания азербайджанского народа. Российские большевики в лице государственно-монополитической бюрократии не успели создать " советский народ", упустили контроль над ситуацией и проиграли. Азербайджанские необольшевики на волне национализма и геноцида нетюркских народов надеются успеть и выиграть процесс создания " азербайджанского народа". Но уже горит под ногами Карабах, пахнет паленым в Лезгистане, покрывается рябью Талышстан, Курдистан…, но им, азербайджанской олигархии кажется, что все это случайности, что они сильнее, умнее и хитрее советской верхушки-олигархии, поэтому они всех переторгуют, купят, обвесят, обсчитают и раздавят.

Аналогично обстоит дело и в Дагестане. В последние 3-4 года в средствах массовой информации много пишут и говорят о противоречиях и противостояниях между многими народами Дагестана. Корни этих процессов — глубокая несправедливость, допущенная в отношении многих народов республики Дагестана при советской власти, да и сохраняющаяся и в настоящее время реальное неравенство между ними в реализации политических, социально-экономических и культурных потребностей. Это, в частности, ситуация, возникшая в результате массового переселения населения из горных районов на равнину, решения, связанные с реабилитацией репрессированных народов, проблемы разделяемых между разными государствами сейчас лезгинского, ногайского, чеченского народов; трения, возникшие при реализации кадровой политики и при финансировании тех или иных социально-экономических программ для различных регионов; отсутствие механизма волеизявления народов в ВС Дагестана, вследствие чего там господствуют определенные кланы 2-3 народов.

За годы советской власти и в Дагестане были разработаны ряд тезисов, которые были выгодны представителям правящих кругов, эксплуатируя которых правили " балом в Дагестане". Это — Дагестан — единое и неделимое и что народы в нем в прошлом жили дружно, не воевали друг с другом.

Неверен тезис о том, что владетели Восточного Кавказа, без внешней опеки со стороны могущественных соседних государств, жили самостоятельно и дружно. Практически за всю предыдущую историю, за исключением кратких периодов, Восточный Кавказ находился под властью могущественных государств и местные правители были их ставленниками и служили им. С III в. по VII в. Восточный Кавказ находился пол властью Персии, с VII в. по XII в. господствовали арабы, в последующем (XIII — XIV вв.) здесь были татаро-монголы, а затем то Персия, то Турция. С начала XIX в. Кавказ полностью был завоеван Россией. Только с 1747 года, когда Дагестан освободился от иранского шаха, до присоединения Восточного Кавказа к России он жил относительно самостоятельно. За это время, как показано в параграфе 8.7 (гл. 3), ханы Восточного Кавказа, в частности Дагестана, жили как " голодные псы", постоянно нападая и грабя друг друга. Этот процесс прослеживается и теперь!

Неверен тезис и о том, что Дагестан представлял собой единое и целостное за все время его существования. Дагестанская область была образована в 1860 году царской Россией по территориальному принципу без учета расселения народов. Это было очередным административным перекраиванием карты Восточного Кавказа, чтобы держать народы региона в узде. Территория Дагестана и при Советах менялась — территориальные изменения производились в 1921, 1922, 1923, 1938, 1944, 1956, 1957 годах. Присоединение новых земель происходило на севере Дагестана. На юге наши земли отдавались Азербайджану. В частности, в 1956 году огромная территория лезгинку-рушцев, после их насильственного переселения в Хасавюртовский район, в иную этническую среду, передана Азербайджану.

Следует сказать и о том, что в Дагестане никогда не было единой государственности. При царской России он делился на национальные округа, а в целом выполнял роль одной из областей внутренней России, и при советской власти также выполнял роль обычной территориальной области. Поэтому пропагандируемый сейчас тезис о единстве и целостности Дагестана и о его государственности выгоден тем народам, которые господствовали здесь за период советской власти, опираясь на Центр.

Более семидесятилетний советской период лжи, обмана и произвола обернулся для нашего народа новой трагедией: народ приобрел мало, но потерял очень много.

В 30-е годы в Азербайджане, а в 50-е годы в Дагестане к руководству этих республик пришли явно националистические силы. После этого в указанных республиках пошли явные и неявные гонения на лезгин, планомерное уничтожение экономических и культурных ценностей нашего народа и самое страшное — выжигание его духовного и интеллектуального потенциала.

В Азербайджане эти процессы начались в 30-х годах колонизацией лезгинских земель, закрытием национальных школ и театра, прекращением книгоиздательства на лезгинском языке, присвоением нашей истории и культуры; в Дагестане эти процессы начались с подрыва одной из ключевых отраслей хозяйства лезгинского народа — разрушением скотоводческого комплекса на административной границе Азербайджан Дагестан, целенаправленной колонизацией лезгинских земель другими народами, свертыванием кустарной промышленности, делением народа на части и противопоставлением их. Как пишет профессор М.Аджиев, " правителей напугала многочисленность лезгин. Тогда, как от куска мяса, от " новой" нации отрезали табасаранцев, рутуль-цев, (агулов, цахурцев, удин, арчинцев, крызов, хиналущев — Г.А.), чтобы теперь лезгины не перевешивали в торговле за власть… Нет народа — нет проблем. Маленький народ — маленькие проблемы".

