Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура в XVIII в. В XVIIIв. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны






В XVIIIв. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. Ведущим стало светское направление в искусстве. Хотя церковь в XVIII в.и была подчинена государству, ее роль в жизни страны оставалась еще значительной. В XVIIIв. разрозненные знания по различным отраслям, собиравшиеся многими поколениями людей, начали превращаться в науку: накопление знаний дало возможность перейти к открытию законов развития природы и общества. На смену средневековой, традиционалистской, пронизанной религиозным мировоззрением допетровской культуре в XVIII в. приходит «новая культура». Ее отличительные черты – светскость, рационалистическое (от лат. ratio – разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других стран и народов. Установлению постоянных контактов со странами Европы способствовали выход России к Черному морю «Окно в Европу» через Балтику, рост международного авторитета России.

Культура XVIII в. во многом определяется просветительской философией с ее идеей главенства знания и разума в жизни людей, вниманием к человеческой личности.

В русском искусстве в первой половине XVIII в. господствовал стиль барокко, во второй половине столетия – классицизм. В конце XVIII в. культ разума (классицизм) сменился культом чувств (сентиментализм).

Возникновение светской школы. Светский характер образования, соединение обучения с практикой коренным образом отличали школу петровских времен от прежних школ, находившихся в руках духовенства.

К 1701 г. в Москве были основаны две школы нового типа: Пушкарская (артиллерийская) и Навигацкая. Последняя выпускала не только моряков, но и инженеров, учителей цифирных школ, геодезистов, архитекторов и даже гражданских чиновников. Вслед за Школой математических и навигацких наук были открыты Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы, Школа канцелярских служителей, позднее – горные и ремесленные школы. В провинции начальное образование осуществлялось в школах трех типов: патриархальных, готовящих священнослужителей; цифирных – для подготовки местных мелких чиновников; в гарнизонных школах – для обучения солдатских детей. Обучение детей дворян грамоте стало обязательным. Петр запретил даже жениться дворянам, уклонявшимся от учебы.

С 1703 г. в Москве начала работу особая общеобразовательная школа – гимназия пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам. По указу от 1714 г. в губерниях были открыты 42 цифирные школы, в них принимали детей непривилегированных сословий (кроме детей крепостных крестьян).

В 1715 г. из старших классов Школы математических и навигацких наук, переведенных в Петербург, по указу Петра I была создана Морская академия. Были образованы также Морской, Артиллерийский и Инженерный корпуса, находившиеся в сфере особого покровительства правительства. Учебные заведения – гимназия и университет – были предусмотрены в структуре Академии наук, указ об учреждении которой был подписан Петром I в 1724 г. Открытие ее состоялось в Петербурге уже после его смерти. Первым президентом академии стал лейб-медик Л.Л. Блюментрост.

Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, в которой были введены арабские цифры. Затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпустили «Таблицы логарифмов и синусов». В создание новых учебников и учебных пособий большой вклад внесли Ф.П. Поликарпов, Г.Г. Скорняков-Писарев, Ф. Прокопович.

Огромным шагом вперед в развитии просвещения и светской школы оказались введение в 1708 г. гражданского печатного шрифта взамен трудночитаемого церковнославянского и переход от обозначения чисел с помощью букв к арабским цифрам. На новый шрифт перешла первая русская печатная газета «Ведомости», которую начали издавать с декабря 1702 г.

В условиях военного времени (Северная война и др.) была велика потребность в специалистах, поэтому в первые петровские школы набирали «робяток всякого рода, опричь помещичьих крестьян». Однако со второй четверти XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых сословных учебных заведений. Образование стало еще одной привилегией господствующего сословия.

Для подготовки дворян к офицерской службе в армии и на флоте в Санкт-Петербурге в 1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус, который в дальнейшем разделился на Сухопутный, Морской, Артиллерийский и Инженерный. Подготовка к гражданской службе при императорском дворе велась в Пажеском корпусе. Вскоре в Петербурге открылись Смольный институт благородных девиц (1764), а также благородные пансионы. Дворянские дети получали образование также через систему частного обучения.

Дети духовенства учились в духовных семинариях и духовных академиях, дети разночинцев и купцов – в медицинских, горных, коммерческих и других профессиональных школах, а также в Академии художеств. Рекрутские дети обучались в солдатских школах, готовивших для армии унтер-офицерский (сержантский) состав.

Таким образом, к середине XVIII в. в России сложилась система замкнутых сословных школ. Только в конце века (1786) в каждой губернии открылись формально бессословные четырехклассные главные народные училища, а в каждом уезде – двухклассные малые народные училища. Однако образование в целом оставалось сословным, так как оно не стало всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения. В конце XVIII в. в России учились лишь два человека из тысячи, а целые сословия (крепостные крестьяне) были почти полностью лишены возможности получить образование.

