Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постраничные примечания






 

1* Указывая, что «излюбленные темы Мандельштама — античность, русский ампир» были в эту пору «модными темами», Л. Гинзбург писала: «Мотивы ампирного Петербурга, пушкинского Петербурга в частности, широко разрабатывались в графике 1910-х годов. Мандельштамовские опыты воссоздания культур вовсе не были уединенными. Напротив, они окружены плотной атмосферой современного искусства» [ Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974. С. 362; курсив мой. — К. Р.]. Как мы увидим далее, русский театр именно опытам воссоздания культуры прошлого уделил в 1910-е годы огромное внимание.

2* Для сравнения укажем, что в первые восемь сезонов МХТ поставил 24 современные пьесы, среди них пять пьес Чехова, три пьесы Горького и «Власть тьмы» Л. Толстого.

3* Впрочем, отдельные набеги на драматическую сцену они совершали и раньше: например, Л. Бакст в 1900-х гг. оформлял две постановки античных трагедий в Александринском театре. Но в ту пору художники «Мира искусства» не находили ни понимания, ни подлинной поддержки у режиссеров, для которых работали.

4* В пантомиме участвовали: Пьеро — П. Альбов, В. Шухаев; Арлекин -А. Голубев, К. Давидовский; Коломбина — Е. Хованская, А. Гейнц; Тапер — К. Гибшман; друзья Пьеро — Коля Петер (Н. В. Петров), С. Балакин; их возлюбленные — Е. Тиме, М. Филаретова; распорядитель танцев — Валерии Степанов, слуга Пьеро — А. Яковлев.

5* В октябре 1913 г., увлеченный талантом О. Гзовской, Станиславский ввел ее на роль Туанеты. По его словам, она играла «очень хорошо, весело, с брио» (Виноградская И. Летопись. Т. 2. С. 409).

6* Об этом пишет и Е. И. Полякова: Станиславский «работал над ролью с Бенуа, послушно и радостно следуя всем указаниям великого знатока эпохи… Но образ в целом он искал и строил совершенно самостоятельно».

7* Едва лишь весть о виктории Немировича дошла до Станиславского, он не только пришел в восторг, но тотчас же принялся сочинять план постановки «Униженных и оскорбленных» — тоже рассчитанный на два вечера, тоже в двадцати картинах и тоже с чтецом (см.: Станиславский. Т. 7. С. 476, 477).

8* Характерное огрубление этого приема вскоре продемонстрировал К. Марджанов в спектакле МХТ «У жизни в лапах». По словам Марджанова, вместо сукон Симова он решил тут применить «… стены из шелка и тюля, да еще пронизанные лучами прожектора. Забрав груды материи из магазина Сапожникова, мы развешивали их на шестах по сцене и освещали сильнейшими электрическими лучами… Мы просто ищем звонких, выразительных вещей, да еще заставляем сверкать их отражения в вазах, графинах и т. д., совершенно не считаясь со светом из окна. В ресторане мы делаем громадный диван, на две трети всей сцены (абсурд — где это видано?), и заваливаем его несколькими десятками цветных подушек… При такой сумасшедшей яркости можно было заставить уравновешенную О. Л. Книппер дойти до таких “бесстыдных” мизансцен, как, например, когда она вскакивала на диван и произносила чуть ли не эротический монолог о жажде любви!» (К. Марджанишвили. Творческое наследие. Тбилиси, 1958. С. 66, 67).

9* См.: Волькенштейн Вл. Качалов — Иван Карамазов. Сцена кошмара // Москва театральная. М., 1960. С. 335 – 346.

10* См.: Герасимов Ю. Идейно-творческая позиция Вл. И. Немировича-Данченко в начале 1910-х гг. и инсценировки романов Достоевского в Художественном театре // Театр и драматургия. М., 1973. Вып. 5; Нинов А. Достоевский и театр // Новый мир. 1981. № 10.

11* Но в записной книжке изливал свой гнев: «Это глумление. Я плачу Сулеру деньги, он работает вовсю, и я же должен умолять о разрешении иметь своего помощника у Владимира Ивановича, который сам ничего не делает. Сулер, услыхав это, чуть не ушел из театра…» (Станиславский К. С. Из записных книжек. Т. 1. С. 217).

12* Дом этот, отодвинутый в сторону ради расширения ул. Горького, надстроенный и слитый воедино с соседними зданиями, существует поныне, скрытый под розоватой облицовкой. Примерно там, где был вход в Первую студию, справа от конного памятника Юрию Долгорукому, теперь находится кафе.

13* В одной из записных книжек Станиславского читаем: «Мы не режиссируем, так как наши требования велики, не по силам молодежи… Мы просматриваем уже готовую работу…» (Станиславский К. С. Из записных книжек. Т. 2. С. 73). Но записи Станиславского не датированы, определить, когда он замышлял такой порядок, трудно. Как мы увидим далее, в репетиции «Потопа» Бергера Станиславский и Сулержицкий вмешались самым решительным образом.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.