Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категорий лиц






Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых

(ст. 425 УПК РФ), свидетелей и потерпевших (ст. 191 УПК РФ) име-

ет специфику, обусловленную их возрастом и социально-

демографическими характеристиками.

Специфика допроса несовершеннолетних обусловливается:

а) меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного

опыта;

б) слабой способностью к сосредоточенному вниманию;

в) повышенной внушаемостью;

г) меньшим развитием аналитических навыков при восприятии

и оценке воспринятого;

д) тенденцией к смешению реально воспринятого и вообра-

жаемого;

е) эмоциональностью суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осоз-

нать событие в целом, не всегда могут выделить главное. Они

чаще взрослых ошибаются при определении расстояний, интер-

валов времени, последовательности действий и событий. Несо-

вершеннолетние быстрее забывают воспринятые события, одна-

ко весьма точно передают те факты, которые их заинтересовали.

Они обладают повышенной возбудимостью, неуравновешенно-

стью характера, им присущи быстрые смены настроения и пове-

денческих реакций, что заметно отражается на их показаниях.

Поскольку названные и некоторые другие особенности психо-

физического развития несовершеннолетних проявляются в про-

цессе формирования показаний и в поведении на допросе одина-

ково, их допрос имеет общие черты независимо от процессуаль-

ного положения допрашиваемого.

В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетних

на допрос производится, как правило, через их родителей или

иных законных представителей. Несовершеннолетний, находя-

щийся под стражей, вызывается через администрацию места

пребывания. При необходимости участия в допросе законного

представителя или близкого родственника несовершеннолетнего

в повестку включается предложение о его явке вместе с вызы-

ваемым.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего следователь

должен выполнить комплекс мероприятий, направленных на

обеспечение оптимальных условий производства допроса:

§ 4. Особенности тактики допроса отдельных категорий лиц 431

1) Решить вопрос о месте допроса. По общему правилу несо-

вершеннолетние допрашиваются в месте производства следст-

вия, а по усмотрению следователя — в месте нахождения несо-

вершеннолетнего (чаще всего малолетнего). Иногда допрос це-

лесообразно производить на месте, где подросток наблюдал пре-

ступное событие, по поводу которого ему предстоит давать пока-

зания. Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) доп-

рашивается в рабочем кабинете следователя либо в изоляторе

временного содержания, если он задержан или заключен под

стражу.

2) Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолет-

него свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как

можно быстрее после события преступления, чтобы исключить

запамятование обстоятельств произошедшего. Кроме того, акту-

альность безотлагательного допроса состоит в том, что несовер-

шеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются

внушению, в результате чего могут незаметно для себя подме-

нить собственное восприятие высказываниями других лиц, с ко-

торыми они разговаривали до начала допроса.

3) Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для

установления психологического контакта и определения тактики

допроса необходимо выяснить:

а) отношение несовершеннолетнего к сверстникам (чувство

товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения

и т.п.);

б) черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.);

в) круг интересов и увлечений, а также иные данные, относя-

щиеся к его социально-демографической и нравственно-

психологической характеристикам. Для этого необходимо тща-

тельно изучить материалы уголовного дела, допросить родителей

или законных представителей, педагогов и других лиц.

4) Определить круг участников допроса (педагог, родители, за-

конные представители несовершеннолетнего, защитник). При-

глашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняе-

мого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда

следователь, несмотря на предпринимаемые усилия, не может

установить с допрашиваемым психологический контакт.

Подход к приглашению педагога для участия в допросе несо-

вершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос

малолетних целесообразно производить с участием педагога,

работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или

преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших

Глава 22. Допрос и очная ставка 432

и старших классов — с участием соответствующих педагогов. В

каждом случае решается вопрос о том, какого педагога — знако-

мого или не знакомого допрашиваемому — следует пригласить.

По делам о половых преступлениях рекомендуется принять

меры к тому, чтобы в допросе участвовал педагог того же пола,

что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несо-

вершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого

пола, может отрицательно отразиться на полноте даваемых по-

казаний.

Педагогу, законному представителю и защитнику, которые

участвуют в допросе, следует разъяснить их права (задавать

вопросы с разрешения следователя; знакомиться с протоколом

допроса и ходатайствовать о внесении в него дополнений и по-

правок) и обязанность подтвердить по окончании допроса своей

подписью правильность записи показаний.

5) Побеседовать с участниками предстоящего допроса для разъ-

яснения их роли в следственном действии, определения особен-

ностей психологии допрашиваемого, характера взаимоотношений

несовершеннолетнего с другими лицами, проходящими по делу.

6) Составить план допроса несовершеннолетнего. При этом необ-

ходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые

предстоит задать. Вопросы должны быть понятными и точными.

Порядок допроса несовершеннолетних в основном не отлича-

ется от порядка допроса взрослых, за исключением того, что сви-

детели (потерпевшие), не достигшие 16-летнего возраста, не

предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или

уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показа-

ний. Перед началом допроса следователь разъясняет допраши-

ваемому необходимость правдиво рассказать все известное ему

по делу.

