Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология и ее общественное предназначение






Тема 2. Идеология и ее общественное предназначение

 

План лекции

1. Эволюция понятия «идеология» и его современное значение.

1.1. Происхождение термина «идеология» и его первоначальное значение.

1.2. Интерпретация понятия «идеология» в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.

1.3. Интерпретация идеологии как продукта мышления групп людей немецким ученым К. Манхеймом.

1.4. Современное понимание идеологии, ее определение.

2. Политическая идеология и ее общая характеристика.

2.1. Определение политической идеологии.

2.2. Субъекты формирования и носители политической идеологии.

2.3. Функции, формы и уровни проявления политической идеологии.

 

План семинарского занятия

1. Идеология как социально-политическое явление.

1.1. Политическая идеология: понятие, ее носители, уровни проявления и функции.

1.2. Идеология и мировоззрение, идеология и политика, идеология и утопия.

1.3. «Теории» деидеологизации и реидеологизации.

2. Классификации политических идеологий.

2.1. Основания классификации идеологий.

2.2. Основные виды идеологий.

2.3. Понятие идейно-политического течения и идейно-политического спектра.

 

Темы докладов и рефератов

1. Понятие «идея» в интерпретации европейских мыслителей: от античности до современности.

2. Интерпретация понятия «идеология» в работах А. Дестюта де Траси, К. Маркса и Ф. Энгельса, К. Манхейма.

3. К. Манхейм о соотношении понятий «идеология» и «утопия».

4. Социально-экономические предпосылки возникновения феномена идеологии в Европе.

5. Идеология и социально-политическое знание.

6. Мифологические системы и религиозные вероучения как идеологии традиционных обществ.

7. Функции политической идеологии.

8. Социально-политические учения, теории, концепции и доктрины как формы выражения и закрепления содержания идеологий.

Идеология и ее общественное предназначение

Идеология как социальное явление зародилась одновременно с самим обществом. Уже в первых мифологических системах и религиозных вероучениях осознавались и оценивались отношения людей к миру и друг к другу, а, следовательно, содержался идеологический компонент. (слайд 2)

Термин «идеология» имеет древнегреческое происхождение (от греч. Idea – идея, образ и logos – слово, понятие). Впервые его стал использовать французский мыслитель Антуан Дестют де Траси в 1796 г. в докладе «Проект идеологии». Он рассматривал идеологию как особую науку об общих законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта. Идеология, по мнению де Траси, должна стать теоретической основой политической и экономической деятельности, средством улучшения общественного устройства государства. (слайд 3)

На протяжении дальнейшего существования термин «идеология» наполнялся разным содержанием и вызывал различное к себе отношение.

В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Так, Наполеон считал идеологию не имеющей смысла, так как она не выражает интересов общественного развития, оторвана от реальной жизни. (слайд 4)

К. Маркс и Ф. Энгельс подходили к анализу идеологий с классовых позиций. В работе «Немецкая идеология» (1845-1846) они трактовали идеологию как искаженное представление о действительности. Основоположники марксизма считали, что каждый класс, создавая свою идеологию, ограничен своим социальным положением и социальной ролью. Это ограничение приводит к искажению в понимании общественной жизни, тем самым она превращается в «ложное сознание». Идеология в марксистском понимании – это своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир. Эта призма – классовые интересы, отсюда и искаженный ею взгляд на окружающую действительность. (слайд 5)

Свое учение «марксизм» Маркс и Энгельс не считали идеологией, а научным методом познания социальных процессов.

Объединение понятий «идеология» и «марксизм» произвел В. И. Ленин.