Политика " разделяй и властвуй" подхвачена и нынешними руководителями Дагестана, Азербайджана и некоторыми представителями указанных республик в властных структурах в России. Иначе как можно объяснить следующий факт. Бывший Совет национальностей ВС России совместно с институтом этнологии и антропологии Российской АН стали выпускать журнал " Этнополитический вестник России", сопредседателем Редакционного совета является и Р. Абдулатипов. В первом номере этого издания (1992 г), в статье " Народы и культуры" говорится, что " окончательно апробирована методика описания как отдельного народа, так и групп родственных народов, определены более или менее объективные подходы по отношению к общеисторическому прошлому". Собираются выпустить 35 томов, посвященных этой проблеме. Понятны названия, например, второго тома: Абхазы, Убыхи, Абазины, Адыги (1991 г.), одиннадцатого тома: Молдаване, Румыны; непонятно содержание двадцать седьмого тома: Курды, Ассирийцы, Талыши, Таты, Удины, Крызы, Будуги, Хиналуги, которого собираются выпустить в 1993 году. Как стали лезгиноязычные народности: удины, крызы, будуги, хиналуги, живущие на своих исконных землях Азербайджана родственными ираноязычным народам: талышам, тэтам и другим?

Четко прослеживается и другая линия — это планомерное разрушение природы, среды проживания лезгин. Уникальный природный комплекс — Самурский лес, в том числе, река Самур, находятся на грани экологической катастрофы. Из акватории Самурского леса, пробурив более 100 глубинных скважин, выкачивают родниковую воду и подают в Баку (по двум линиям труб двухметрового диаметра). Катастрофическое обезвоживание в низовьях р. Самур, выкачивание грунтовых вод — это не только гибель уникального леса, осолонение земель, но и прямая ликвидация условия для хозяйствования и жизни сотен тысяч людей. Более того, запланировано строительство 3-й линии водопровода из Самур-Кусарчайского междуречья (родниковых вод) в Баку, с вводом которого выкачка только грунтовых вод из лезгинских районов достигнет более 800 тыс. куб.м. в сутки. Таким образом, экологическая ситуация в лезгинских районах (с учетом водозабора до 85% из р. Самур в Азербайджан) стала катастрофической. За последние 30 лет площадь Самурского леса уменьшилась в 3 раза!

До 50-х годов советского периода северные районы нынешнего Азербайджана и южные районы Дагестана составляли единую экономическую зону — скотоводческий комплекс, где содержалось более двух миллионов голов скота. Жители южных районов нынешнего Дагестана имели зимние кишлаки в Кубинском, Хачмасском, Кусарском и других лезгинских районах нынешнего Азербайджана, а жители Кубинского, Хачмасского, Кусарского и других районов имели летние яйлаги на альпийских лугах Юждага. Скотопрогоны между летними яйлагами и зимними кишлаками имели максимальное расстояние всего 50-70 тем.

Однако в 20-е годы в Азербайджане усилились националистические подходы в решении любых вопросов. Уже в то время начался процесс присвоения лезгинских земель. Сказанное подтверждает и следующий факт.

19 августа 1925 года состоялось общее собрание жителей с. Куруш, на котором присутствовал председатель Даг. ЦИК Н. Самурский. На нем говорилось, что жители Куруша живут только кочевым скотоводством, в силу этого пастбища имеют для них исключительное значение. До революции курушцы были в достаточной степени обеспечены пастбищами. На южных склонах Шахдага и в Кубинском уезде курушцы имели более 50 яйлагов, большая часть из них принадлежали им, остальные брали в аренду. Курушцы жалуются, что им не только не предоставляют яйлаги в аренду, но и отняли у них принадлежащие им. В связи с этим просят правительство срочно выяснить вопрос о границах и вернуть Дагестану территории, раньше принадлежащие им; просят закрепить за ними все яйлаги, которыми они пользовались (ЦГА ДАССР, ф. Р-37, оп.20, ед.хр.46).

Тогда не только курушцам, но и всем жителям Ахтынского, Докузпаринского и Рутульского районов удалось отстоять свои земли в Азербайджане, включая и зимние пастбища. Однако в 1950 году, в нарушение Постановления СНК СССР от 24 мая 1945 года, ликвидируются зимние пастбища указанных районов Южного Дагестана в Азербайджане. Сейчас численность мелкого рогатого скота в Ахтынском и Докупаринском районах сведена к нулю. В 1948 году в двух районах было более 800 тыс. голов.

