Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституция СССР 1936 г. и изменения в государственном управлении






Принятие новой Конституции. За период, прошедший со дня принятия первой Конституции СССР в 1924 г. по 1936 г., в Советском Союзе произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Эти изменения нашли отражение во второй по счету Конституции СССР, принятой 5 декабря 1936 г.

Интересен механизм принятия конституционного законодательства, который был характерен для советского права 1930-х гг.

1-й этап: Политбюро вынесло вопрос о подготовке новой Конституции 30 января 1934 г. на рассмотрение Пленума ЦК ВКП(б).

2-й этап: Пленум ЦК партии решил вынести вопрос о новой Конституции на обсуждение высшего законодательного органа – VII Всесоюзного Съезда Советов.

3-й этап: Съезд Советов, рассмотрев вопрос (а фактически «проштамповав» решение, подготовленное партийными органами), издал соответствующее постановление, в котором обязал ЦИК избрать конституционную комиссию.

4-й этап: Комиссия ЦИК подготовила проект новой Конституции.

5-й этап: Чрезвычайный VIII Съезд Советов (созванный только для утверждения готового текста Конституции) единогласно утвердил новый Основной Закон СССР.

В такой последовательности принятия Основного Закона страны наглядно проявилась направляющая сила партийных органов, которые, по сути, руководили высшим законодательным органом Советского Союза при принятии Конституции 1936 г. Не удивительно, что комиссию по подготовке Конституции возглавил сам «товарищ Сталин», генеральный секретарь ЦК ВКП(б).

Подготовка нового Основного Закона выявила различные подходы членов конституционной комиссии к направлениям развития Советского государства. Так, Сталин и его сторонники стремились узаконить сложившиеся административно-командные методы управления, усилить роль государства в социально-экономической сфере. Н.И. Бухарин и некоторые другие члены конституционной комиссии предлагали закрепить в Основном Законе различные формы собственности, гарантировать независимость предпринимателей от вмешательства со стороны властных структур. По инициативе Бухарина в проект Конституции 1936 г. были включены статьи, гарантировавшие право на труд с соответствующей оплатой, на свободный выбор места работы, смену профессии, возможность граждан привлекать к суду чиновников за нарушение конституционных прав.

Однако Сталин в ходе обсуждения и доработки проекта конституции на правах председателя вычеркнул из него большинство предложенных Бухариным и его сторонниками статей, направленных на демократизацию политической системы. В июне 1936 г. проект Конституции в сталинском варианте был одобрен пленумом ЦК ВКП(б) и Президиумом ЦИК СССР, а затем был вынесен на всенародное обсуждение. Итоги всенародного обсуждения проекта подвел VIII Чрезвычайный Всесоюзный Съезд Советов, собравшийся в Москве в конце ноября 1936 г. Учтя некоторые несущественные поправки, съезд единогласно утвердил 5 декабря 1936 г. новый Основной Закон СССР.

Основное содержание Конституции 1936 г. Новая Конституция СССР состояла из 13 глав и 146 статей. В ней было записано: политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, им принадлежит вся власть в стране. Формально по Конституции высшая власть принадлежала Верховному Совету, заменившему съезды, а реально вся полнота власти сосредоточивалась у партийного аппарата, возглавляемого Сталиным. Все решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума, Постановления правительства предварительно рассматривались и санкционировались Политбюро, Оргбюро и Секретариатом ЦК ВКП(б).

В Конституции СССР 1936 г. давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, размещавшихся в Москве. Кроме того, в Конституции было записано, что государственное устройство страны определяется как федеративное объединение республик. Союзным республикам, как и в первой Конституции, предоставлялось право выхода из состава СССР.

Новый Основной Закон страны закрепил положение о руководящей роли Коммунистической партии в системе государственных органов и общественных организаций. В статье 126 Конституции СССР 1936 г. было записано, что компартия составляет «руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Конкретные властные полномочия монопольной партии не были прописаны в Основном Законе, но на практике уже сложилась система партийного руководства государственными, советскими, профсоюзными и комсомольскими организациями. Все партии, которые существовали в годы Гражданской войны и первые годы НЭПа, к началу 30-х гг. исчезли с политической арены. Основной Закон запрещал создание и существование других политических партий, кроме ВКП(б).

