Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования письма и письменной речи






Освоение письма связано с развитием двух взаимообуслов-

ленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и

двигательного навыка — почерка, формирующихся, как правило,

одновременно. Письменная речьэто содержание документа

и языковые средства его выражения. Почеркотражение на

бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.

При исследовании письма анализу подвергается весь ком-

плекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графи-

ческая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по

письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку

— его исполнитель.

Возможность установления автора и исполнителя рукописного

текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и по-

стоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических на-

выков. Их проявление в виде идентификационных признаков

письма протекает в соответствии с психофизиологическим учени-

ем о высшей нервной деятельности человека.

Формирование письма зависит от условий обучения; общест-

венной среды, в которой вращается человек; специфики его тру-

довой деятельности и психофизиологических способностей лич-

ности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его

автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта сте-

пень, тем труднее перестройка навыка.

Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попыт-

ках преднамеренного искажения особенностей письменной речи

и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма

при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные

выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в

искаженном письме.

Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осущест-

вляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические

или психические перегрузки, преднамеренное искажение письмен-

ной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированно-

сти письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания.

Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся

ранее манера письма не разрушается.

§ 1. Научные основы криминалистического

исследования письма и письменной речи

Индивидуальность и постоянство проявлений в письме осо-

бенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют

идентифицировать личности автора и исполнителя документа.

Под письменной речью понимается отражение в рукописном

изложении психофизических и интеллектуальных особенностей

мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный

состав языка и уровень грамотности пишущего.

Объекты криминалистического исследования письменной ре-

чи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие.

Идентифицируемым является конкретный человек, автор доку-

мента, а идентифицирующим — документ, отобразивший призна-

ки письменной речи его составителя.

У человека в зависимости от условий обучения, культурного и

образовательного уровня, практики письма, характера трудовой

деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, теат-

ра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера

выражения мыслей, использования средств языка.

В письменной речи различают содержание и форму. При озна-

комлении с содержанием анализируются его тема (основной

смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и

использованные материалы; упоминания автора о себе.

Содержание документа не имеет столь четкой индивидуаль-

ности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем

может присутствовать фактическая информация, полезная при

проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных

действий. В частности, по содержанию документа можно опреде-

лить:

какую цель преследовал автор при его составлении;

причину, побудившую к составлению анонимного документа;

наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях

или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных

лиц, причастных к этим событиям.

Форма документа — внешнее выражение его содержания —

характеризуется грамматическими, лексическими и стилистиче-

скими признаками.

Грамматические признаки отражают степень соблюдения ав-

тором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего

детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе

нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме

нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных

Глава 14. Криминалистическое исследование письма и письменной речи 280

грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом,

пунктуацией.

Орфографические особенности письменной речи — это пра-

вильность написания письменных знаков, а также устойчивые

ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и

спряжениях.

Под синтаксисом криминалисты понимают привычный харак-

тер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допус-

каемые автором при письме, связанные с построением предло-

жений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным

соединением нескольких простых предложений в одно сложное,

злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и

др.

Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для

автора способы расстановки знаков препинания, посредством ко-

торых производится смысловое членение письменной речи.

Авторы документов, как правило, по-разному пользуются зна-

ками препинания — одни расставляют их грамотно, другие допус-

кают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми наруше-

ниями правил даже в примитивных предложениях.

Привычный способ построения предложений, а также ста-

бильность грамматических ошибок или отсутствие таковых — все

это в совокупности с другими особенностями письма способству-

ет идентификации автора письменной речи.

В зависимости от наличия в документе грамматических оши-

бок общий уровень грамотности пишущего определяется как низ-

кий, средний или высокий: низкий — присутствие многочисленных

ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного

характера; средний — отсутствие грубых ошибок в простых слу-

чаях правописания, но наличие их в сложных; высокий — отсут-

ствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная

расстановка знаков препинания.

Лексические признаки — это совокупность языковых средств

(слова, выражения, обороты речи) и особенности их использова-

ния пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются

лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средст-

ва.

Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность

слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной

или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается

в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О

богатой лексике свидетельствуют свободное использование сино-

§ 1. Научные основы криминалистического

исследования письма и письменной речи

нимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе

с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение

идентификационных признаков. Это:

устаревшие слова (архаизмы), например, «чадо», «око»;

новые слова (неологизмы), например, «менеджер», «брокер»;

историзмы — слова, которыми в прошлом обозначались те

или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существую-

щие. Например, «сыск», «волостной писарь», «дыба»;

профессионализмы — слова, употребляемые лицами, объе-

диненными по роду своей деятельности. Например, «осмечи-

вать» — составлять сметы;

жаргонизмы — слова из лексики определенных социальных

групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотреби-

мых слов и выражений. Например, «баксы», «ксива»;

диалектизмы — слова, характерные для жителей определен-

ного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие

слова, как «зараз» — сейчас, «держак» — черенок для вил или

лопаты и др.;

варваризмы — неправильно употребляемые слова и выраже-

ния, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы

обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;

вульгаризмы — слова грубые, нелитературные;

идиомы — своеобразные обороты речи, свойственные какому-

либо языку и непереводимые дословно на другой язык. Напри-

мер, «чудеса в решете», «елки-палки».

Фразеология — это совокупность устойчивых словосочетаний,

имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крыла-

тые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с

точки зрения их распространенности, архаичности и национальной

окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания,

уровень образования, национальность, эрудицию и специальность

автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной

воде», «плясать под чужую дудку» можно считать присущими лю-

бому русскому человеку, в то время как «геркулесовы столпы»,

«лебединая песня», «сизифов труд» — типичны для лиц образо-

ванных и начитанных.

Изобразительно-выразительные средства — это выраже-

ния, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония,

аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистиче-

ские фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие

речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вво-

Глава 14. Криминалистическое исследование письма и письменной речи 282

дятся для усиления речи, придания ей образности. Создавая за-

поминающиеся образы, они углубляют понимание основного,

главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать

письменную речь анонима.

Стилистические признаки включают совокупность лексиче-

ских, фразеологических и изобразительных средств языка; мане-

ру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение

текста в целом, характерную для конкретного автора.

Стиль в определенной степени отражает личность автора тек-

ста, характер его мышления, производственный опыт, глубину

познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и

привычки.

Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-

газетным), официально-документальным (канцелярским), произ-

водственно-техническим, художественно-беллетристическим и

эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным

эмоциональным, психическим, профессиональным и иным при-

вычкам и наклонностям автора.

На основании анализа признаков письменной речи может

быть высказано предположение об авторе анонимного докумен-

та: его половой принадлежности; национальности; образовании;

возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительст-

ва и др.

Когда в результате следственных действий и оперативно-

розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в

авторстве, проводится подбор материалов для идентификации

автора анонимного документа.

К образцам, получаемым для сравнительного исследования,

предъявляются определенные требования: объем, происхожде-

ние, время исполнения и тематика.

Рекомендуется объем до пяти страниц машинописного и до

десяти — рукописного текста. Однако особое внимание должно

быть уделено качеству образцов, отражению характерных осо-

бенностей навыков письменной речи автора.

По происхождению различают свободные и эксперименталь-

ные образцы письма.

Свободными образцами считаются рукописи, выполненные

подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с

расследованием преступления. Это могут быть материалы лично-

го дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие

документы.

§ 2. Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка 283

Экспериментальные образцы — это тексты, выполненные

подозреваемым по предложению следователя. Получение экспе-

риментальных образцов связано с необходимостью проверки

написания подозреваемым определенных выражений и слов, не

встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов произво-

дится по возможности неоднократно. По времени выполнения

свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту

появления исследуемого текста.

В этих образцах должны быть тексты, написанные на ту же

(или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ.

При анализе письменной речи экспериментальные образцы

могут быть использованы только для проверки грамматических,

но не лексических и стилистических признаков.

При автороведческих экспертизах перед экспертами можно по-

ставить следующие вопросы: не является ли автором анонимного

документа гражданин «Н», образцы письма которого представле-

ны; одним или разными лицами составлен представленный текст;

какие данные о личности автора документа можно получить путем

анализа признаков письменной речи и др.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.