Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Между Средневековьем и Новым временем: новые явления в русской культуре XVII в.






Новые явления в русской культуре XVII в., связанные с переходом от традиционной культуры Средневековья к культуре Нового времени:

«обмирщение культуры» (секуляризация культуры), расширение культурных контактов России со странами Западной Европы (преодоление ситуации «культурного одиночества»), новое отношение к человеческой личности вне зависимости от ее положения на социальной лестнице, усиление динамизма жизни, процесс постепенной интеграции местных культур в единую русскую культуру, рост национального самосознания. Школа и просвещение: рост уровня грамотности населения, появление печатных букварей и развитие школьного образования (открытие школ: в Немецкой слободе (1621 г.), при Андреевском монастыре (1648 г.), при Заиконоспасском монастыре (1665 г.), при Печатном дворе (1681 г.); открытие первого высшего учебного заведения в России – Славяно-греко-латинской академии (1687 г.) рост интереса к книге, десакрализация книги, распространение демократической рукописной книги. Научные знания: накопление эмпирических научных знаний, появление практических руководств в различных отраслях знаний. В общественной мысли: обоснование тенденций к абсолютизму в сочинениях Юрия Крижанича и Симеона Полоцкого; идеи протекционизма в трудах А.Л. Ордина-Нащокина. В литературе: появление новых жанров – повести (бытовой и сатирической), биографического жанра, силлабической поэзии; возникновение сибирского летописания, распространение переводных повестей.Возникновение первого придворного театра. В музыке – появление партесного пения и пятилинейной нотации. В архитектуре – усиление светского начала в культовой архитектуре, становление ярославской архитектурной школы, возникновение «нарышкинского» стиля. Памятники светской и культовой архитектуры XVII в. В живописи: становление нового художественного идеала, стремление к реалистическому воплощению художественного образа в творчестве Симона Ушакова, зарождение портретной живописи.

Задание 2. Прочитайте текст берестяной грамоты первой четверти XII в. и дайте ответы на вопросы:

 

«Грамота от Гюргия к отцу и к матери. Продавши двор, идите сюда – в Смоленск или в Киев: дешев здесь хлеб. Если же не пойдете, то пришлите мне грамотку, как вы живы-здоровы».

Вопросы:

 

1. На территории какой из русских земель XI–XV вв. берестяные грамоты обнаруживаются археологами в наибольшем количестве? (2 балла)

2. О чем свидетельствует значительное распространение берестяных грамот как средства сообщения в этой земле? (2 балла)

3. По каким причинам, на ваш взгляд, хлеб в этой земле мог стоить дороже, чем в Смоленске или Киеве? (3 балла)

4. Каковы особенности политического устройства этой земли? (3 балла)

1. Новгородская земля.

2. Значительное распространение берестяных грамот в Новгородской земле свидетельствует о высоком уровне грамотности населения.

3. Хлеб мог стоить дороже так как:

- в Новгородской земле урожайность зерновых была низкой, поэтому зерно для изготовления хлеба завозили из других русских княжеств, что делало его более дорогим;

- тот год, в который была написана грамота, был неурожайным.

4. Политическая система Новгородской земли была республиканского типа. В отличие от других русских княжеств должностные лица Новгорода (князь, посадник, тысяцкий) избирались на вече. Решающую роль в политической жизни Новгорода играли представители наиболее богатых купеческих родов («300 золотых поясов»).

 

Задание 3. Прочитайте отрывок из исторического источника и дайте ответы на вопросы:

«Его светлость царь Карталинский и Кахетинский именем своим, наследников и преемников своих торжественно навсегда отрицается от всякого вассальства или под каким бы то титулом ни было, от всякой зависимости от Персии или иной державы; и сим объявляет пред лицом всего света, что он не признает над собою и преемниками иного самодержавия, кроме верховной власти и покровительства ее императорского величества и ее высоких наследников и преемников престола всероссийского».

 

Вопросы:

1. Как называется этот документ? В каком году он был принят? (3 балла)

2. Кто были упомянутые в тексте «царь Карталинский и Кахетинский» и «ее императорское величество»? (3 балла)

3. К какой войне привело подписание этого документа? Укажите хронологические рамки, основные события и итоги этой войны.(4 балла)

  1. Георгиевский трактат, 1783 г.
  2. Ираклий II и Екатерина II
  3. Русско-турецкая война, 1787-1791 гг. Война началась с нападения турок на Кинбурнскую косу, турки хотели прорваться к Николаеву и уничтожить русские верфи. Овладеть Кинбурном турки не смогли и были разбиты там А.В. Суворовым. Основное событие 1788 г. – осада русскими под командованием Г.А. Потемкина турецкой крепости Очаков, которая в итоге была взята штурмом. В 1789-1790 гг. основные события войны переместились на море, где Ф.Ф. Ушаков одержал победы у Керчи и Фидониси, и на Дунайский театр военных действий, где Суворов вместе с австрийцами одержал победы над турками при Фокшанах и Рымнике. В 1790 г. Суворов взял турецкую крепость Измаил. В 1791 г. Ушаков разбил турецкий флот при мысе Калиакрия. В том же 1791 г. был подписан Ясский мирный договор, по которому Россия получила земли между Южным Бугом и Днестром. Благодаря этому Россия сумела обезопасить границы Украины и начать экономическое освоение своих южных территорий.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс

 

ВАРИАНТ 6

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

Преобразования Петра I: продолжение реформ предшественников или заимствование западных идей?