Партия большевиков, возглавляемая Сталиным, стала монополистом в системе государственного управления. Формы политического руководства Советским государством были различными. Партийные функционеры одновременно занимали и высокие государственные посты: член Политбюро ЦК ВКП(б) одновременно был председателем Президиума ЦИК СССР; член Политбюро, он же Председатель Совнаркома и т.д.

Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в формировании Верховного Совета СССР – высшего законодательного органа государства. Выборы в его состав проходили на безальтернативной основе, кандидаты предварительно согласовывались в соответствующих партийных комитетах. Для периодического инструктажа руководящих работников регулярно проводились партийно-хозяйственные активы.

Методы партийного руководства включали не только подбор и расстановку руководящих кадров во все звенья государственной системы, но и издание совместных партийно-государственных нормативных актов, имевших силу закона. Директивы высших органов партии были обязательны для исполнения всем государственным органам, как в центре, так и на местах. Съезды ВКП(б) определяли внутреннюю и внешнюю политику Советского государства, указывали курсы на коллективизацию, на индустриализацию, на культурную революцию.

По заведенному правилу Председатель Совнаркома СССР, его заместители, руководители ведущих наркоматов входили в состав Политбюро и других высших органов большевистской партии.

Конституция СССР ввела коллективные органы государственного управления: Советы депутатов трудящихся. Высшим органом власти в Советском Союзе значился по Конституции Верховный Совет СССР и Совет Национальностей. В них заседало большое количество неглупых людей. Но кардинальные и судьбоносные для страны решения принимал один человек – Сталин, руководитель правящей партии.

Сталин действовал не методом убеждения, а методом безоговорочного подчинения его требованиям. Тот, кто пытался доказать Сталину ошибочность его теорий, взглядов или действий, был обречен на исключение из рядов партии, отстранение от высоких должностей с последующим моральным или даже физическим уничтожением.

Принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». Процесс делегирования власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством.

Конституция СССР 1936 г. представляла собой декларацию того, каким должно быть государство рабочих и крестьян, строителей социализма.

В Основном Законе декларировались свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций. Было это на практике в период сталинизма, когда проходили массовые зачистки и репрессии, а тюрьмы и лагеря не могли вместить всех, кого направляли суды, «двойки» и «тройки», другие органы НКВД и юстиции? Когда записано на бумаге, но нет на практике, в жизни, то это – пустая декларация. За фасадом красивого здания с изображением Конституции СССР скрывался тоталитарный режим Сталина. Опорой режима были партийные органы, органы государственной безопасности, НКВД и карманные суды, отправлявшие правосудие под девизом «что прикажете?».

Экономическую основу СССР, записано в Конституции 1936 г., составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия труда и производства. За посягательство на социалистическую собственность законодательство страны победившего социализма жестоко карало. Своим гражданам государство могло дать без колебаний 10 лет лишения свободы за пшеничные колоски с колхозного поля. Причем без права на обжалование.

Труд рассматривался в Конституции как обязанность. А государственные органы, обеспеченные законами, решали, кому и сколько дать за эти труды. Иногда давали мизерную зарплату, иногда лагеря и ссылку.

В Конституции 1936 г. декларировались многочисленные права советского гражданина: на образование, на здравоохранение и т.д. Но существовала и другая система, судебная и внесудебная, которая по доносу или по подозрению могла (имела право) полноправного гражданина великой державы посадить в тюрьму с одновременным «поражением в правах». Для этого в уголовном законодательстве была специальная статья – 58-я, которая определяла не только сроки лишения свободы, но и сроки поражения в правах.

В залах суда и подвалах НКВД проходили судебные и внесудебные спектакли устрашения и унижения людей, а из репродукторов доносились слова хитовой песни: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек...»

И хотя граждане страны имели право избирать, да еще и при тайном голосовании, но они все равно оставались бесправными и никого не могли избрать, кроме тех, на кого указывала Компартия во главе со Сталиным. Именно им принадлежит идея «выбора из одного кандидата», единого представителя от блока коммунистов и беспартийных. Выборы без выбора. Это не игра слов, а трагедия нашего многострадального народа, пережившего князей, царей и генеральных секретарей, их перестройки и реформы.

Сталин в 1936 г. объявил о построении социализма – первой фазы коммунизма. Только вот в результате реформ, построения сталинского социализма жить простому человеку в России лучше не стало.

Изменения в законодательстве. Основная цель уголовного права в 1930-е гг. – борьба против наиболее опасных государственных преступлений, совершенных классовыми противниками советской власти, против преступлений, посягающих на социалистическую (государственную) собственность, против преступлений, подрывающих трудовую дисциплину и стабильную работу предприятий.