Выдающимся событием в жизни страны было создание в 1755 г. первого в России Московского университета по инициативе и проекту М.В. Ломоносова при деятельной поддержке просвещенного фаворита императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалова, ставшего его первым куратором. По инициативе И.И. Шувалова в 1757 г. была создана Академия художеств, до переезда в Петербург в 1764 г. состоявшая при Московском университете.

Со дня своего основания Московский университет как бы поднялся над сословной школой. Процесс образования был в нем бессословным (дети крепостных могли быть приняты в университет, получив вольную от помещика). М.В. Ломоносов писал, что «университет создан для генерального обучения разночинцев». Лекции в университете читались на русском языке. Одну из важнейших задач университета М.В. Ломоносов видел в распространении научных знаний. В этом деле видную роль стали играть типография и библиотека университета, а также публичные лекции его профессоров.

Наука и техника. Важнейшим результатом деятельности Петра I в области науки стало открытие в Петербурге в 1725 г. Академии наук, указ об основании которой был подписан годом раньше. В состав Академии вошли университет и гимназия для подготовки кадров. Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М.В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.

М.В. Ломоносов. Выходец из государственных крестьян Архангельской губернии Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765), один из титанов мировой науки, своими энциклопедическими познаниями и исследованиями поднял русскую науку на новую ступень. Не было ни одной отрасли знаний в то время, где не проявился бы его гений. М.В. Ломоносов был одним из основоположников физической химии; высказал замечательные предположения об атомно-молекулярном строении вещества; открыл закон сохранения энергии; занимался изучением атмосферного электричества. Его открытие атмосферы на Венере знаменовало создание астрофизики как специальной науки.

М.В. Ломоносову принадлежат и замечательные труды в области гуманитарных наук. Он первым выступил против норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Его «Российская грамматика» была первой научной грамматикой русского языка. М.В. Ломоносов оставил весьма заметный след и в поэзии (основатель силлабо-тонического стихосложения): его перу принадлежат многие замечательные оды, поэмы и стихотворения.

Выдающуюся роль сыграл М.В. Ломоносов как организатор русской науки. Он был создателем первого русского университета. Его ученики и коллеги (академики) – астроном С.Я. Румовский, математик М.Е. Головин, географы и этнографы С.П. Крашенинников и И.И. Лепехин, физик Г.В. Рихман и др. обогатили русскую науку замечательными открытиями.

Географические открытия. В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И.К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И.К. Кириллова.)

Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки». Имена С. Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60–70-е гг. были организованы академические экспедиции П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.

В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов положили начало русской исторической науке. Во второй половине века свои исторические труды создали историки М.М. Щербатов и И.Н. Болтин.

Новое в технике. Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик А.К. Мартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И.И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель – И.П. Кулибин, чей проект одноарочного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.

В петровские времена открылся первый русский естественно-исторический музей – Кунсткамера (1719). В конце XVIII в. покупка Екатериной II ряда частных коллекций произведений искусства в Европе положила начало одному из крупнейших и наиболее значительных музеев мира – Эрмитажу.

Общественная мысль. Проблемы преодоления отсталости страны были центральными в общественно-политической мысли России первой четверти XVIII в. Петр I и его сподвижники – Феофан Прокопович, П.П. Шафиров и др. пытались доказать с позиций «естественного права» и «общего блага» необходимость преобразований и право монарха на неограниченную абсолютистскую власть. В своих сочинениях «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент» Ф. Прокопович последовательно проводил мысль о том, что «русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может».

Оригинальным мыслителем петровского времени был И.Т. Посошков, которого иногда называют первым русским экономистом. Ремесленник, а впоследствии богатый купец, И.Т. Посошков в книге «О скудости и богатстве» выступал как горячий поборник русской промышленности и торговли.

Во второй половине XVIII в. в центре русской общественной мысли оказался крестьянский вопрос. Критика отдельных сторон крепостничества прозвучала в выступлениях некоторых депутатов Уложенной комиссии, в журнальной полемике Н.И. Новикова с Екатериной II. Эта борьба подготовила появление революционера-республиканца А.Н. Радищева, открыто высказавшегося против самодержавия и крепостного права.

Русскую литературу XVIII в. своими произведениями обогатили писатели, поэты и публицисты, такие как А.П. Сумароков, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин, А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и др.

Быт и нравы. После посещения стран Европы и возвращения изВеликого посольства Петр I приказал коротко стричь волосы и брить лицо (бояре жаловались, что лица у них стали «босые»). Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Желавшие сохранить бороду должны были платить особый налог, о чем свидетельствовал специальный медный «бородовой знак». Повсеместно вводилась более практичная европейская одежда. Разрешалось курение, которое ранее, но Соборному уложению 1649 г., расценивалось как уголовное преступление.