Огромный урон нашим народам в 50-е годы нанесло переселение горцев на равнину. Все это делалось будто для облегчения жизни, для улучшения социально-экономического и культурного развития горцев. Однако переселение горцев на равнину имело и подспудные цели — захват чужих земель. Иначе как можно объяснить то обстоятельство, что вслед за переселением горцев-лезгин на равнину скотоводческие кутаны переселенных хозяйств передали колхозам и совхозам из других районов. В настоящее время в горах Южного Дагестана расположены кутаны даргинцев и лакцев из следующих районов и хозяйств:

1.В Рутульском районе:

— из Левашинского района — колхозы: " Цудахарский" (1832 га), " Маяк" (480га);

— из Акушинского района — колхозы: " Калинина" (299 га), " Орджоникидзе" (700 га), " Красный партизан" (170 га), " Дружба" (697 га), " Кр. Знамя" (664 га), " Мичурина" (1046 га), совхоз " Уйташский" (360га);

— из Дахадаевского района — совхозы: " Зубенчитский" (809 га); " Заря" (208 га), " Аштынский" (526 га), " Дуакарский" (963 га)

— из Лакского района колхозы: " Ленин" (1942 га), " Чапаева" (234 га), " Кр. Знамя" (1175 га), " Дагестан" (699), " Капиева" (443 га), " Жданова" (805 га), " Калинина" (276 га), совхоз " Хуринский" (936 га).

2.В Курахском районе:

— из Дахадаевского района — совхоз " Ирагинский" (154 га).

3.В Агульском районе:

— из Дахадаевского района — совхоз " Маяк" (215 га), " Заря" (756 га), " Ирагинский" (1557 га), " Аштынский" (356 га), " Ду-акарский" (90 га), " Гуподтынский" (459 га).

Отметим и то, что зимние пастбища Ахтынского, Докузпаринского и Рутульского районов в северных сопредельных лезгинских районах Азербайджана ликвидировали в 1950 году, а летние пастбища для азербайджанской стороны не только сохранены в горах Южного Дагестана, но и расширены. Азербайджан пользуется на территории Рутульского, Докузпаринского и Ахтынского районов более 50 тыс. га. И вдобавок, насильно переселив с. Куруш в Хасавюртовский район, в 1956 году огромная территория Курушцев передана Азербайджану. Теперь они ими пользуются как своими.

Если сто лет назад при царской России лезгины представляли собой мобильно развивающийся народ со своими веками отработанными производствами (садоводство, виноградарство, животноводство, шелководство, производство тканей, ковровое дело, гончарное и ювелирные изделия), то при советской власти, варварскими методами уничтожено одно из ведущих отраслей хозяйства Лезгистана — овцеводство. Полностью ликвидировано шелководство, производство тканей, гончарное и ювелирное производство, а производство ковров практически также сведено на нет.

Лезгинские районы с советского периода относятся к районам с наиболее высоким уровнем эмиграции и наименее развитым в промышленном отношении. Как в Азербайджане, так и в Дагестане лезгинские районы являются сырьевым придатком и источником дешевой квалифицированной рабочей силы. Сырье, сельскохозяйственная и иная продукция, производимая в лезгинских районах обеих республик, бесконтрольно и контрабандно вывозятся и используются без учета национальных интересов лезгинского народа. Инвестиции в экономику лезгинских районов значительно уступали и уступают прибыли, получаемой из этих районов. По существу, осуществляется прямая колониальная эксплуатация лезгинского народа, узаконенно расхищаются его национальные богатства, природные ресурсы.

По социально-экономическому развитию лезгинские районы в Азербайджане и Дагестане отстают от уровня других регионов в указанных республиках в 2-3 раза. Это вынуждены признать и официальные органы власти. В частности, в официальном документе, составленном государственным Комитетом экономики Дагестана, сказано: " Располагая достаточным производственным, экономическим и ресурсным потенциалом, благоприятной климатической и природной средой, южная зона в экономическом и социальном развитии является отсталым, депрессивным регионом Дагестана… Районы Южного Дагестана почти по всем показателям экономического развития значительно уступают средне-республиканским показателям. Если учесть, что уровень социально-экономического развития республики Дагестан намного ниже по сравнению со средне-российскими показателями, то ясно, в каком критическом положении находится данный регион. Деформированная инвестиционная политика, низкий уровень развития инфраструктуры, значительное количество безработных, нерациональное размещение производительных сил, увеличение числа беженцев требует принятия принципиально новых экономических, политических и административных мер в решении накопившихся проблем".

В экономическом и социально-культурном плане лезгины в Азербайджане находятся тоже в плачевном состоянии. Вот что писала республиканская газета Азербайджана " Вышка" о социально-экономическом развитии одного из самых крупных лезгинских районов Азербайджана: " Кусарский — из тех районов республики, где в прошлом накопилось много социальных проблем, десятилетиями игнорировались нужды и запросы людей. Кусары в числе тех немногих районов республики, где наиболее высоки показатели детской смертности. Здравоохранение сильно отстает… Нет ни одного объекта бытового обслуживания. Объем бытовых услуг на душу населения составляет в год лишь 7 рублей, что в несколько раз ниже среднего республиканского уровня" …

Профессор М.Аджиев, пишет: чтобы утвердиться с 30-х годов и вплоть до 60-х наместники народной власти заставляли лезги платить так называемый налог за оседлость, его платили в республике лица некоренной национальности, то есть не азербайджанцы (не тюрки — Г.А.) За проживание на родной земле с лезги брали деньги! Лишь одно спасало лезги от уплаты этого унизительного налога — записывай себя азербайджанцем, тогда в Баку открывались, например, двери " бесплатного" образования. (Разве честь теперь что-нибудь стоит?)

