Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Следственной практике






Знание методики «словесного портрета» обеспечивает воз-

можность широкого использования в оперативно-розыскной и

следственной практике данных о внешнем облике человека для

своевременного розыска неизвестного преступника. При этом

необходимо:

1) собрать информацию и оценить признаки внешности пре-

ступника;

2) составить словесный портрет;

3) провести его розыск с использованием словесного портре-

та;

4) подобрать лиц, среди которых будет предъявлен для опо-

знания установленный человек;

5) зафиксировать результаты в протоколе и оценить их, про-

верив достоверность и обоснованность.

Сведения о внешности личности, полученные при допросе по-

терпевших и свидетелей, являются отправной точкой в его розы-

ске. Они могут быть дополнены информацией из других источни-

ков: изучением вещественных доказательств, материалов уго-

ловной регистрации, служебных документов, фотографических

изображений, рентгеновских снимков, слепков лица умершего и

др.

Например, изучение следов и вещественных доказательств,

обнаруженных на месте происшествия, иногда позволяет полу-

чить ценные сведения о внешности человека, который их оста-

вил. Следы ног дают возможность предположить рост человека,

его пол, физические недостатки и т.п. Орудия взлома позволяют

§ 5. Использование методики «словесного портрета» в оперативно-розыскной и

следственной практике

судить о физической силе человека, его телосложении, профес-

сии и т.д.

Важной проблемой использования словесной информации о

внешнем облике человека, полученной при допросе потерпевших

и свидетелей, является оценка ее полноты и достоверности, в

основе которой лежит анализ субъективных и объективных фак-

торов.

Сведения, на основе которых анализируются субъективные и

объективные факторы, влияющие на качество полученной ин-

формации, устанавливаются при ознакомлении с обстоятельст-

вами дела и предварительном допросе опознающего. В процессе

допроса устанавливаются: обстоятельства, предшествующие

событию; условия непосредственного восприятия события; при-

знаки внешности устанавливаемой личности, запечатленные в

памяти опознающего; обстоятельства, имевшие место после вос-

приятия человека до момента допроса; добровольность участия

допрашиваемого в производстве следственного действия. Все

перечисленные факторы обусловливают содержание тактических

приемов подготовки и проведения опознания устанавливаемой

личности.

Субъективные факторы предопределяются совокупностью ха-

рактеристик, связанных с конкретной личностью: социальное поло-

жение, личные качества, поведение, физическое и психическое

здоровье и другие индивидуальные особенности. Получение дан-

ных о социальном статусе известного лица, как правило, не со-

ставляет большой сложности, но бывает полезным при оценке его

показаний. Например, профессия может способствовать воспри-

ятию внешности другого человека. Так, портной лучше воспринима-

ет пропорции тела и одежду; спортсмен — физические данные че-

ловека (рост, телосложение, осанку).

Данные о возрасте очевидца могут облегчить оценку надеж-

ности информации о возрасте разыскиваемого субъекта, так как

выявлена следующая закономерность: чаще всего человек пра-

вильнее определяет возраст своих сверстников и тех, кто моло-

же. В отношении людей старшего возраста, особенно достигших

преклонных лет, нередко допускаются ошибки.

Оценка личностных качеств очевидца или потерпевшего мо-

жет быть получена непосредственно из их ответов на вопросы

следователя, со слов знакомых им лиц, а также из поведения во

время допроса.

Глава 7. Криминалистическая габитоскопия 138

Замечено, что показания свидетеля об обстоятельствах проис-

шествия более точные, чем показания потерпевшего, хотя могут

быть менее полными. Это объясняется различием в психологиче-

ском состоянии, в котором они находились в момент события. По-

этому всегда важен учет психических особенностей человека, от

которого получена информация. Имеются в виду характер, тем-

перамент, внимание, наблюдательность, память, воображение

и др. Происходящие события каждым человеком воспринимаются

по-разному — такими, как он их видит. Среди психических особен-

ностей личности важное место занимает темперамент, предопре-

деляющий поведение человека.

Важной характеристикой, определяющей мыслительные спо-

собности человека, является интеллект, так как воспринимаемая

человеком информация находится в прямой зависимости от его

интеллектуальных возможностей. Уровень интеллекта человека

предопределяет его способность изложить ту или иную информа-

цию. Нередки случаи, когда человек запомнил внешность другого

человека, но не может описать ее из-за бедности словарного запа-

са, хотя при просмотре иллюстративного материала точно указы-

вает на запомнившиеся ему признаки.

При общении с человеком оценить уровень его интеллекта

можно по следующим критериям:

1) наличие системности в изложении;

2) глубина анализа происшедшего события;

3) обоснованность выводов и отсутствие в них примитивности;

4) отсутствие противоречий собственных посылок, на которых

первоначально строилась цепочка собственных суждений, не-

обоснованных категорических утверждений, явно абсурдных за-

ключений и выводов;

5) способность понять переносный смысл шуток и пословиц;

6) отсутствие чрезмерной обидчивости по незначительным

поводам.

