Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система обучения сочинениям на свободные темы






Сочинение – это творческая работа, способствующая формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции учащихся, однако сочинение – это и средство воспитания, формирования личности школьника, его общественной активности. Именно поэтому так важно каждому словеснику выстроить систему обучения сочинениям на свободные темы.

Любая методическая система строится в соответствии с принципом от простого к сложному. Однако что проще, а что сложнее в отношении сочинений на свободные темы? Единого ответа на этот вопрос в методике пока не существует. Известные методисты (Е.И. Никитина, Н.А. Плёнкин) предлагают постепенную отработку разных типов речи: повествование, описание, рассуждение. В основу системы обучения сочинениям Т.А. Ладыженская положила постепенную отработку коммуникативных умений (перечислите эти умения по памяти, опираясь на знания, полученные на первой лекции по ТМОРЯ на 4 курсе).

 

 

«В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений. Выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ проверенных работ»[5]. Подготовка к сочинениям и их проведение должны быть органично связаны с процессом обучения русскому языку. В начале и конце учебного года, наряду с другими формами аттестации, должно использоваться и сочинение на свободную тему без предварительной подготовки («срезовое», обязательно классное сочинение – что мы умеем и чего пока у нас не получается?), затем должны проводится уроки речеведческой теории с попутном её повторением и закреплением на уроках русского языка через речеведческую работу с текстами разных типов и стилей речи; специальные уроки анализа текстов-образцов (по ним могут быть написаны изложения). Только после такой рассредоточенной подготовки проводится урок, готовящий к написанию домашнего сочинения, после проверки и оценки которого учитель осуществляет разбор получившихся ученических сочинений.

Вот, например, в какой последовательности готовила своих шестиклассников к сочинению-описанию осени по личным впечатлениям учитель СОШ № 57 Терёхина О.В. В течение сентября на уроках русского языка велась работа с текстами (проза, стихи) об осени; на одном из уроков развития речи проводилось описание картины И. Левитана «Золотая осень»; затем – урок по проведению изложения с творческим заданием по тексту Владимира Николаевича Дворянскó ва «До будущей весны» (из его книги «Винновская роща»):

Лето у нас краткое, мимолётное. Кажется, ещё вчера щедро светило солнце, всё благоухало. А сегодня выглянешь в окно и погрустнеешь.

Уже видны пряди пожелтевших листьев. Пройдёт неделя, другая. И вся роща вспыхнет алым и оранжевым пожаром. И бесконечные, занудливые дожди примутся его тушить. И будут уливать до поздней осени, пока лес не сделается совершенно чёрным. Как погорелец.

А вон и птицы улетают. Машут, машут крыльями, словно не могут расстаться, словно повторяют: «Прощай, роща! До будущей весны!»

Шестиклассники должны были, передав содержание данного текста, ответить на вопрос: «Какие чувства вызывает во мне осень?»

Только после такой рассредоточенной подготовки проводился урок, готовящий к сочинению-описанию осени по личным впечатлениям, после которого ребята писали черновики, затем редактировали их и только после этого сдавали переработанные сочинения на проверку учителю. После этого был проведён урок анализа написанного, на котором отмечались удачи, находки, зачитывались лучшие работы и фрагменты из сочинений; анализировались типичные затруднения, велась работа по редактированию.

Использованная литература

1. Артемьева О.Н., Зуева С.В. Сжатое изложение в 5–9 классах: учебно-методическое пособие. Ульяновск, УлГПУ, 2011.

2. Зуева С.В. Технология обучения письму как виду речевой деятельности: Учебное пособие: Материалы для проведения практических занятий и методические рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине. Ульяновск: УлГПУ, 2011.

3. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. М., 1991.

4. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложения. М., 2005.

5. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. М., 2006.

6. Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту. СПб., 2005.

7. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М., 1997. С. 207-208.

8. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А, Ладыженской. М., 1991.

9. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. М., 1999.

10.Мещеряков В.Н. Учимся начинать и заканчивать текст. М., 2004.

11.Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., 1984.

12.Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. Учебники для общеобразовательных учреждений. 5-10 классы. М., 1999-2005.

13.Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи»: Методические рекомендации для учителя. М., 2002, 2007.

14.Обучение русскому языку в школе: учеб.пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Е.А. Быстровой. М., 2004.

15.Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. М., 1988.

16.Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Книга для учителя. М., 1996.

17.Система обучения сочинениям в 4-8 классах / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978.

18.Ходякова Л.А. Живопись на уроках русского языка. М., 2000.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.