Так национальная политика готовила себе национальные кадры. Кадры, которые никому и не были нужны. Зачем они, если нет рабочих мест?

Семьдесят лет кряду из страны лезги " утекают" мозги и руки. Здесь нет ни научных учреждении, ни современной промышленности. Зато есть талантливые ученые, квалифицированные инженеры и рабочие, которые нашли свою судьбу на стороне. Парни из Тагирджала, например, работают в химических цехах Сумгаита, на промыслах Тюмени и Баку.

Правда, только второстепенная работа, как правило, достается им. Но даже не в этом мне видится беда. Главное — растворяется гордый народ гор по имени лезги. Вот что, на мой взгляд, самое страшное, самое невосполнимое! "

Недаром, ознакомившись с этим произволом, профессор М.Аджиев далее пишет: " Даже после Тимура, Надир-шаха в Лезгистане все-таки было иначе: никто не рубил корни дерева — завоеватели лишь обирали плоды".

Такое было положение лезгинского народа до недавнего времени. Как известно, из-за развала СССР, разрыва связей между предприятиями, многие заводы оказались в очень трудном положении: пошли сокращения рабочих. В первую очередь оказались на улице лезгины… Когда начались процессы приватизации и акционирования предприятий, то уволенные рабочие оказались ни с чем, хотя по закону они должны были получить свою долю акций. Лезгиноязычные народы и в Дагестане и в Азербайджане составляют около 30%, вклад их в создание материальных основ указанных республик еще больше, однако в процессе " прихватизации" лезгиноязычные народы не получили в свою собственность даже 1% приватизированных и акционированных предприятий. Таким образом целенаправленно народ лишен всяких основ к существованию.

Значительная часть населения лезгиноязычных народов, особенно в горах, в буквальном смысле голодает. Чтобы как-то выжить, они вынуждены распродавать за бесценок все то, что имеется в доме. Очень часто в музеи Махачкалы, Баку приходят ходоки из лезгинских районов и предлагают за бесценок великолепные старинные ювелирные изделия лезгинских мастеров. Аналогично обстоит дело с ковровыми изделиями. Мы теряем последнее наше достояние, созданное трудами выдающихся мастеров предыдущих поколений. А ведь они не восполнимы! Вот так уходит от нас богатство, созданное веками!

Найдите во всем Лезгистане хотя бы одного богатого человека. Их нет и они не могли появиться, поскольку за каждым, кто что-то представляет в этом плане, осуществляется негласная слежка, они находятся под пристальным " вниманием" властных структур Дагестана и Азербайджана, которые делают все, чтобы уничтожить таких людей.

Убит генеральный директор мощнейшей фирмы в Дагестане — Арсен Байрамов, фирма разорена, убит " король" коврового дела в Дербенте Н.Салихов, травля ведется против банкира Магарамкента (несколько месяцев тому назад ОМОНом избит его отец, сам чуть не погиб в автомобильной катастрофе: у " джипа" на ходу отвалилось переднее колесо…), разоряют всякими правдами и неправдами средней величины фермера из с. Самур и т.д. Положение дел с этим в Азербайджане еще хуже.

Теперь наложите на общий фон возросшей криминогенной обстановки в стране в целом и в частности, в Лезгистане, целеанаправленные убийства на национал — политической основе, гибель в непомерно большом количестве в процентном отношении лезгинских парней в Карабахской войне, то мы увидим, что выстрелы делали и делают в будущее лезгинского народа. Если дело как пойдет далее, то мы останемся без молодежи. Против нашей молодежи ведется настоящая, неприкрытая охота, их убивают, сажают в тюрьмы, развращают наркотиками из Азербайджана… Самое страшное — практически сейчас вся лезгинская молодежь безработная, некуда приложить силы. Это очень опасно!

Сколько же этих лезгин, особенно молодежи, которых выкинули из жизни и теперь живут, если это можно назвать жизнью, " тихо" досадуя на жизнь, не добившись ни элементарных условий, ни справедливости. Нас кромсают, уничтожают поодиночке! Когда же, уважаемые лезгины, мы станем объединяться против произвола и издевательства и дадим бой националистам всех мастей?! Когда же мы перестанем цепляться друг за друга по мелочам на радость врагам?! Когда же интеллектуальный потенциал нашей интеллигенции направим на созидание нашего Лезгистана, на восстановление духовных и материальных ценностей нашего народа?!

Нас часто пугают Карабахом. Разве Карабахом для нас не является сама наша жизнь? Разве нас не уничтожают физически и духовно и материально и в Дагестане и в Азербайджане? Сколько в упор расстрелянных, зарезанных, сидящих в тюрьмах за простые провинности, за которых другим не дают и 15 суток?! А сам Карабах? Там погибло больше лезгинским парней, чем в абхазо — грузинской войне! Нас просто уничтожают " тихо — сапо". На днях мы похоронили в Хачмасском районе нашего родственника, замечательного парня, погибшего в Карабахе. За что он погиб? Что нам сделали карабахцы? За что сотни " садвалистов" и несадвалистов" сейчас подвергаются в тюрьмах Азербайджана истязаниям, кто за них заступится?!