Реформы Петра I могут трактоваться одновременно и как продолжение реформ предшественников, и как заимствование западных образцов. Преобразования в российском обществе и государстве проводились уже при Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче, и в некоторых сферах Петр I выступил в качестве продолжателя реформ своего отца и старшего брата, однако его реформы были ускоренными и более радикальными. В своей политике Петр I во многом сознательно опирался на западные образцы: недаром он начал свое самостоятельное правление с «Великого посольства» – поездки в Европу, одной из целей которой было изучение опыта западных государств. Но обращение к западным образцам и проникновение в русское общество западных традиций имело место уже во второй половине XVII века. Например, более всего западное влияние заметно в государственных реформах Петра I. Создавая систему коллегий во главе с Сенатом, Петр I воспроизводил в России шведскую («коллегиальную») модель государственного управления. Чисто западным заимствованием была унификация административного деления России (введение губерний). До этого Россия делилась на исторически сложившиеся области. Попытки реформ государственного управления предпринимались и Алексеем Михайловичем, но он попытался лишь оптимизировать традиционную для России систему приказов. Церковная политика Петра I, нацеленная на подчинение церкви государству, также была своеобразным продолжением политики Алексея Михайловича, спорившего с Никоном по вопросу, что выше – «священство или царство». Петр I в данном вопросе пошел дальше своего отца, в принципе ликвидировав патриаршество и самостоятельность церкви. Однако и здесь можно говорить об определенном западном влиянии: политика ограничения власти церкви была в целом характерна для европейских стран XVIII века. Уже при Алексее Михайловиче создавались «полки нового строя», использовавшие европейское вооружение, тактику ведения боя, под руководством европейских офицеров, появился способ принудительного набора в армию (система даточных людей). Петр продолжил реформировать армию на основе национального военного опыта, но используя европейскую униформу и вооружение. Новые российские воинские уставы были составлены с опорой на передовые достижения западной военной теории и практики, для комплектования армии была введена система рекрутских наборов. Могут быть также приведены примеры, касающиеся других сфер реформаторской деятельности Петра I.

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из литературного произведения и дайте ответы на вопросы:

«– Вы спрашиваете, для каких причин? причины вот какие: я хотел бы купить крестьян… – сказал Чичиков, заикнулся и не кончил речи.

– Но позвольте спросить вас, – сказал Манилов, – как желаете вы купить крестьян: с землею или просто на вывод, то есть без земли?

– Нет, я не то чтобы совершенно крестьян, – сказал Чичиков, – я желаю иметь мертвых…

– Как-с? извините… я несколько туг на ухо, мне послышалось престранное слово…

– Я полагаю приобрести мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые, – сказал Чичиков».

 

Вопросы:

1. Как называется это литературное произведение? Кто его автор? (2 балла)

2. Зачем Чичикову были нужны мертвые крестьяне? (2 балла)

3. Какие особенности учета населения Российской империи первой половины XIX века позволяли Чичикову проводить подобные операции? (3 балла)

4. До какого года в России была возможна скупка крестьян? Какое событие положило конец подобной деятельности? (3 балла)

 

  1. «Мертвые души», Н.В. Гоголь
  2. Он собирался поселить их на неосвоенных землях Таврической или Херсонской губернии, а потом заложить это имение с крестьянами в Опекунский совет – орган, основанный Екатериной II и выполнявший в том числе и функции ссудной кассы для дворян (см. гл. 11 первого тома).
  3. В первой половине XIX века податное население России учитывалось во время ревизий (т.е. переписей), промежуток между ревизиями мог был значительным – десять-двадцать лет. Все это время помещики или семьи государственных крестьян должны были платить подушную подать за учтенные по последней ревизии души вне зависимости от того, были ли еще живы эти люди. До следующей ревизии души числились живыми, что позволяло совершать над ними финансовые операции.
  4. 1861 г. – отмена крепостного права.

Задание 3. Прочитайте фрагмент из «Временника» Ивана Тимофеева и дайте ответы на вопросы:

«И когда пришли все со святыми иконами в лавру (монастырь), виновник этого вышел также со святыми иконами и там находящимися священными и простыми людьми навстречу общегородской святыне. Когда все вошли в церковь и сотворили там обычное молебное пение, по окончании его все носящие священное имя и великие мирские вельможи вместе с архиереем, а за ними все чины царского великого управления и весьма многочисленный простой народ, малые вместе с великими, начали жалостно с плачем умолять и, (указывая на свою) беду, всячески долго и много понуждать ______________, да склонится он к (общему) молению, не оставит их сиротами и да будет царем всему Российскому государству… А он, скрывая свое желание, всем вместе отвечал, что он никак не осмелится на это, и так говорил: " Не будет этого! " и клятвами подтверждал им это слово... Он держал в руках тканый платок, чтобы отирать пот; в прибавление к своим клятвам для далеко стоящего народа, который из-за крика прочих не слышал его слов, он, встав на церковном крыле против входа в западные врата, на высоком месте, так что все могли его видеть, обвернул этот платок вокруг своей шеи, — близ стоящим которые могли слышать человеческий голос, этим он говорил, а дальним на этом примере давал о себе понять, что он из-за этого принуждения готов удавиться, если они не перестанут умолять его…