Большое влияние на формирование современных подходов к пониманию идеологии оказала концепция немецкого социолога К. Манхейма (1893-1947). Он считал идеологию социально значимой системой идей, которую отстаивает определенный социальный слой в собственных интересах. (слайд 6)

В 50-х гг. XX в. ряд западных ученых (Р. Арон, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт) провозгласили «конец века идеологии» и выдвинули теорию деидеологизации (отказа об идеологии). Согласно социально-политической концепции деидеологизации, в обществе уменьшается роль идеологий, увеличивается роль точного, позитивного знания, нового класса технократов и менеджеров и, соответственно, уменьшается роль политиков и идеологов.

Те блага, которые должны были быть результатом социальных революций, люди могут получить посредством научно-технической революции. (слайд 7)

В последующей теории деидеологизация была отвергнута и вытеснена теорией «реидеологизации» (восстановление идеологии).

Кризис общества потребления показал необходимость теоретического обоснования деятельности основных социальных институтов общества в настоящее время. Технократическое общество не смогло облагородить человека.

На рубеже 80-х-90-х гг. XX века – новая критика идеологии, что было связано с распадом мировой системы социализма, кризисом марксизма-ленинизма и переходом постсоветских стран к рыночной экономике. Фактически отказ от марксизма-ленинизма привел к отказу от всякой идеологии. (слайд 7)

Однако весь мировой опыт показывает, что идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия общества, отображением интересов различных социальных общностей и общества в целом. В основе кризиса любых общественных систем и цивилизаций, как утверждал П. Сорокин, лежит в каждом счете идеологический кризис. Но и возрождение общества начинается с обновления общественных идеалов, утверждения новых ориентиров, новой системы ценностей.

В современном понимании идеология – это система идей, ценностей и представлений, посредством которых определенная группа или общность людей осознает себя, свои потребности и интересы, формирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути и средства их достижения. (слайд 8)

Возникновению любого, цивилизационно оформленного социума начинается с идеологии, способной объединить людей в определенную социальную общность. Идеологию можно определить как словесно оформленную идею. Таким образом, идеология является выражением и проявлением смысла формирующегося в идее и оформленного в языке. Человек (как существо социальное) осуществляется в языковой действительности, ибо именно языку присущи основные социообразующие функции: когнитивная (познавательная), номинативная (определяющая), коммуникативная (информационно-обменная). Идеология как выражение социообразующей идеи через язык задействует все эти три функции, влияя с их помощью на человеческое мышление.

Носители одного и того же языка мыслят стандартными схемами (в частности, определенными грамматическими формами, синтетическими конструкциями, системой времен, которые присущи данному языку). Язык, тем самым, создает, формирует тип мышления и систему поведения собственного носителя.

Таким образом, структура языка во многом является определяющей по отношению к структуре мышления. Из этого следует, что язык продуцирует закономерности мышления, что в свою очередь, делает процесс мышления стандартизированным, то есть подверженным идеологическому влиянию.

Определяя социальное бытие человека, язык формирует и ту социально-идеологическую реальность, в которой осуществляет свою экзистенцию человек, как существо социальное. Язык есть словесная оформленность идеи. И язык, и идеология являются своего рода социальным кодом, который дает возможность «проговорить» социуму себя в бытии, дает возможность социуму реализоваться. Но для этого «проговаривания» социум нуждается в создании единого лексико-семантического поля, то есть языка.

Идеология представляет собой в конечном счете рационализацию чувств, потребностей, настроений какой-либо группы людей в форме логически-стройной системы идей и представлений, призванной оправдать необходимость того или иного социального порядка, определенного способа жизнедеятельности, отвечающего интересам этой группы. Идеология всегда формируется на основе психологического отражения аспектов общественной жизни.

Рождаемые объективными условиями жизнедеятельности людей первоначальные нормы затем подкреплялись «идеологическим осознанием в виде преданий и верований». Можно согласиться с высказыванием Г.В.Плеханова о том, что на первом этапе своего формирования идеология вырастает из общественной психологии, является ее обобщением, кристаллизацией социально-психологических явлений.