Тысячи лезгин из Азербайджана сейчас скрываются в районах Южного Дагестана от преследований по политическим мотивам. Они вынуждены скрываться и в Дагестане, поскольку и в южных районах Дагестана свирепствуют сотрудники МВД Азербайджана на основе договора с МВД Дагестана, якобы заключенного с целью борьбы с экстремистами и насильниками. На основе этого договора они хватают всех, кто им попадают в руки в Южном Дагестане, увозят их в Азербайджан и сулят их как преступников или отправляют на Карабахскую войну.

Раньше, до распада СССР, для нашей молодежи Россия была отдушиной: она уезжала туда, устраивалась на работу и жила. Теперь и в России стало неуютно жить, поскольку мы тоже вошли в число " лиц кавказской национальности".

Беженцам из Азербайджана не оказывается никакая помощь, поскольку представители власти Дагестана, в частности, сотрудники Госкомнаца, не находят их на местах и составляют справки, что в Юждаге нет беженцев. Так и живут эти несчастные: собственный дом, Лезгистан стал для них чужим, не могут спокойно жить и работать. А нас еще пугают Карабахом! То, что с нами совершают, это хуже Карабаха! На войне с честью можно погибнуть за свою Родину, за свои идеалы. За что гибнет наша молодежь сейчас?! За какую Родину, за какие идеи?

Таким образом, убивают, вытесняют из Дагестана и Азербайджана лучшую часть нашей интеллигенции, наших патриотов. Из нас фактически уже сделали манкуртов. Кто знает историю нашего народа, ее культуру и выдающихся деятелей. Давайте поставим вопросы по-другому: было ли так, чтобы в Азербайджане или в Дагестане отмечали какие-либо события, связанные с жизнью нашего народа или знаменательные даты выдающихся деятелей на уровне, например, как отмечают " круглые даты" Шамиля, имама Гази-Мухаммеда или Расула Гамзатова? Привожу эти примеры потому, что сам видел, как помпезно и пышно это делалось с использованием огромных средств из казны! Аналогично обстоит дело и в Азербайджане.

А может быть у нас, у нашего народа, нет таких дат или нет таких деятелей, чтобы их можно было отметить всем джамаатом Дагестана или Азербайджана, или еще шире?

Давайте, уважаемые читатели, оглянемся назад в историю албано-лезгинского народа: сколько выдающихся дат в истории народа и сколько выдающихся личностей?! Чтобы не быть голословным перечислим некоторые из них:

— выдающиеся вехи албано-лекских государств: Кавказской Албании, Ширвана, Лакза (Лекзистана) и ханств;

— 5 тысячи лет Дербенту, 2500 лет Ахцах, 1400 лет нынешней Дербентской крепости, 2500 лет Кабала, 1500 лет Торпах-Кала и т.д.;

— 1700 лет Эпосу лезгинского народа " Шарвили", около 1600 лет албано-лекской письменности; 1200 лет " Истории Албании" Моисея Калангатвацви, 900 лет " Ахты-наме" и т.д.;

— М.Каланкатвацви (VII в.), Ильяс Низами (XII в), Хагани Ширвани (XII в), Ибрагим ал-Лакзи (XII в.), Хиналугский (XII в), Мелик из Кюре (XV в.), Давуд-бек Мюшкюрский (на стыке XVII — XVIII вв.), Эмин из Ялцуга (1698-1777 гг.), Магомед Ярагинский (1761-1838 гг), Мирза Али ал-Ахты (1771-1858 гг), Сайд из Кочхюра (1767-1812 гг), Аббас-кули Ага Бакиханов (1794-1847 гг.), Фет-Али-хан (1758-1789 гг.), Мирза Казембек (1802-1870 гг.), Етим Эмин (1838-1884 гг.), Гасан Алкадари (1834-1910 гг.), Балакиши Араблинский (1828-1902 гг.), Узеир Гаджибеков (1885-1948), Ниязи Гаджибеков (1912-1989 гг.), Сулейман Стальский (1869-1937 гг.) и.т.д.

Нельзя сказать, что наши культурные ценности, наших выдающихся деятелей вообще не вспоминают, не отмечают их " круглые даты". Например, недавно отмечали, включая мировое сообщество, 800-летие со дня рождения Ильяса Низами. Но как? Как выдающегося деятеля культуры Востока. Даже не вспомнили название лезгинского народа, который породил его. Более того, тюрки приписывают И.Низами себе, а иранцы — себе.