После того, как прикладыванием платка он (показал, что готов) удавиться, он убежал из церкви в мрачные жилые покои монахини-царицы, которая была ему сестрой, как бы сильнее показывая свое несогласие, а зрением точно и твердо уверившись, что умоляющие не уйдут из лавры, не получив от него просимого. А умоляющие, увидев, что умоляемый как будто и вправду непреклонен на их просьбы, двинулись вслед за удалившимся и взошли после просьбы в комнаты пред лицо госпожи, думая там принести и ей усердную мольбу, — чтобы хотя она склонилась к их просьбам и своим повелением заставила брата согласиться на просьбы умоляющих, а вернее на совершение его желания. Вскоре все просители вышли со многим веселием из палат сестры виновника, как будто (чем) одаренные, получив от обоих, от сестры и от брата, обещание (исполнить) просимое».

Вопросы:

1. В каком году происходили события, о которых повествует И. Тимофеев? (3 балла)

2. Назовите русского царя, пришедшего к власти в результате описываемых событий. Укажите хронологические рамки его царствования. (3 балла.)

3. Назовите сестру нового царя и монастырь, в котором она находилась. Укажите русских царей, избранных Земскими соборами. (4 балла)

 

 

1. В 1598 г.

2. Борис Годунов (1598 – 1605 гг.)

3. Ирина Годунова, Новодевичий монастырь. Борис Годунов – избран Земским собором 1598 г.; Михаил Федорович Романов – избран Земским собором 1613 г.


Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс

 

ВАРИАНТ 7

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

Бородинское сражение: роль и значение в Отечественной войне 1812 г.

 

Традиционно в дореволюционной отечественной и советской историографии (М.И. Богданович, Е.В. Тарле) господствовала точка зрения, что русская армия намеренно отступала вглубь страны, намереваясь ослабить французов, достигнуть над ними численного перевеса и лишь затем перейти в контрнаступление, нанести неприятелю поражение и изгнать его из России. Бородинское сражение было дано под нажимом общественного мнения и царя для обороны Москвы. Утверждалось, что русская армия одержала безусловную победу в Бородинском сражении. Бородино явилось переломным моментом в ходе всей Отечественной войны 1812 г., именно после этого сражения французская армия потеряла свою былую мощь и русские войска стали переходить в контрнаступление. Современная российская историография (В.Н. Земцов, А.И. Попов) опровергает эту точку зрения и считает, что Наполеон, неотступно преследуя русскую армию от Смоленска, вынудил ее принять генеральное сражение. Несмотря на массовый героизм и ожесточенность Бородинского сражения, в нем победили французы. Они нанесли русским огромные потери, заставили отступать и сдать Москву. В данном контексте Бородино нельзя назвать переломным моментом в войне. Переломным моментом явились пожар Москвы, задержка французов в Москве и одновременное восстановление и усиление русской армии в Тарутинском лагере, после чего армия и перешла в контрнаступление. Таким образом, хотя Бородино не стало поворотом в войне, но все же сыграло в ней большую роль, так как вся русская армия, целый день обороняясь против столь сильного и искусного неприятеля, не дала в конечном итоге себя разбить и считала сражение своей моральной победой.

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из указа и дайте ответы на вопросы:

«Понеже в Сибирской губернии и Иркутской провинции, в Нерчинском уезде, состоят к поселению и хлебопашеству весьма удобные места, которых к заселению государственный интерес требует, того ради Правительствующий сенат приказали: публиковать во всем государстве печатными указами: 1) Кто из помещиков пожелает своих людей и крестьян, также и женск пол, которые, вместо должных по своим знаниям услуг, воровством, пьянством и прочими непристойными продерзостными поступками, многие вред, разорения, убытки и беспокойства приключают, и другим, подобным себе, наивящие к таким вредным поступкам примеры подают, таковых за оные непотребства, однако ж годных к крестьянской и другой работе, летами не старее 45 лет, отдавать к объявленному поселению, коих для помянутого отправления в Сибирь, принимать по зарученым доношениям, от самих помещиков, или от их поверенных…, а помещикам и их поверенным давать для зачета в будущие наборы в рекруты надлежащие квитанции…»

Вопросы:

1. Какой статус получали сосланные в Сибирь по этому указу крестьяне? (2 балла)

2. В каком году и при каком российском правителе был принят данный указ? (2 балла)

3. Как были расширены права дворян при двух следующих российских императорах? (3 балла)

4. Зачем государству в этот период было необходимо поселять крестьян и заниматься сельскохозяйственным освоением земель в Сибирской губернии? (3 балла)