Идеология «транслируется», распространяется в обществе, «вносится» в сознание людей идеологическими аппаратами. Понятие «идеологические аппараты» охватывает всю совокупность средств и организаций, с помощью которых внедряются в сознание людей взгляды, идеи и нормы, отражающие интересы определенных социальных групп или общностей, но которым придается всеобщий характер. В структуре идеологических аппаратов: семья, школа, церковь, политические партии, государственные институты, средства массовой информации. В отдельные эпохи идеологические аппараты приобретают роль гегемона в политической системе. Такую функцию выполняла в средние века церковь. Господство догматизированной идеологии марксизма-ленинизма и аппаратов, транслировавших ее, присуще модели государственного социализма. В современную эпоху центральное место в системе идеологических аппаратов занимают средства массовой информации. На них возложено управление и манипулирование информацией.

Идеология – это не механическое объединение идей, взглядов, чувств и верований, а сложная, динамически развивающаяся система с характерными признаками и особенностями, структурой, функциями. Структура идеологии имеет множество граней и уровней. Духовным ее основанием является мировоззрение, т.е. совокупность взглядов человека на мир в целом и на свое собственное место в этом мире.

Мировоззрение представляет собой философско-теоретический синтез научных знаний (или религиозных верований), идеалов, ценностных ориентаций, убеждений, исторического и повседневного опыта человека и человечества. Именно в этом качестве оно становится философско-теоретической основой идеологии.

Значимость мировоззрения как основа идеологии, заключается в том, что именно от мировоззрения, от того, какое оно зависит и идеология. Так, диалектико-материалистическое мировоззрение составляет основу марксисткой идеологии, либеральное - либерально-демократической, националистическое – националистической, религиозное – религиозной и т.п.

Идеология включает в себя и такие компоненты, как верования и воля. Без твердой веры и убежденности идеология не может овладеть массами. Воля не заключается в конкретных практических действиях, ориентированных на достижение целей.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представление о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Возникновение современных политических идеологий связано с формированием социальной структуры буржуазного общества. Политическая идеология становится формой интеграции политического сознания на уровне классовых, групповых, национальных и межнациональных интересов.

Обладая сложной внутренней структурой, идеология выполняет ряд жизненно важных функций.

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимизация власти.

Данная функция проявляется в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть и формирует положительный образ власти.

Интегративная функция идеологии заключается в том, что она сплачивает определенную социально-политическую общность, способствует возникновению чувства коллективного «мы».

Конструктивная функция проявляется при принятии политиками программы действий.

Мобилизующая функция связана с направлением социальных слоев и классов на определенные действия.

Критическая функция направлена на ниспровержение других идеологий.

Когнитивная функция связана тем, что идеология объясняет пути развития общества, обозначает роль, которую играют в этом процессе отдельные социальные группы; это способствует самоидентификации людей в социокультурном и политическом пространстве.

Для более полного понимания сути и предназначения идеологий проводится их типологизация. Выделение различных типов идеологий может быть осуществлено по нескольким критериям:

- в зависимости от степени распространения в пространственном отношении и масштабов влияние на социальные общности людей выделяют глобальные (охватывающие своим влиянием все человеческое сообщество и имеющее значительный вес в ряде государств мира. К ним относят: либерализм, консерватизм, социал-демократизм, национализм и другие идеологии), локальные (формируются и имеют вес в одном или нескольких сопредельных государствах, которые обладают несколькими схожими чертами в культуре, языке, религии, характере и менталитете их народов, примером может служить исландский фундаментализм) и частичные (вплетены в идеологическую картину отдельного государства и в своем содержании, формах проявления выражают интересы и ценностные ориентации отдельных социальных групп и общностей (к примеру, партийные идеологии) идеологии;

- по содержанию распространяемых теорий, взглядов, идей идеологии подразделяются на научные, религиозные, политические;

- в зависимости от направленности предлагаемых идеалов, ценностных установок, целей, средств их достижения идеологии относят к революционным, контрреволюционным, реакционным прогрессивным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.