Есть пример и другого характера. В декабре 1993 года отмечали 100-летие со дня рождения народного поэта Дагестана Тагира Хрюгского. Ему было присвоено почетное звание народный поэт Дагестана, поскольку его творчество носит интернациональный и народный характер и очень любим народами, особенно собственным лезгинским народом… И что же? Отмечали эту знаменательную дату в читательном зале библиотеки им. А.С.Пушкина. В зале сидело порядка 50 человек. Вел " творческий вечер" Расул Гамзатов…

В демократических преобразованиях в бывших республиках СССР впереди идет Россия, но и здесь трудно преодолевается прошлое. Принятая новая Конституция России не лишена серьезных изъянов, хотя в ней сделаны значительные шаги к демократическому устройству России. Прежде всего обращает на себя внимание высокая ориентированность на международные стандарты в области прав человека. Предлагается широкий контроль суда, вообще судебной системы за деятельностью государственных органов в тех случаях, когда они могут нарушить или нарушают права граждан, их законные интересы. Вместе с тем в новой Конституции России не решен национальный вопрос.

Если рассмотреть правовые основы государственности Азербайджана, то здесь пока ничего не изменилось, а по национальному вопросу осуществляется полный произвол. Азербайджанское правительство узурпировало волю народов Азербайджана под прикрытием термина " азербайджанский народ" (сравните — " советский народ"), признает только за тюркским народом Азербайджана право на самоопределение и отделение от бывшего СССР: в то же время не признает за лезгинским народом не только право на самоопределение, но даже право на свое название, поскольку лезгинский народ не упоминается ни в одном законодательном акте. Это верно не только в отношении лезгинского народа, но и других нетюркских народов Азербайджана: аварцев, карабахских армян, талышей, курдов и.т.д. Более того, вопреки всем нормам международного права в Азербайджане приняты ряд законодательных актов и других официальных материалов, в соответствии с которыми лезгинский народ лишается самой основы своего физического существования как этнической общности: права на землю и природные ресурсы, на компактную историческую территорию своего обитания. Так, в проекте Конституционного закона Азербайджана " Об основах экономической самостоятельности Азербайджана" говорится: в отличие от позиции Центра, изложенной в законе СССР " О собственности", мы считаем, что земля в любом районе Азербайджана, считается неотъемлемой и безраздельной собственностью Азербайджана, а не народов, проживающих в этих регионах" … И далее " Экономическая самостоятельность Азербайджана основывается на неотъемлемой и безраздельной собственности нашего народа (азербайджанских тюрков — Г.А.) на жизненное пространство, производственные ресурсы и природные богатства". Эти положения закреплены и в Конституции, и в законе о суверенитете Азербайджана.

Одновременно с целью размывания компактного расселения лезгинского народа, несмотря на нехватку земли местным жителям, переселяли и переселяют на их земли ранее — турок-месхетинцев, а теперь — беженцев — азербайджанцев-тюрков. Так, например, в распоряжении, изданном Советом безопасности Азербайджана, прямо указано, куда следует переселиться беженцам из Карабаха. Из 11 районов, указанных в распоряжении, 9 яв-ляются районами, где проживают лезгины и лезгиноязычные народы.

И, наконец, чтобы окончательно лишить лезгинский народ возможности своего национального возрождения, защиты национальных прав, делается попытка узаконит! незаконное: вопреки воле лезгинского народа, пытаются делить его между двумя государствами — Россией и Азербайджаном. Для этого еще в 1991г. Азербайджан в одностороннем порядке принял законодательные акты о государственной границе Азербайджана, о создании Комитета по охране границы. При этом в одностороннем порядке с января 1992г стал строить атрибуты государственной границы по административной границе Азербайджан — Дагестан.

Недавно опубликован проект Конституции Дагестана. Возвращаясь к спорам о государственном устройстве РД, заметим, что в проекте Конституции /статья 63/ записано: " РД-унитарное государство всего дагестанского народа". Возникает вопрос, что за дагестанский народ? Разве кумыкский народ не отличается от лезгинского, аварского или другого дагестанского народа? Не хватит ли нам тех бед, которые заимели, исходя из таких обезличенных понятий как " коммунизм", " советский народ", " совхоз" и.т.д. Неужели трагически прошлое ничему нас не научило?

Говоря о принципах составления ВС Дагестана, многие (особенно представители так называемых " многочисленных народов Дагестана) предлагают сформировать ВС Дагестана согласно процентному соотношению народов Дагестана. А оно-то фальсифицировано! В этом каждый убедится, если сравнит национальный состав Дагестана 1886 (см.гл. VIII) и 1989 годов.

Лезгинский народ, самый крупный и демократичный в Дагестане. Поэтому представители лезгинского народа, как и ранее, до 50-х годов, должны доминировать во всех структурах власти. Только в этом случае восстановится в Дагестане закон и порядок.

Административное разделение лезгинского народа между Российской Федерацией и Азербайджаном, длившееся с 1920 года, сменяется межгосударственным разделом, что грозит ему национальным распадом. Целый народ с реальной численностью населения более двух миллионов человек и расселенный на сплошной и хозяйственно целостной территории, превращается в обоих государствах в национальные меньшинства. Лезгинский кризис усиливается тем, что он происходит в условиях углубляющегося социально-экономического отставания, которое находится на совести азербайджанских и дагестанских властей. Это, в свою очередь, затрудняет модернизационные процессы. Негативным итогом взаимодействия социально — экономического и национального кризисов лезгинского народа является обнищание значительной части населения, отсутствие у него средств для участия в приватизации, акционировании и создании частных предприятий и других экономических структур. Вместе с тем резко снижается правовой и социальный статус народа, занимающий среди народов Кавказа 4-е место, а среди народов Азербайджана и Дагестана 1-е место из коренных народов. Его историческая судьба почти целиком оказывается в распоряжении государственных органов Азербайджана, Дагестана и России.