  1. Государственные крестьяне
  2. 1761 г., Елизавета Петровна
  3. Петр III в 1762 г. издал Манифест о вольности дворянству, по которому дворянам разрешалось в любой момент оставить службу или вообще не служить. При Екатерине II в 1765 г. был издан указ, предоставлявший помещикам право без суда ссылать крестьян на каторгу с зачетом вместо рекрутов. В 1767 г. любая жалоба крестьян на помещика была приравнена к навету, а подавшие ее также подлежали ссылке на каторгу, крестьянам было запрещено отлучаться с места жительства и вести торговлю без разрешения помещика. Этими указами завершилось оформление ничем не ограниченной власти помещика над крепостным крестьянином. В 1765 г. дворяне получили монопольное право на винокурение. В том же 1765 г. было начато генеральное межевание, юридически закреплявшее за дворянами их земли. В 1785 г. была издана Жалованная грамота дворянству, которая законодательно закрепляла все дворянские права и привилегии: монопольное право собственности на крестьян и земли, право на свободу от подушной подати, телесных наказаний, рекрутской повинности, право на свободу от обязательной службы, право торговать и владеть мануфактурами, право избирать губернские и уездные дворянские собрания.
  4. В середине XVIII века активно шло освоение Сибири, основывались городки, крепости, создавалась пограничная линия, постепенно центральной власти подчинялись малые народы Сибири. Крестьяне были нужны для осуществления «второй волны» колонизации, то есть экономической колонизации, их первостепенной задачей было кормить военных и служилых людей, так как подвозить продовольствие из центральной России было слишком далеко и дорого.

Задание 3. Прочитайте отрывок из литературного произведения и дайте ответы на вопросы:

По дороге на Берлин

Вьется серый пух перин.

Провода умолкших линий,

Ветки вымокшие лип

Пух перин повил, как иней,

По бортам машин налип.

И колеса пушек, кухонь

Грязь и снег мешают с пухом.

И ложится на шинель

С пухом мокрая метель…

Скучный климат заграничный.

Чуждый край краснокирпичный,

Но война сама собой,

И земля дрожит привычно,

Хрусткий щебень черепичный

Отряхая с крыш долой…

 

Вопросы:

1. Как называется это произведение, кто его автор? (3 балла)

2. Назовите период отечественной истории, когда было создано данное произведение. Каких еще поэтов данного периода Вы знаете? (3 балла)

3. Какую роль сыграл автор в отечественной истории и культуре в период после публикации данного произведения? (4 балла)

 

 

  1. А.Т. Твардовский, «Василий Теркин»
  2. Великая Отечественная война, К.М. Симонов, А.А. Сурков, С.П. Гудзенко, Е.А. Долматовский, М.В. Кульчицкий, М.В. Исаковский. Должно быть указано не менее трех поэтов.
  3. В 1950-1954, 1958-1970 гг. Твардовский занимал должность главного редактора журнала «Новый мир». В период «оттепели» журнал стал органом легальной оппозиции советской власти, идейным лидером движения «шестидесятников». В своих поэмах 60-х гг. («Теркин на том свете», «По праву памяти») Твардовский пришел к весьма критическому осмыслению Сталина и сталинизма. В «Новом мире» публиковались многие запрещенные ранее поэты и писатели, а также молодые авторы 60-х гг., в том числе, например, И.Г. Эренбург, В.С. Гроссман, В.П. Астафьев. Твардовский впервые опубликовал повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и добился публикации сокращенного варианта «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова. После снятия Н.С. Хрущева началась активная идеологическая и административная кампания против Твардовского, в результате которой он подал в отставку, а редакция «Нового мира» в прежнем составе перестала существовать. Поэма «По праву памяти» была опубликована только в годы «перестройки».

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс

 

ВАРИАНТ 8

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Причины победы большевиков в Гражданской войне

Причины победы большевиков в Гражданской войне можно разделить на три группы: военные, социально-экономические и идеологические. Большевики, в отличие от своих противников, вели тотальную войну, которая характеризуется мобилизацией всех экономических ресурсов подконтрольных территорий на нужды войны (чего ни одно белое правительство сделать не смогло). Благодаря централизации командования у большевистской армии было лучшее качество управления. Большевики мобилизовали в вооруженные силы от шести до семи миллионов человек (белые правительства все вместе – всего около одного миллиона). Контролируемая большевиками территория находилась в центре России, это была территория с густой транспортной сетью, наиболее населенная, и большевики широко этим пользовались, например, для переброски своих войск с фронта на фронт, что давало им возможность бить своих противников по очереди. Основные запасы старой царской армии, в том числе и полученные от союзников, оказались в руках большевиков. Большевикам весьма помогало то, что основные промышленные и военные предприятия находились в центре России, то есть под их контролем. В военной промышленности большевики широко практиковали систему принудительного труда: рабочие предприятий и транспорта считались мобилизованными и не могли покинуть свои предприятия. Помощь, которую получали белые от стран Антанты, никак не могла сравниться с теми промышленными ресурсами, которые оказались под контролем большевиков. Красные создали мощный идеологический аппарат, сумели привлечь на свою сторону основную массу населения страны – крестьянство, отдав в их руки землю, вели умелую политику в национальном вопросе, декларировав право народов на самоопределение.

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из Манифеста, автором текста которого был митрополит Московский и Коломенский Филарет Дроздов, и дайте ответы на вопросы:

«Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта. Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I – постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах…

Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам…

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей».