Архитектура. В XVIII в. новое развитие получила архитектура. В области строительства был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой характерны геометрическая правильность, симметричность, установление единых правил и приемов в застройке улиц, определенное соотношение размеров и высоты зданий. Все это нашло воплощение в строительстве новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурга. Группа выдающихся архитекторов раннего барокко (Ж. Леблон, Д. Трезини) осуществляла его планировку и застройку. Д. Трезини возвел собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий. Петербург принимал «строгий, стройный вид». Во второй половине XVIII в. архитектор И.Е. Старов построил здание Таврического дворца, Троицкий собор Александро-Невской лавры, В.И. Баженов – Каменноостровский дворец и Арсенал, А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот – Академию художеств и Гостиный двор. А. Ринальди – Мраморный дворец, Д. Кваренги – Академию наук и другие здания, Ю.М. Фельтен – набережную Невы и создал решетку Летнего сада.

В пригородеСанкт-Петербурга в 1709 г. по указу Петра I началось строительство царской загородной резиденции. Темпы строительства поражали современников. Уже в 1723 г. состоялось торжественное открытие Петергофа. Архитектором летнего дворца Петра I был тот же Д. Трезини. Для снабжения фонтанов Петергофа был построен специальный водовод по про­екту инженера-гидравлика Василия Туволкова об­щей длиной 40 км. Фонтанная система, построенная в Петергофе, включала 45 км открытых канав, 40 прудов, 50 напорных трубопроводов, 4 км тоннелей и галерей, 35 плотин, шлюзов и водоспусков. В течение лета 1721 г. были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, в котором были устроены небольшие по высоте фонтаны.

Наследники Петра I по-разному отно­сились к превращению Петергофа в «сто­лицу фонтанов». Больше всего на этой «ниве» потрудилась Анна Иоанновна, в царствование которой были установлены 22 фонтана вдольМорского канала, созданы «Драконов каскад» и «Римские фонтаны». Как следует из архивных материалов, в 1735 году была создана и ус­тановлена в ковше перед «Большим каскадом» знаменитая скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва». В 1732-1739 годах застройка Петерго­фа была упорядочена, и он стал одной из главных летних резиденций императорс­кой династии. Приморская резиденция импе­ратора восхищала Европу не меньше, чем новая столица России – Петербург.

Продолжалось монументальное строительство и в Москве. В первой половине XVIII в. были сооружены Меншикова башня (рядом со зданием Московского Главпочтамта), церковь Иоанна Воина на Якиманке, собор Заиконоспасского монастыря. Их создание связывают с именем архитектора Ивана Зарудного. В этих постройках элементы средневековой архитектуры переплетаются со светским началом – здания напоминают дворцовые строения или башни-монументы, увенчанные крестами. Тогда же в Москве возвели Арсенал в Кремле, промышленные здания Суконного и Монетного двора, Лефортовский дворец и другие постройки.

В первой половине XVIII в. господствующим архитектурным стилем был барокко. Для барокко (в переводе с итальянского – «вычурный») характерна монументальность построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В.В. Растрелли – итальянец по происхождению, который в России обрел вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе и Петергофе, ряд дворцов для петербургской знати, Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве и др.

В Москве городской архитектор Д.В. Ухтомский построил Кузнецкий мост через реку Неглинную, Красные ворота. По его проекту была построена колокольня в Троице-Сергиевом монастыре. Им была создана архитектурная школа, из которой вышли замечательные зодчие А.Ф. Кокоринов. И.Е. Старое, М.Ф. Казаков и др. Выдающимися архитектурными постройками обогатилась Москва. Гениальный русский архитектор В.И. Баженов возвел дом Пашкова (ныне старое здание Российской государственной библиотеки). Ученик и друг В.И. Баженова М.Ф. Казаков создал большое количество общественных зданий и особняков, и сегодня украшающих столицу. Это здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного дворянского собрания, старое здание Московского университета, псевдоготические узоры Петровского дворца и другие великолепные постройки.

Продолжалось развитие деревянного зодчества. В начале XVIII в. наивысшим его достижением стало возведение Кижского ансамбля на одном из островов Онежского озера с 22-главой центральной Преображенской церковью.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение главных частей здания, четкость горизонтальных и вертикальных линий.

Скульптура. В первой половине XVIII в. потребности архитектуры дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял художников на создание скульптурных портретов. Так же как в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовало барроко, во второй половине – классицизм. Из мастеров барокко крупнейшим был Б.К. Растрелли – отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и А.Д. Меншикова, портретная статуя в рост императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся скульптурных портретов прославил себя земляк М.В. Ломоносова, вышедший из среды поморских косторезов, – Ф.И. Шубин. Для него характерна необычайная глубина подачи образов. Им созданы портреты М.В. Ломоносова, А.М. Голицына, Г.А. Потемкина, П.А. Румянцева, императора Павла I. Как высшая признательность выдающемуся скульптору звучит эпитафия на надгробии Ф.И. Шубина: «И под его рукою мрамор дышит».

