Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Колонизация покоренных стран Халифатом.






Чтобы закрепиться на завоеванных землях, арабы, как и сасаниды до них, стали восстанавливать или заново строить специальяые пограничные линии, воздвигать крепости. Заселение новых территорий шло как хутем добровольным, так и административным.

Как известно [16], в Омейядском халифате шествовало множество городов покоренных стран, населенных осевшими в них арабами-завоевателями и поставлявших основную массу воинской силы — это Куфа и Басра в Ираке, Дамаск, Химс и Киннасрин — в Сирии, Фустат — в Египте, Шираз — в Иране, Мерв — в Хорасане. Эти военные базы имели свои сферы влияния в обеспечении войсками театра военных действий. Например, войска, сформированные из куфийцев, направлялись в основном в Хорасан и Маве-раннахр, а басрийские — на север, в Закавказье и районы Южного Прикаспия. Эта практика была определяющей за все время существования Халифата [17].

Ибн Асам ал-Куфи вносит ясность, войска из каких областей стояли в Дербенте. Это были войска из Дамаска, Химса, Палестины, Сирии и Джазиры. " Дербент-наме" подтверждая эти сведения, вносит существенные дополнения: в 733 г. Маслама заселил отдельные кварталы арабским населением, причем соответственно названиям областей именовались и квартальные мечети Дербента. Таких мечетей было семь: мечеть Хадари, Палестинская, Дамасская, Химская, Кайсарская, Джазирская и Мо-сульская [18]. Дербент был превращен в своего рода город-лагерь с населением преимущественно из Сирии и Палестины.

Контингент арабского населения на Восточном Кавказе (военного, а также гражданского) при Йазиде еще более увеличился. Халиф Мансур (754 — 775 гг.) " велел выпустить 7000 человек из тюрем и собрать в разных областях много воинов, которых он отправил в район Дербента, присоединив к ним рабочих и строителей, и построили они города Камах, ал-Мухаммадию, Баб-Вак и другие города, которые он обратил в опорные пункты для мусульман и куда поселил воинов [19]. Хасан Алкадари добавляет, что эти 7000 мусульман были со своими семьями и они построили крепости в Рукеле, Кала-Суваре, Митаги, Мугатыре, Мараге и Биль-гади [20]. Речь идет о создании вдоль Горной стены системы центров (маракиз), опорных баз, с расквартированным там арабским населением. В.Минорский обратил внимание еще на одно обстоятельство: Иакут сообщает, что в оборонительной системе Дербента были выделены специальные центры, защита которых была поручена одному из местных народностей (жителям ал-Лакза, Табасарана, Ширвана, Филана, ал-Лайзана" [21].

Ахмад ибн Куфи показывает не только процесс колонизации северных районов Албании Халифатом, но и не менее важный для феодализационного процесса фактор — перевод на землю определенных категорий пленных рабов, создание земледельческих очагов вокруг крупных центров, таких как Дербент. Марван, по данным ал-Куфи, " двинулся к городу ал-Баб, с ним было в то время 40000 с лишним пленных кафиров. Марван " обосновал часть из них в местности, называемой река ас-Самур до равнины земли ал-Курр [18]. Ал-Балазури также отмечает, что " когда арабы заняли Албанию, туда устремились их племена из двух округов (Куфы и Басры) и из Сирии, причем каждое их них захватило их земли, то, что могло захватить. А некоторые из них покупали землю у неарабов (аджам). Кроме того, ими были укреплены деревни для охраны, жители которых сделались таким образом работающими на них" [5].

олитика создания арабских поселений в Албании претворялась в жизнь при всех халифах. Иакуби (ум. в 897 г.) сообщает: " На место Хузайфы ибн Хазима (Харун) ар-Рашид назначил правителем Аррана (Албания) Иусуфа ибн Рашида ал-Мулами, и тот переселил в страну часть низиритов, так что в его правление их число значительно увеличилось, в то время как до этого здесь преобладали йеменцы. После него Харун ар-Рашид назначил Иазида ибн Мазйада ибн Зайда аш-Шайбани, и тот переселил ее всех мест райатов, которые и составляют в настоящее время большинство арабов в Арране. После него (Иазида) правителем был назначен Абд ал-Кабир ибн Абд ал-Хамид из потомков Зайда ибн-Хаттаба ал-Адави, и тот отправился туда (в Арран) с отрядом из жителей Дийар-Мудара" [22].

Полувоенный характер носили арабские поселения, расположенные на пограничных с Хазарией землях. Так, например, ал-Истахри указывал, что " в горах Баб ал-Абваб есть укрепленные замки, построенные еще Хосроями. В них живут люди (войска), поставленные для охраны этих дорог, по которым хазары проходят в земли ислама. Таких замков четырнадцать, и живут в них люди из Мосула, Дийар-Раби'а и Сирии, и они (замки) известны по именам этих племен. И арабский язык сохраняется здесь из рода в род. Над ними (жителями замков) нет никакого начальства…" [22].

Большое внимание в укреплении своего владычества на Восточном Кавказе арабы уделяли Дербенту, куда Маслама переселил 24 тыс. арабских воинов из Сирии. Арабы поселили близ Дербента тысячи мусульман с семьями в существовавших и вновь построенных крепостях и опорных пунктах — в Рукеле, Кале-Суваре, Митаги, Мугатыре, Мараге, Бильгади, Камахе, Баб-Ваке и других местах. Арабские поселенцы содержались за счет местного населения.

Часть лезгиноязычных народов, проживающих в этих местах, под натиском переселенцев-арабов, которых поддерживали правители областей, вынуждена была перебираться в горы, на земли значительно худшие.

Известный ученый А.Бакиханов, выходец из Табасарана, свидетельствует об остатках рабов в северном, северо-восточном регионах Лезгистана: " Две деревни в Кубинском, одна в Дербентском, две в Шекинском и большое племя в Ширванском уездах поныне называются арабами, и часть из них до сих пор говорит между собою испорченным арабским языком. Язык этот еще недавно вывели из употребления в деревне Дарвак в Табасаране, а в Кюринском и Табасаранском владениях, в Самурском округе, в Казикумухе, Кайтаге, Шамхальском владении, в Аварии, Чечне и вообще у всех горских народов восточной части Кавказа и поныне употребляется в письме арабский язык" [9].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.