На подготовительной стадии следователь должен установить

с допрашиваемым психологический контакт. Некоторые особен-

ности имеют последующие стадии допроса: свободный рассказ и

ответы на вопросы.

Обычно свободный рассказ несовершеннолетнего бывает от-

рывочен, сбивчив и непоследователен. Поэтому рекомендуется

применять тактические приемы, помогающие допрашиваемому

выдерживать нить изложения. Для этого следователь с макси-

мальной осторожностью должен направлять его рассказ в нужное

русло.

§ 4. Особенности тактики допроса отдельных категорий лиц 433

Задавая вопросы, важно убедиться в том, что допрашивае-

мый правильно понял их содержание, а при необходимости раз-

делить вопрос на несколько более конкретных и простых.

Важную роль в получении от несовершеннолетнего полных и

правдивых показаний имеет стадия ответов на вопросы. Содер-

жание и направленность вопросов здесь зависят от характера

полученных показаний и процессуального положения допраши-

ваемого.

Несовершеннолетнему, который дал правдивые, хотя и не-

полные показания, следователь задает уточняющие вопросы.

При этом они должны быть четкими и доступными для понимания

подростка. При постановке детализирующих вопросов нужно учи-

тывать, что несовершеннолетние запоминают информацию вы-

борочно, поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях

удается не всегда. Слишком настойчивые попытки добиться же-

лаемого результата могут привести к тому, что недостающие де-

тали окажутся вымышленными.

В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпев-

шего) нужно обращать внимание на соответствие сообщаемых

сведений уровню его психического развития. Гладкость, заучен-

ность показаний, употребление формулировок и оборотов, не

свойственных возрасту подростка, противоречия между показа-

ниями, данными в ходе свободного рассказа и при ответах на во-

просы, а также некоторые другие признаки могут свидетельство-

вать о том, что он находится под чьим-то влиянием. Тогда необхо-

димо выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он обсуж-

дал обстоятельства, о которых был допрошен, не подсказывал ли

ему кто-либо ответы на вопросы следователя.

Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или

дает заведомо ложные показания, важно выяснить причины (чув-

ство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников

и т.п.) и с этим учетом применить тактические приемы, направ-

ленные на изменение его позиции. Применяемые при этом такти-

ческие приемы должны быть основаны только на методах убеж-

дения.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозре-

ваемого), впервые совершившего преступление, эффективно

применение такого тактического приема, как опора на положи-

тельные свойства его личности. Практике известно немало слу-

чаев, когда следователи, умело используя решительность, чест-

ность, стремление быть первым и другие хорошие качества несо-

Глава 22. Допрос и очная ставка 434

вершеннолетних правонарушителей, получали от них полные и

правдивые показания.

Акцент же на отрицательных сторонах жизни несовершенно-

летнего обвиняемого (подозреваемого), как правило, приводит к

тому, что он замыкается и вообще отказывается давать показа-

ния.

Допрос эксперта. Следователь вправе допросить эксперта,

статус которого определен ст. 57 УПК РФ, чтобы он разъяснил

или дополнил свое заключение. Допрос производится, когда нет

необходимости в дополнительном исследовании объектов, пред-

ставленных эксперту. Цель допроса:

а) разъяснить терминологию и отдельные формулировки;

б) уточнить данные, характеризующие компетенцию эксперта

и его отношение к делу;

в) уяснить ход исследования представленных материалов и

примененных экспертом методик;

г) установить причины расхождения между объемом постав-

ленных вопросов и ответов эксперта или между исследовательской

частью заключения и сформулированными выводами;

д) выяснить причины расхождения выводов членов эксперт-

ной комиссии;

е) проверить полноту использования экспертом представлен-

ных ему материалов и др.

Эксперта, работающего в экспертном учреждении, целесооб-

разно вызывать через руководителя данного учреждения. Если для

получения ответов на возникшие вопросы необходимо, чтобы экс-

перт продемонстрировал научно-технические средства, применяв-

шиеся в ходе исследования, или методику исследования, его до-

прос целесообразнее произвести в экспертном учреждении.

Допрос эксперта проводится по правилам, установленным ст.

205 УПК РФ, которые обусловлены процессуальным положением

допрашиваемого.

Следователь выясняет основные данные о личности, специ-

альности, компетенции эксперта, его взаимоотношениях с потер-

певшим, обвиняемым (подозреваемым). Допрос эксперта всегда

имеет форму постановки вопросов. Ответы на них эксперт дает

только в пределах своей компетенции и в связи с произведенны-

ми исследованиями. При этом он разъясняет:

а) избранные методики исследования; характер выявленных

идентификационных признаков;

б) критерии, которыми он руководствовался при определении

идентификационной совокупности признаков;

§ 5. Тактика производства очной ставки 435

в) какие научно-технические средства применялись в ходе ис-

следования;

г) причину противоречий между исследовательской частью за-

ключения и выводами и др.

Вопросы, поставленные при этом перед экспертом, нужно

фиксировать дословно. Эксперт вправе изложить свои ответы

собственноручно. Если в результате допроса будет установлена

необходимость дополнительно исследовать представленные

материалы или выяснится некомпетентность допрошенного, то

следователь обязан назначить, соответственно, дополнительную

или повторную экспертизу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.