Памятником А.В. Суворову, изображенному скульптором в аллегорическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Петербурге), прославил себя М.И. Козловский. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского каскада фонтанов – «Самсон, раздирающий пасть льва», символизирующая победу России в Северной войне.

Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И.П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Москвы – памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1818), памятник М.В. Ломоносову в Архангельске, цикл выдающихся надгробных памятников.

Одним из символов Петербурга стал Медный всадник – памятник основателю города, великому историческому деятелю Петру I. Его создал французский скульптор Э.М. Фальконе.

Живопись. В первой половине XVIII в. особенно ярко успехи русской живописи проявились в творчестве А.Т. Матвеева и И.Н. Никитина. Ведущим жанром был портрет. В портретах Петра I и «Напольного гетмана» И. Никитина, в «Автопортрете с женой» А. Матвеева художники наряду с показом портретных черт своих героев передали внутренний мир, духовную индивидуальность. Эта черта русской портретной живописи – передача богатства внутреннего мира человека, его неповторимой индивидуальности – поставила русский портрет XVIII в. в ряд выдающихся достижений мирового искусства.

Чуть старомодно выглядят портреты художника А.П. Антропова: А.М. Измайловой, Петра III.Близок к А.П. Антропову по живописной манере И.П. Аргунов, вышедший из числа крепостных Шереметевых (портреты «Неизвестная крестьянка», «Калмычка Аннушка» и др.). Ф.С. Рокотову с его филигранной техникой лучше других удалось передать внутренний мир изображаемых: портреты поэта В.И. Майкова, мужа и жены Суровцевых.

Крупнейший портретист второй половины XVIII в. Д.Г. Левицкий выразил многогранность человеческой натуры, например, в портретах Н.И. Новикова, богача и мецената П. Демидова, воспитанниц Смольного института, Д. Дидро. В образах, созданных В.Л. Боровиковским, сильнее выявлены интимные стороны человеческой натуры. Художник явно находился под влиянием сентиментализма (портреты М.И. Лопухиной, А.Б. Куракина, В.И. Арсеньевой и др.).

Наряду с портретной живописью распространение в XVIII в. получила графика (А.Ф. Зубов), мозаика (М.В. Ломоносов), пейзаж (С.Ф. Щедрин) и особенно картины на исторические и мифологические сюжеты (А.П. Лосенко). В акварелях И.А. Ерменева и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян. Сохранились и народные картинки – лубок.

Театр. Первый русский профессиональный театр возник в 1750 г. по инициативе купца Ф.Г. Волкова в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр (ныне Академический театр драмы им. А.С. Пушкина).

Одновременно крупнейшие русские вельможи создавали театры у себя в вотчинах или в своих столичных домах, где актерами были их крепостные крестьяне (в Москве и Подмосковье, например, их насчитывалось более 50). В стране имелось более 100 крепостных оркестров. Наиболее известен московский театр Шереметевых в Останкине, славу которому принесли актеры из крепостных крестьян – драматическая актриса и певица П.И. Жемчугова и балерина Т.В. Шлыкова.

В XVIII в. было положено начало балетному искусству в России: в 1738 г. в Петербурге открылась первая балетная школа. В этом же столетии были написаны и поставлены также первые русские оперные спектакли: опера «Анюта», композитором которой считают В.А. Пашкевича, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М.М. Соколовского, «Ямщики на поставе» Е.И. Фомина; создавал свои произведения композитор Д.С. Бортнянский.

Одним из важнейших результатов развития русской культуры в XVIII в. был процесс складывания русской нации. Победа светского направления в искусстве, установление широких связей с культурой других народов, успехи науки подготовили подъем русской культуры в XIX в.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль Земских соборов в государственном управлении?

2. Каковы основные правовые нормы Соборного уложения 1649 г.?

3. Каковы предпосылки возникновения абсолютной монархии в России?

4. Перечислите реформы государственного управления Петра Великого.

5. В чем суть государственных преобразований Петра I?

6. Для чего был создан Сенат и каковы его основные функции?

7. Какие изменения внес Петра I в законодательство?

8. В чем суть «Петровской табели о рангах» и каково ее значение для государственной службы в современной России?

9. В чем причина «дворцовых переворотов» в России в XVIII в.?

10. Почему правление Екатерины II называют «золотым веком» дворянства?

11. Каковы причины русско-турецких войн?

12. В чем секрет полководческого искусства А.В. Суворова?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.