Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминалистические информационные массивы международных организаций






 

Потребность обмена регистрационными данными между государствами СНГ привела к подписанию 24 апреля 1992 г. в г. Алма-Ате " Соглашения о взаимодействии МВД Союза Независимых Государств в сфере борьбы с преступностью". На этом основании, а также в соответствии с межгосударственным " Соглашением между министерствами внутренних дел в сфере обмена информацией" от 3 августа 1992 г., подписанным в Чолпон-Ате (Кыргызстан), был создан межгосударственный информационный банк. Учету в нем подлежат такие объекты:

1. Осужденные граждане, которые в соответствии с нормативными актами сторон подлежат межгосударственному учету; особо опасные рецидивисты; уголовные авторитеты, организаторы преступных групп; преступники-гастролеры; привлекающиеся к ответственности за совершение половых преступлений с особой жестокостью, за хищение культурных, исторических ценностей, антиквариата, а также за изготовление, транспортировку, сбыт и хищение наркотиков в крупных размерах; судимые за тяжкие преступления, имеющие характерные отличительные признаки; скрывающиеся от следствия и суда; пропавшие без вести; неопознанные трупы; неизвестные больные и дети; субъекты, уклоняющиеся от отбывания наказания, уплаты алиментов или разыскиваемые по искам предприятий, организаций и граждан; задержанные за бродяжничество.

2. Предметы преступного посягательства, утраченные, изъятые и бесхозные вещи, нарезное огнестрельное оружие; автомобили и бронетехника; антиквариат; радио-, видео-, фото- и компьютерная техника, имеющая индивидуальные номера; номерные ценные государственные бумаги и документы.

3. Нераскрытые преступления: убийства и причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом; разбои, совершенные с применением огнестрельного оружия; мошенничества в крупных размерах, фальшивомонетничество, подделка денег и ценных бумаг; хищения огнестрельного оружия, крупных партий взрывчатых веществ, боеприпасов, наркотиков, отравляющих веществ, радиоактивных материалов и редкоземельных металлов; кражи автотранспорта и бронетехники, а также из металлических хранилищ, из квартир, совершенные характерным способом, культурных исторических ценностей; деяния, связанные с финансовыми, биржевыми и валютными аферами, вымогательством, а также с похищением людей.

Соглашение предусматривает: обмен оперативно-розыскной, справочной, криминалистической и иной информацией, касающейся любых преступлений, как совершенных, так и подготавливаемых на территории стран СНГ организованной группой; сообщение сведений о структуре, персональном составе, сфере деятельности, организации управления, структурных и внешних связях криминальных группировок, имеющих международный характер; информирование о контактах между преступными группами, действующими на территории СНГ; формы и методы противоправной деятельности организованных групп, включая и отмывание средств, полученных преступным путем.

Вступив в сентябре 1990 г. в Интерпол, Россия получила доступ к учетам этой Международной организации уголовной полиции, функции которой, в основном, заключаются в организации взаимодействия полиции государств-членов для борьбы с преступлениями, имеющими международный характер. Правоохранительные органы Российской Федерации осуществляют регулярную связь с государствами-членами этой организации.

Учеты Интерпола касаются, как правило, конвенционных преступлений, то есть тех, общественная опасность которых констатирована соответствующими международными конвенциями, терроризма, фальшивомонетничества, незаконного оборота наркотиков, хищений культурных ценностей и др. На учет ставится информация, затрагивающая интересы двух и более государств: о лицах, совершивших опасные преступления за рубежом; о посягательствах, связанных с международными преступными организациями; о лицах, скрывшихся за границей после совершения преступления, и т.д.

Все обращения в Интерпол осуществляются через Национальные центральные бюро (НЦБ) государств членов организации. Правовым основанием деятельности российского НЦБ Интерпола является положение о нем, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 1990 г., в котором предусмотрены функции этого Бюро, в том числе формирование банков данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, имеющими международный характер.

Применительно к учетам Интерпола возможно пользование: алфавитной картотекой " международных преступников" и лиц, подозреваемых в совершении преступлений (через НЦБ поступают сведения об их подозрительном поведении, связях, перемещениях); дактилоскопической картотекой; картотекой данных о внешности преступников; картотекой документов; картотекой преступлений, состоящей из нескольких разделов, каждый из которых соответствует виду деликта либо его видовой группе (в сведениях о преступлениях обязательно фиксируется способ их совершения); фототекой наиболее опасных преступников; картотекой лиц, пропавших без вести, и неопознанных трупов; картотекой похищенных автомобилей, произведений искусства, культурных ценностей и антиквариата, дорогостоящих ювелирных изделий; справочной картотекой нарезного огнестрельного оружия.

Правоохранительные органы России с помощью Интерпола могут получить также ряд дополнительных сведений о собственности, находящейся на территории государств членов организации, в частности данные о банковских расчетах, налогах, недвижимости, транспортных средствах, деятельности фирм банк данных " Фирмы". В настоящее время в Интерполе функционирует и другая автоматическая система поиска необходимой информации, массив которой пополняется ежедневно, " Конфискация наркотиков".

На встрече в Брюсселе министров внутренних дел и юстиции государств членов ЕЭС в 1992 г. создана региональная полицейская организация, получившая название " Европол". С 1994 г. центр Европола находится в Страсбурге (Франция). Государства, входящие в ЕЭС, организовали единую систему учета криминальных сведений. Ими создан центральный банк электронной информации, аккумулирующий данные о лицах, совершивших преступления или представляющих оперативный интерес, об угнанных автомашинах, о похищенных деньгах, об утраченном и выявленном огнестрельном оружии и др. Полиция каждого государства члена ЕЭС, имея компьютерную связь с центральным банком криминалистически значимой информации, может постоянно получать необходимые сведения.

 

Литература:

Александров И.В., Ищенко Е.П., Ищенко П.П. и др. Криминалистическая регистрация: Учебное пособие. Красноярск, 1991.

Аленин А.П. Криминалистические учеты: Учебно-практическое пособие. Омск, 1997.

Илларионов В.П., Путова И.В. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников. М., 1999.

Ищенко Е.П., Девиков Е.И. Уголовная регистрация. Омск, 1986.

Использование следователем учетов, картотек и иных банков данных: Справочное пособие. М., 1994.

Федеральные учеты ГИЦ в борьбе с преступностью. М., 1994.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.