С распадом СССР положение малочисленных народов в новых государствах стало исключительно острым и еще более тяжелым. Если ранее господствующие этносы и их коррумпированные кланы в руководстве республик как-то оглядывались на Центр, на Москву, боясь, что их отстранят от кормила, то теперь в новых самостоятельных государствах осуществляется полный открытый произвол в отношении малочисленных народов. При этом ответственность за обострение межнациональных отношений возлагается на малочисленные народы и их представителей. Разве не по этому сценарию арестованы и брошены в тюрьмы патриоты лезгинского народа в Азербайджане? Их обвиняют в незаконном хранении оружия и в экстремизме. Ведь это надуманные предлоги, чтобы расправиться с активистами ЛНД " Садвал", и тем самым сбить накал протестов лезгинского народа против националистической политики руководства Азербайджана.

Газета " Истиглал", (N 14 (82), 1993), издаваемая социал-демократической партией Азербайджана, признала репрессии, проводимые в Азербайджане против членов Лезгинского народного движения " Садвал" и приводит список лиц, подвергшихся политическим репрессиям в Азербайджане в январе-мае 1993 г. Только в одном указанном номере газеты перечислены 10 " садвалистов": Абдуллаев Фараддин (с. Ялама), Алисманов Бекир, Алиханов Мутар (г. Кусары), Гаджибеков Ровшан, Гаджиев Агасамед (г. Хачмас), Зохрабов Маздал (Кусарский район), Ибрагимов Джамал (г. Кусары), Гасымов Сурхай (с. Ялама), Рустамов Султан (с. Ялама), Шайдаев Эльхан (г. Кусары).

В послесловии написано: " Предлагаемый список, составленный Бакинской правозащитной группой не претендует на полноту. Он содержит немногим более половины из числа подвергшихся арестам и задержаниям за январь-май 1993 г. Кроме того, в тот же период в северных районах Азербайджана за антиправительственную деятельность было арестовано несколько десятков сторонников ЛНД " Садвал". Число уволенных с работы в связи с политической неблагонадежностью вообще не поддается даже приблизительной оценке".

Десятилетиями деятельность лезгинской интеллигенции жестко контролировалась, многие из них подверглись гонениям, необоснованным репрессиям, ибо жрецы " старой и новой" политики понимали и понимают, что сведя на нет интеллигенцию народа, можно свести на нет сам народ.

Всеми бывшими руководителями Азербайджана и Дагестана за весь период Советской власти велась явно выраженная дискриминационная, националистическая политика, вследствие чего лезгиноязычные народы оказались в тяжелом экономическом положении, духовно они задавлены, они вынуждены были бежать со своей исконной земли, бросать свою Родину.

Движение населения характеризуется миграцией со своей этнической территории в Дагестане и Азербайджане преимущественно за пределы указанных республик — в республики Средней Азии, в Сибирь, Поволжье, Ставропольский край, на Украину и т.д. Соответственно оно сокращается в границах своей этнической территории.

Сокращение численности населения за 1979-89 годы по Дагестану составило:

  1. Агульский район — на 24, 5%
  2. Ахтынский район — на 5, 8%
  3. Курахский район — на 26, 2%
  4. Сулейман-Стальский — на 11, 2%
  5. Рутульский район — на 15, 4%
  6. Табасаранский район — на 1 %
  7. Хивский район — на 15%

Основной причиной миграции лезгиноязычного населения за пределы традиционного расселения в Дагестане и Азербайджане являются низкий уровень жизни, потеря естественных источников доходов (народных промыслов, ремесел, скотоводства и т.д.), отсутствие на этнической территории городов и трудоёмких производств несправедливое, тенденциозное отношение к ним со стороны руководства обоих республик.

Лезгиноязычным народам не оказывается должной помощи даже в экстремальных условиях. Вспомним хотя бы положение дел с беженцами (более 10 тыс. человек) из Гурьевской области (из г.Новый Узен) Казахстана. После этих событий прошло почти четыре года. Однако до сих пор беженцам не оказана соответствующая помощь. Органы власти создали иллюзию, что беженцам оказана существенная помощь, а фактически мало чем помогли.