Уголовное наказание в 30-е гг. могло быть назначено не только судом, но и внесудебными органами – различными «двойками» и «тройками», созданными на основе НКВД. С 1935 г. уголовная ответственность в СССР наступала с 12-летнего возраста. В 1937 г. за государственные преступления, включая вредительство, диверсии, шпионаж, срок лишения свободы был увеличен до 25 лет.

Особенность уголовно-процессуального законодательства в 1930-е гг. состояла также в возможности заочного рассмотрения уголовных дел. В 1930-е гг. действовал Уголовный кодекс, принятый еще в начале 20-х гг., с добавлениями, ужесточавшими уголовную ответственность за посягательства на социалистическую собственность. По закону от 7 августа 1932 г. за хищения колхозного имущества применялась «высшая мера социальной защиты – расстрел с конфискацией всего имущества». При наличии смягчающих вину обстоятельств высшая мера могла быть заменена на лишение свободы на срок не менее 10 лет также с конфискацией имущества. О размахе применения этого закона красноречиво говорят следующие цифры: только за 5 месяцев 50 тыс. советских граждан получили срок, а 2 тыс. человек приговорены к расстрелу за посягательства на социалистическую собственность.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1936 г. вос­становлено упраздненное ранее тюремное заключение. Макси­мальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет.

Деятельность органов и учреждений, исполнявших наказания, регулировалась исклю­чительно ведомственными актами, большинство из них были с грифом «секретно» и «совершенно секретно». В подчинение Главного управления исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения были переданы все исправительно-трудовые учреждения Наркомата юстиции РСФСР. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. с принятием Конституции 1936 г. практически не изменился. Он по-прежнему носил больше карательный, чем воспитательный характер.

Конституция РСФСР. 21 января 1937 г. была утверждена Конституция (Основной Закон) РСФСР. На ее основе была организована перестройка государственного аппарата. На первой сессии Верховного Совета РСФСР летом 1937 г. был избран постоянный Президиум Верховного Совета РСФСР, образовано Правительство, назначен прокурор, избраны постоянные комиссии обеих палат. В июне 1938 г. прошли выборы в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы. И в каждом органе, в каждом Совете партия расставила своих людей – коммунистов. Для проведения в жизнь ее политики, ее решений.

ГУЛАГ. Начиная с конца 1938 г. происходит усиление режима содержания заключенных в исправительно-трудовых учреждениях ГУЛАГа. В первую очередь это касалось осужденных, получивших вторую судимость в лагере, систематически нарушавших требования режима, отказавшихся от работы. В целях максимального использования рабочей силы заключенных на строительных и производственных объектах приказом НКВД СССР от 15 июля 1939 г. была отменена система их досрочного освобождения.

В этот период от­сутствовал прокурорский надзор за деятельностью исправительных учреждений. Информация о количестве осужденных и условиях их содержания была засекречена, доступ к ней строго ограни­чен. И только в последние годы, когда рассекретили архивы, стало известно, что за годы сталинского режима через тюрьмы, лагеря и колонии прошли около 10 млн человек *. Свыше 1, 6 млн из них умерли, не выдержав тяжелых условий содержания.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе под руководством Сталина завершилось формирование административно-командной системы. Ее отличительными чертами были следующие.

1. Формирование культа личности Сталина благодаря монополии на власть партии большевиков.

2. Усиление авторитарных начал в руководстве государством, политическим и правовыми институтами, всеми сферами жизни общества.

3. Бюрократизация государственного аппарата и всей системы управления.

4. Установление однопартийной системы, способствовавшей сращиванию партийного и государственного аппарата, игнорирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Проведение жестких государственно-правовых реформ без учета мнения членов политического руководства и населения страны.

6. Усиление репрессивных государственных органов, подчинявшихся не государству в целом, а отдельным личностям – Берии и Сталину.

7. Сужение демократических свобод и прав граждан.

8. Централизация системы управления обществом, экономикой, установление приоритета плановых и распределительных функций в деятельности государственных органов. Замена гражданско-правовых методов управления административно-командными.

Все эти и другие черты административно командной системы, которая применяла массовые репрессии, вводила внесудебные органы, попирала права и свободы граждан, дают основания говорить о том, что в 30-е гг. в СССР сформировалось тоталитарное государство во главе со Сталиным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.