 

Вопросы:

1. От чьего имени был провозглашен этот Манифест? В каком году? Начало какой реформы провозглашалось в Манифесте? (2 балла)

2. О каких мерах предшествующих императоров в крестьянском вопросе упоминается в Манифесте? Напишите даты и краткое содержание этих реформ. (2 балла)

3. О каких мерах по подготовке данной реформы говорится в Манифесте? В какие годы проводилась эта подготовка? (3 балла)

4. Перечислите основные положения данной реформы. (3 балла)

  1. Александр II, 1861 г., отмена крепостного права
  2. В Манифесте упоминаются следующие реформы. Указ о вольных хлебопашцах (1803) давал помещикам право отпускать крестьян на волю за выкуп. Указ об обязанных крестьянах (1842): крепостной крестьянин мог получить личную свободу и земельный надел за повинности. Законы 1804-1805 и 1808-1809 гг. в Лифляндии, Эстляндии и Курляндии закрепляли за крестьянами землю в пожизненное и наследственное пользование, запрещали продажу крестьян, регламентировали барщину и оброк. При Николае I на основе Закона о трехдневной барщине крестьянские повинности регламентировались в Молдавии и Валахии (1833), Царстве Польском (1846) и на Правобережной Украине (1847-1848).
  3. Подготовка реформы велась в 1857-1861 гг. В Манифесте упомянут рескрипт генерал-губернатору В.И. Назимову (1857), в котором дворянству было предложено образовывать губернские комитеты для обсуждения условий освобождения крестьян. Обсуждаться должны были два вопроса: предоставить ли крестьянам землю и платить ли помещикам компенсацию за крестьян и землю. Далее в Манифесте говорится о работе этих дворянских комитетов.
  4. Крестьяне сразу же и без выкупа получали свободу и личные права: заключать сделки, владеть имуществом, торговать, заниматься ремеслом, содержать фабрики, вступать в брак, подавать иски в суд, переходить в другое сословие. Процесс получения крестьянами земли делился на три этапа: 1) два года – поземельные отношения между крестьянами и помещиком остаются прежними, составляются уставные грамоты, в которых фиксируется, сколько и какой земли получат крестьяне, какие повинности и оброки должны будут за нее нести, в разных местностях размеры получаемой крестьянами земли были разными; 2) уставные грамоты вступают в силу, крестьяне получают землю и переходят в состояние временнообязанных, которое должно продолжаться не менее девяти лет, при этом они несут указанные в уставных грамотах оброки и повинности; 3) выкуп надела – происходил на основе операции капитализации оброка (выкуп за землю должен был равняться такой сумме, положив которую в банк под 6% годовых, помещик получал бы сумму годового оброка); выкуп платился помещику единовременно, 20% этой суммы должен был заплатить крестьян, 80% – государство, после выкупа надела крестьяне в течение 49 лет должны были расплачиваться с государством за эти 80% – платить т.н. выкупные платежи. Составлением уставных грамот, межеванием земли и составлением выкупных документов руководил мировой посредник, выбиравшийся из местных дворян.

Задание 3. Прочитайте ультиматум знаменитого русского полководца и дайте ответы на вопросы:

«Превосходительному Господину Сераскиру Мегамету-паше Айдозле, командующему в ___________, почтенным султанам и прочим пашам и всем чиновникам

Приступая к осаде и штурму ____________ российскими войсками, в знатном числе состоящими, но, соблюдая долг человечества, дабы отвратить кровопролитие и жестокость, при том бываемую, даю знать чрез сие Вашему Превосходительству и почтенным султанам! И требую отдачи города без сопротивления. Тут будут показаны всевозможные способы к выгодам вашим и всех жителей! О чем и ожидаю от сего чрез двадцать четыре часа решительного от вас уведомления к воспринятию мне действий. В противном же случае поздно будет пособить человечеству, когда не могут быть пощажены не только никто, но и самые женщины и невинные младенцы от раздраженного воинства; и за то никто как Вы и все чиновники пред богом ответ дать должны.

Декабря 7-го дня 1790 года».

Вопросы:

1. Кто автор этого ультиматума? Какую крепость (ее название пропущено в тексте) он собирался взять? (3 балла)

2. В ходе какой войны произошел штурм этой крепости? Укажите даты этой войны.(3 балла)

3. Каким мирным договором закончилась эта война? Укажите основные условия этого мирного договора.(4 балла)

 

 

1. А.В. Суворов, Измаил

2. Русско-турецкая война, 1787-1791 гг.

3. Ясский мирный договор: Россия получила земли между Южным Бугом и Днестром.


Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс

 

ВАРИАНТ 9

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

Коллективизация в СССР: причины, основные события, последствия

 

Во второй половине 20-х гг. советское руководство определило курс на ускоренную индустриализацию страны. Для этого были нужны средства и дешевая рабочая сила, все это было решено взять в деревне путем коллективизации – то есть ликвидации частной собственности на землю и установлении государственного контроля над крестьянством. Коллективизация проводилась в два этапа. На первом этапе, который начался в январе 1930 г. посылкой в деревню двадцатипятитысячников, коллективизация шла ударными темпами. Коллективизации подверглось около 60% крестьянских хозяйств. Принудительный характер коллективизации и массовые нарушения даже собственных постановлений ВКП(б) о коллективизации привели к росту крестьянского сопротивления. Тогда в марте 1930 г. появилась статья Сталина «Головокружение от успехов», в которой он говорил о перегибах и разрешил выходить из колхозов. Три четверти записанных в колхозы снова вышли из них. Тогда летом 1930 г. начался второй этап коллективизации, продолжавшийся до 1934 г. На этом этапе коллективизация шла более умеренными темпами, зато больший упор делался на раскулачивание и высылку противников коллективизации. К концу второго этапа коллективизации подверглось около 75% крестьянских хозяйств. Большевикам в итоге удалось сломить сопротивление деревни. Созданные колхозы стали практически за бесценок сдавать свою продукцию государству, она продавалась за рубеж, и вырученные средства шли на индустриализацию. Разоренные крестьяне в массовом порядке бежали в города, где становились дешевой рабочей силой на промышленных предприятиях. Административно высланные стали даровой рабочей силой. Как следствие коллективизации на Украине, в Поволжье, в черноземной зоне России возник голод. От голода, раскулачивания и депортаций погибло около девяти миллионов человек. Во время коллективизации погибли 150 миллионов голов скота. Огосударствленное сельское хозяйство было не в состоянии прокормить страну, так что созданная экономическая модель сразу же продемонстрировала свою неэффективность.

 

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из источника XIV в. и дайте ответы на вопросы:

«Во имя отца и сына и святого духа. Я, грешный, ничтожный раб божий Иван, пишу …, идя в Орду, никем не принуждаем, в здравом своем уме, в полном здоровье. На случай, если Бог что решит о моей жизни, даю завещание сыновьям моим и княгине моей. Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинил им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезыню. Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходол, Великую слободу. Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Нарунижское, Серпухов, Нивну, Темну. А завещаю тебе, сыну моему Семену, братьев твоих младших и княгиню мою с меньшими детьми: после Бога ты будешь о них заботиться. А кто эту мою грамоту нарушит, пусть судит его Бог».

 

Вопросы:

1. Назовите автора духовной грамоты, укажите хронологические рамки его правления. (2 балла)

2. Назовите его предшественника на московском столе, укажите годы его правления (2 балла)

3. Какое событие способствовало политическому возвышению автора завещания? (3 балла).

4. К кому перешла власть в Москве после смерти его сына Ивана? Охарактеризуйте внешнюю политику этого внука автора завещания. (3 балла)

1. Иван Данилович Калита, 1325-1340 гг.

2. Юрий Данилович, 1303-1325 гг.

3. Восстание в Твери в 1327 г. против ордынского отряда во главе с баскаком Чол-ханом, в подавлении которого принял участие Иван Калита.

4. Дмитрий Иванович Донской. Внешняя политика: поражение русских полков в битве с ордынцами, возглавляемыми Арапшой, на реке Пьяне в 1377 г.; победы над ордынцами в битве на Воже в 1378 г. и в Куликовской битве 1380 г. Отражение трех набегов литовцев во главе с Ольгердом в 1368, 1370, 1372 гг.

Задание 3. Прочитайте отрывок из стихотворения «19 октября» и дайте ответы на вопросы:

Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто дальный сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому ж из нас под старость день Лицея
Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

 

Вопросы:

 

1. О каком Лицее пишет автор этих стихов? Назовите самых известных его выпускников.(3 балла)

2. О какой традиции пишет автор этих стихов? Что это за день – 19 октября? (3 балла)

3. Данное стихотворение датируется 1825 годом, когда большинство друзей поэта были еще живы. Кому из них в конце концов «пришлось под старость одному торжествовать день Лицея»? Что Вы знаете о деятельности этого человека? (4 балла)

  1. Царскосельский лицей (Императорский Александровский лицей), А.С. Пушкин, А.М. Горчаков, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, Ф.Ф. Матюшкин, Д.Н. Замятин, М.Е. Салтыков-Щедрин. Должно быть названо не менее трех выпускников.
  2. 19 октября – день открытия Лицея, отмечавшийся ежегодно как праздник. А.С. Пушкин пишет о традиции, в соответствии с которой ежегодно 19 октября воспитанники первого выпуска собирались вместе.
  3. А.М. Горчаков – один из крупнейших российских дипломатов XIX века, посол в германских государствах и в Австрии, министр иностранных дел (1856-1882), последний канцлер Российской империи. В должности министра иностранных дел поддержал образование единой Германии и добился денонсации статей Парижского договора, касавшихся нейтрализации Черного моря. Представлял Россию на Берлинском конгрессе.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс

 

ВАРИАНТ 10

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

Политические и социально-экономические аспекты «шоковой терапии» в России

 

Социально-политический и экономический кризис конца 1970-х – 1980-х гг. в СССР привели к необходимости коренных преобразований в России. Радикальные экономические реформы начались в России со 2 января 1992 г. Вступил в силу президентский указ о либерализации цен. На большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) цены были освобождены от государственного регулирования. Во внешней торговле сняты ограничения на экспорт и импорт. В страну хлынул поток товаров самого разнообразного ассортимента и качества. Свободный импорт стал катализатором свободной рыночной торговли. 29 января 1992 г. президент РФ подписал указ «О свободе торговли», который дал возможность заниматься торговлей каждому желающему. Либерализация цен привела к росту инфляции. В очень короткие сроки большая часть населения оказалась за чертой бедности. Ухудшилось положение пенсионеров и работников бюджетных организаций. Наблюдалось постепенное ухудшение ситуации в промышленности и сельском хозяйстве. Государство прекратило финансирование нерентабельных предприятий. Резко увеличилась взаимная задолженность предприятий, усилился дефицит платежных средств. Кампания по дискредитации колхозно-совхозного строя привела к снижению дотаций со стороны государства. Ставка на развитие фермерских хозяйств не принесла плодов, так как поддержка фермеров оказалась только моральной.