Представители нашего народа и в их числе созданный в 1989 году " Садвал", неоднократно обращались с протестами, заявлениями и требованиями ранее в соответствующие органы СССР, РСФСР, Аз. ССР, ДАССР, а после развала СССР Российской Федерации, Азербайджана и Дагестана о защите национальных прав лезгинского народа, но безрезультатно. В настоящее время, как уже выше отмечалось, эта политика приняла форму жесткого геноцида в отношении лезгинского народа. Именно эта политика Азербайджана и Дагестана и позиция равнодушия и попустительства со стороны Российской Федерации являлись и являются важнейшей причиной обострения межнациональных отношений и конфликтов, политических акций протестов лезгинского населения в Азербайджане и Дагестане и одной из существенных причин роста напряженности в Восточном Кавказе. Изложенные выше факты и обстоятельства освещают лишь часть проблем нашего народа и его трагического положения. Но и они достаточно убедительно и однозначно показывают, что Азербайджан и Дагестан рассматривают лезгинский народ как объект республиканской собственности и колониальной эксплуатации. По существу, правительства Азербайджана и Дагестана проводили и проводят в отношении лезгинского народа политику геноцида, используя при этом все имеющиеся в их распоряжение возможности: 1. Конституционное и законодательное ущемление интересов лезгинского народа в политической, экономической и культурной областях; 2. Непризнание лезгинского народа как коренного равноправного народа Азербайджана; 3. Официальное на уровне государственной политики, унижение национального достоинства в обеих республиках; принудительная ассимиляции лезгин в Азербайджане. 4. Непризнание за лезгинским народом права владения, пользования и распоряжения землей, природными и производственными ресурсами на территории его компактного расселения; 5. Разбазаривание лезгинских земель, заселение их тюрками, даргинцами…, присвоение сырья сельскохяйственной и иной продукции; 6. Расхищение рыбных богатств Албано-Лезгистана турками и некоторым? дагестанскими народами; 7. Хищническая эксплуатация лезгинских земель — вплоть до истощения их природных ресурсов, в том числе Самурского леса, реки Самур, подземных уникальных вод и нарушения природного баланса, которое с закономерностью ведет к экологической катастрофе в этом регионе и невозможности проживания лезгинского народа; физическое уничтожение лезгинских лидеров, лезгинской элиты и молодежи в Карабахской войне; 8. Вопреки вале лезгин, установление режима государственной границы внутри народа, нарушающего его политическую, экономическую и культурную целостность, сложившуюся тысячелетиями, тем самым делая необратимым уже начавшийся процесс национальной деградации и люмпенизации лезгинского народа и невозможность его сохранения и развития как самобытной этно-хозяйственной и культурной единицы мирового сообщества народов.

Результатами этой политики являются: узаконенное национальное бесправие и эксплуатация лезгинского народа, расхищение национальных богатств, уничтожение его культуры, кризисное ухудшение экологической среды его обитания, низкий уровень жизни, высокая детская смертность и эмиграция, физическое уничтожение активной части лезгинской интеллигенции, особенно молодежи в Карабахской войне, уменьшение численности лезгинского народа на территории его компак-гного расселения и нулевой естественный прирост — вот непосредственные результаты этой политики. Именно подобные факты и результаты, согласно нормам международного права, входят в число важнейших критериев при определении наличия геноцида в политике того или иного государства. Изложенные выше факты произвола и ущемлений в отношении нашего народа и его представителей лают нам полное право обратиться в ООН и другие международные организации, чтобы они не только осудили эту античеловеческую политику Азербайджана и отчасти России в лице Дагестана, но приняли бы по отношению к ним соответствующие санкции.

Хорошо представляя себе сложность практической реализации единства Лезгистана, учитывая прежде всего сложившийся комплект международно-правовых норм, следует еще раз подвергнуть анализу правомочность его постановки именно в юридической плоскости, ибо существует целый комплекс оснований для восстановления самостоятельности нашего народа:

1) историческое - С античных времен лезгины живут на территории нынешнего Северного Азербайджана и Южного Дагестана;

2) демографическое — 70-80% населения этого региона и ныне составляют лезгины;

3) правовое:

а) наличие у лезгин в прошлом государственности (Кавказская Албания в древности, Лакз и Ширван — в средневековье, Ханство Дауд-бека Мюшкюрского и Фет-Али-хана Лезгинского в XVIII веке;

б) все международные акты о правах человека и зависимых народов находятся на стороне нашего народа.

Во времена Российской монархии никто не покушался на единство лезгинского народа в его самосознании. Сами лезгины не придавали особого значения тому, что после принятия Российского подданства они были административно разделены между Бакинской, Елизавет польской губерниями и Дагестанской областью. Россия была унитарным государством и такому разделению не придавали значения. СССР тоже был унитарным государством, но уже с разделением национально-территориального характера, поэтому все годы, следовавшие распадом Российской империи и становления СССР, прошли, как описано выше, в борьбе лучших представителей лезгинского народа за восстановление единства народа и его государственности.

В 1920 году были объявлены образования Азербайджанской и Дагестанской республик в составе — Советской империи. При этом были проигнорированы волеизъявления лезгинского народа: при актах провозглашения названных республик не только не было выяснено волеизъявление лезгинского народа, но лезгинские делегации на соответствующих съездах, где провозглашались республики Азербайджан и Дагестан, отсутствовали.

Земли лезгин оказались в России и Азербайджане в процессе колониальных захватов России и Турции, поэтому к нынешнему статусу лезгинского народа полностью применимы международные решения и резолюции, принятые генеральной Ассамблеей ООН в отношении колониальных и зависимых народов.

В частности, ООН своей Декларацией о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой Ген






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.