Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие № 4






Цель: Познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.

 

1. Упражнение: «Толкачи»

Цель: Снятие эмоционального напряжения, демонстрация сущности манипуляции.

Инструкция: Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Подростки выставляют руки ладонями вперед и начинают толкаться «ладонь в ладонь, стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и/или сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар по команде ведущего меняется. Общая длительность игры 3—4 минуты. Желательно дать участникам попробовать свои силы, как в однополых, так и в смешанных (мальчик—девочка) парах.

Обсуждение: Сообщить о том, что эта игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции: в ней идет преимущественно не силовая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнера с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их.

- Что помогло вам победить?

- Зависит ли победа от физических данных?

2. Дискуссия: «Что такое манипуляция».

Вопрос к вам: «Что такое манипуляция?».

• Манипуляция — это такое влияние на человека, которое осуществляется исподтишка, до поры до времени оно скрыто от адресата.

• Манипулятор побеждает не с помощью силы, а с помощью хитрости.

Образно говоря, манипуляция — «игра на струнах души»- человека. Эти «струны» — его переживания, слабости, нереализованные амбиции и т. п. (в манипуляциях чаще всею используется стремление к самоутверждению, чувство вины, жадность).

В следующем упражнение вы познакомитесь с некоторыми способами, которыми осуществляется манипуляция.

3. Упражнение: «Зигзаг».

Цель: Познакомиться со способами манипулирования, активизировать групповое взаимодействие подростков.

Инструкция: 1). Разделить участников на 4 подгруппы, каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие описание различных способов манипуляции.

2). Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, придумывают свои примеры (время работы 5—7 минут).

3). Придумать подгруппой свой способ передачи полученной информации остальным подгруппам, это может быть сценка, песня, лекция, и т. д. Если возникнут вопросы, то на них тоже отвечает подгруппа (время работы 10 минут)

Раздаточные материалы.

Подгруппа 1

Преувеличение типичности поведения. Большинству людей свойственно присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распространенное, типичное для многих.

• «Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов. Присоединяйтесь!

• «По результатам опроса, за этого политика собираются проголосовать 75% избирателей. Выбор за вами!»

• «В нашей компании все уже пили пиво и “забивали косячок»! А тебе что, слабо»?

Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мнению тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, манипуляторы злоупотребляют этим; демонстрируют ложный авторитет (как в рекламах, где актер играет «врача-стоматолога»- или «мастера по ремонту стиральных машин») или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости).

 

Подгруппа 2

Создание спешки, ажиотажа. Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время. Так вот, времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. Навязывается формула: «Действуй немедленно или ты проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе, особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита: дешевого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе — хватай немедленно!

• «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их купить».

• «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»

• «Приходите на нашу дискотеку — это последняя возможность “от- тянуться” перед началом учебного года!»

• Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось всего два места!»

Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, действительно требующих быстрых решений. Необходимость действовать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда спешка создается искусственно.

 

Подгруппа З

Злоупотребление правилом взаимного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это называется правилом взаимного обмена). Но порой нам могут сделать «подарок» или оказать непрошенную услугу специально — с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И очень часто это удается. Ведь принимая подарок или какую-нибудь «любезность», мы начинаем чувствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли. Примеры таких манипуляций:

· Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, после которых предлагается купить тот товар, который человек попробовал.

· Ну ладно, давай задачку...

· Мальчишки моют стекла у машин, стоящих на перекрестке, а потом просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете».

· Сектанты «дарят» прохожим цветные журналы с описанием своей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании.

 

Подгруппа 4

Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя какие-либо обязательства хотя бы в общих чертах (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить принять и те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сделано раньше. Об этом идет речь в поговорке «Если сказал “А”, скажи и “Б”». Занес ногу, чтобы шагнуть, — значит нужно сделать шаг. Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в общих чертах (Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал или высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что он обязуется что-либо выполнить. Поставил свою подпись под каким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции:

- Ты мне друг?

- Конечно, друг!

- А тогда решишь за меня задачку по алгебре?

-??!

- Ну ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают.

Обсуждение: Какими способами манипуляции вы пользовались? Вспомнились ли вам случаи когда вами манипулировали, и вы поддались на манипуляцию?

 

4. Дискуссия: «Как можно защититься?»

Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?

Если речь идет об использовании манипуляций в рекламе или торговле — проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистнуть, не читая, соответствующие страницы газеты и т. п.).

А как быть, если манипулятор — близкий тебе человек.

Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят примеры, как конкретно это может выглядеть.

· Прежде всего, разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов.

· Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать манипулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его – что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел этот разговор именно сейчас и т. п.

· Использовать прием «заезженная пластинка» - раз за разом повторяя свою позицию, не вступая в пререкания.

· Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить подумать, посоветоваться с окружающими т.п.

 

5. Обратная связь. Что понравилось? Что нового узнали? Что не понравилось?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.