В 1992-1998 гг. в центре внимания российского руководства стояла проблема финансовой стабилизации, добиться которой предполагалось средствами монетарной политики, но она проводилась не всегда последовательно. К началу 1998 г. сумма внешнего государственного долга превысила 156 млрд. руб. 17 августа 1998 г. правительство пошло на девальвацию рубля. Кризис нанес удар по всем сферам жизни общества.

В последние дни 1991 г. появился президентский указ, утверждавший основные начала программы приватизации. 29 января 1992 г. в его развитие был подписан указ, которым утверждались основные документы, регламентирующие порядок главных приватизационных процедур: проведение конкурсов и аукционов, порядок оплаты и т.д.

До июня 1994 г. проводился ваучерный (чековый) этап приватизации. С 1994 г. начался денежный этап приватизации.

Социально-экономические преобразования привели к дестабилизации политической ситуации в стране, расколу лагеря реформаторов и открытому выступлению А.В. Руцкого и Р.И. Хасбулатова, представлявших Верховный Совет РФ в октябре 1993 г.

 

Задание 2. Прочитайте фрагмент сочинения побывавшего в России Джильса Флетчера и дайте ответы на вопросы:

«Русские цари в последние годы весьма много распространили пределы своих владений. Подчинив себе княжество Московское (ибо до того времени, как сказано выше, они были только князьями Владимирскими), прежде всего овладели они как самим Новгородом, так и его областью на запад и северо-запад, чем значительно увеличили свои владения и усилили свои средства для покорения других областей. Это было совершено _____________, прадедом нынешнего царя, ____________, около 1480 года.

Он же (прадед) начал воевать с Литвой и Ливонией, но покорение этих стран, начатое им только нападением на некоторые их части, продолжал и довершил сын его, ___________, покоривший сперва город Псков с его областью, потом город Смоленск, также с областью, и многие другие значительные города, с принадлежавшим к ним обширным пространством земли, около 1514 года. Победы эти, одержанные им над леттами, или литовцами, в то время, когда князем у них был Александр, он докончил скорее с помощью внутренних раздоров и измены некоторых из самих туземцев, нежели посредством какой-либо особенной политики, или собственною силой.

Но все завоевания были утрачены сыном его, _____________, за восемь или девять лет тому назад, по договору с польским королем, Стефаном Баторием, к которому он принужден был превосходством поляков, вследствие одержанной над ним победы, и внутренними раздорами в своем государстве».

Вопросы:

1. Назовите имя и отчество царя, в правление которого Д. Флетчер побывал в России. Укажите хронологические рамки его царствования. (2 балла)

2. Назовите прадеда этого царя. (2 балла)

3. Назовите правителя России, захватившего Псков и Смоленск. Дайте характеристику его правления. (3 балла).

4. Назовите правителя России, заключившего договор со Стефаном Баторием. Укажите название и год заключения этого договора. О каких «внутренних раздорах» в Русском государстве упоминает Д. Флетчер? (3 балла).

1. Федор Иоаннович (1584-1598 гг.)

2. Великий князь Иван III.

3. Великий князь Василий III (1505-1533 гг.). В период его правления завершилась политическая централизация Руси. В 1510 г. была ликвидирована независимость Псковской республики, в 1521 г. – Рязанского княжества. В начале правления он вынашивал планы секуляризации церковно-монастырских земель и поддерживал религиозно-политическое течение нестяжателей, но затем пошел на компромисс с иосифлянским большинством русской церкви. В 1525 и 1531 гг. иосифляне организовали церковные соборы, осудившие нестяжателей (Максима Грека и Вассиана Патрикеева).

4. Иван IV. Ям-Запольское перемирие 1582 г. «Внутренние раздоры» - опричная политика Ивана Грозного, введенная в 1565 г.

Задание 3. Прочитайте фрагмент сочинения побывавшего в России немецкого путешественника Энгельберта Кэмпфера, в котором он описывает прием шведского посольства, и дайте ответы на вопросы:

«Оба их Величества сидели не посередине, а несколько к правой стороне залы, близ среднего столба, на двух серебряных Епископских креслах, поставленных на возвышенном в несколько ступеней рундуке, который так, как и вся сия часть залы, обложен был красным сукном. Над каждым повешена была икона. Их Величества сверх обыкновенных своих кафтанов имели мантии из золотой и серебряной парчи с цветами, несколько похожие на священнические ризы, вместо скипетров они держали в руках длинные золотые жезлы… Старший сидел почти неподвижно с потупленными, совсем почти закрытыми глазами, опущенною низко шапкою. Младший, напротив того, взирал на всех с открытым прелестным лицом, на коем при обращении к нему речи беспрестанно играла кровь юношества, дивная его красота пленяла всех предстоящих…».