Наладить контакт в общении, понять допрашиваемого помо-

гает знание языка жестов, мимики и телодвижений. Лицо, поход-

ка, жесты, тон речи — вспомогательный материал для изучения

личности. Их особенность состоит в том, что они проявляются

под действием импульсов подсознания. Невозможность подделки

этих импульсов нередко позволяет доверять этому языку больше,

чем привычному средству общения.

Объективные факторы связаны с условиями внешней среды

и также, как субъективные факторы, оказывают влияние на пол-

ноту восприятия и достоверность информации о внешнем облике

§ 5. Использование методики «словесного портрета» в оперативно-розыскной и

следственной практике

человека. Суть влияния этой группы факторов на качество полу-

ченной в ходе оперативных и следственных действий информа-

ции отражает другое их название — «факторы окружающей сре-

ды». Учет влияния факторов внешней среды дает следователю

возможность установить, в состоянии ли был человек видеть ка-

кой-то конкретный элемент внешности человека в этих условиях,

на основании чего сделать вывод о реальности выделенных им

признаков.

Максимальное влияние оказывают следующие объективные

факторы: место, время и продолжительность наблюдения; рас-

стояние от наблюдателя до объекта наблюдения; динамиче-

ские характеристики наблюдателя и объекта. Учет каждого из

них способствует качественной оценке информации, получаемой

в ходе следственных и оперативных действий. Например, устано-

вив, с какого расстояния наблюдался неизвестный человек, сле-

дователь может определить возможную степень детализации его

внешнего облика. Известна следующая зависимость: с расстоя-

ния 1 км различимы лишь общие контуры фигуры человека; кро-

ме того, искажаются ее размеры и цвет одежды; лицо и его от-

дельные элементы различаются лишь с расстояния 60 м.

Определение точного времени события помогает выяснить

условия освещенности. Если оно было искусственное, то следует

учесть, что в этих условиях черты лица выглядят менее рельеф-

ными. Направленное освещение сглаживает затемненные эле-

менты внешности.

Человек чаще всего запоминает рост, цвет глаз, волосы, нос,

брови, особенности телосложения, но в конечном счете у него

возникает целостный образ, который и запечатлевается в его

памяти. Однако мысленный образ человека с течением времени

утрачивает ясность и полноту. Очевидно, что выяснение величи-

ны промежутка времени между днем наблюдения и моментом

допроса весьма важно при оценке словесного описания. Наряду с

учетом степени искажения информации по истечении времени

выясняется степень влияния на нее мнения других людей.

Важным моментом составления словесного портрета неиз-

вестной личности является определение уровня его оптимальной

детализации. Излишняя детализация нередко вносит в описание

внешности элементы домысла. Существует такой уровень дета-

лизации, за которым дальнейшее уточнение элементов внешно-

сти становится нецелесообразным, поскольку уже установлен

Глава 7. Криминалистическая габитоскопия 140

комплекс индивидуализирующих признаков, позволяющих иден-

тифицировать личность.

Свидетели и очевидцы описывают внешность устанавливае-

мой личности, пользуясь общежитейскими терминами, причем не

всегда точными и ясными. Многое из того, что имеет существен-

ное значение для идентификации, они могут упустить. Следова-

тель может помочь допрашиваемому более подробно описать

признаки внешности. Вопросы при этом не должны быть наводя-

щими. Желательно придерживаться терминологии «словесного

портрета». Однако если допрашиваемый не знаком с этой терми-

нологией и употребляет другие наименования признаков внешно-

сти, их следует сохранить в описании, поскольку замена этих

наименований специальными терминами может исказить показа-

ния.

В некоторых случаях словесный портрет, составленный оче-

видцем, отличается от скорректированного с учетом результатов

анализа субъективных и объективных факторов. В этой ситуации

целесообразно оставить оба варианта словесного портрета для

последующего использования в розыске.

Показания свидетеля о внешности неизвестного преступника

фиксируются в протоколе. Полнота, тщательность и точность

описания создают надежную идентификационную основу для

установления тождества личности. Если получены только «об-

щие» или «средние» данные о признаках внешности, то отожде-

ствление практически невозможно.

При розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших

лиц словесный портрет используется для подготовки информаци-

онно-розыскных ориентировок с описанием признаков внешности,

характеристикой «особых примет» в строении тела и лица и «бро-

ских» динамических особенностей. Это дает возможность сотрудни-

кам, осуществляющим розыск, создать и прочно удержать в памяти

мысленный образ разыскиваемого.

Эффективное применение методики «словесного портрета»

достигается периодическим обращением к составленным ранее

словесным портретам, своевременным их изменением и допол-

нением, постоянным использованием в криминалистической дея-

тельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.