 

Вопросы:

1. К какому периоду истории России относится событие, очевидцем которого был Э. Кэмпфер? (3 балла)

2. Назовите «старшего» и «младшего» из «Величеств». (3 балла)

3. Укажите причину введения соправительства двух царей. Были ли «их Величества» самостоятельными правителями России. (4 балла)

1. К периоду регентства царевны Софьи (1682-1689 гг.) (возможен вариант ответа - к периоду двоецарствия Ивана V и Петра I в 1682-1696 гг.)

2. Старший – Иван V, младший – Петр I.

3. Причина - восстание стрельцов 15 – 17 мая 1682 г. В 1682 – 1689 гг. Иван V и Петр I не были самостоятельными правителями, так как регентшей при них была царевна Софья Милославская.

 


Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

10 класс

 

ВАРИАНТ 11

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Общественно-политическая мысль в России в XVI веке.

 

Появление политических доктрин конца XV – начала XVI в. как результат осмысления перемен, произошедших в мире с образованием Российского государства. Обсуждение в них вопроса о месте Русского государства в мире, о статусе великокняжеской власти, о месте и значении церкви в государстве.

Обоснование права русских государей на видное и почетное место в семье европейских правителей в «Сказании о князьях Владимирских». Складывание политической доктрины «Москва – Третий Рим» в написанных в 20-х гг. XVI в. посланиях инока псковского Елеазарова монастыря Филофея Василию III.

Публицисты первой половины XVI в. об актуальных в глазах общества проблемах: о характере власти правителя государства, о целях, которые должна преследовать его политика, о «праведном» суде, о необходимости государственных реформ. Проекты священника Ермолая-Еразма, изложенные в его сочинении «Правительница». (Он предлагал облегчить тяжелое положение крестьян, заменив все их обязанности по отношению к государству (налоги и натуральные повинности, в том числе ямскую) выплатой натурального оброка, составляющего пятую часть урожая, а выполнение ямской повинности возложить на горожан, имеющих большие доходы от торговли. Кроме того, он считал целесообразным ввести вместо традиционной четверти новую единицу измерения земли для ускорения работы писцов, чтобы сократить расходы крестьян на их содержание). Проекты преобразований, изложенные в Малой и Большой челобитных Ивана Семеновича Пересветова (проекты военных и судебных реформ, необходимость царской «грозы» для установления порядка («правды») в государстве. Политический идеал оружничего Василия III Федора Ивановича Карпова, изложенный в его послании митрополиту Даниилу («лучший мир» - это государство, которое в лице своего монарха печется о своих православных подданных. Те, кто управляют, должны стремиться к «правде» и следовать «законам праведным»).

Оживление еретических движений в России в 50-х гг. XVI в, связанное с нарастанием недовольства порядками в официальной церкви и существующими общественными отношениями. Взгляды Матвея Башкина (отрицание холопства, таинств причастия, покаяния и исповеди), обвиненного церковным собором 1553 г. в ереси и приговоренного к заточению. «Новое учение» беглого холопа Феодосия Косого (отрицание необходимости существования церковной иерархии, храмов, обрядов, «властей», призыв не повиноваться никому, кроме единого наставника – Христа).

Утрата права свободно высказывать свои взгляды всеми, кроме самого Ивана Грозного, в условиях приближения опричнины. Единственным памятником публицистики периода опричного террора - переписка царя с князем Андреем Курбским.

Памятники исторической мысли второй половины XVI в.: «Казанская история», «Степенная книга», «Лицевой летописный свод».

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из источника и дайте ответы на вопросы:

«Более мрачного года, чем 68-й, я не знаю. Был 37-й, но он был скрыт для многих. Был 52-й, но 53-й унес Сталина, и забрезжила надежда. 68-й – крах иллюзий и надежд».

Вопросы:

  1. На какие события 1937 г. указывает исторический источник? (2 балла)
  2. На какие события 1952 г. указывает исторический источник? (2 балла)
  3. На какие события 1968 г. указывает исторический источник? (3 балла)
  4. Почему 1968 г. назван «крахом иллюзий и надежд»? (3 балла)
  1. 1937 г. – пик репрессивной политики 1930-х гг. в СССР.
  2. 1952 г. – начало политического процесса по «делу врачей», одно из последних репрессивных мероприятий сталинской поры.
  3. В 1968 г. советские войска были введены в Чехословакию, чтобы подавить там «Пражскую весну». В знак протеста против этих событий на Красной площади в Москве состоялась демонстрация, состоявшая из 7 человек. В октябре 1968 г. над ними состоялся суд, который приговорил «за антисоветскую деятельность» двоих отправить в лагерь, троих – в ссылку, одного – в психиатрическую больницу. Одну участницу демонстрации – Л. Горбаневскую, отпустили, т.к. у нее был грудной ребенок.
  4. Год назван «крахом иллюзий и надежд», т.к. оказались запрещены какие-либо выступления против существующей власти. Любая критика власти была запрещена. Начинаются открытые акции не только против диссидентов внутри страны, но и в странах социалистического лагеря. 1968 г. показал, что у власти укрепились консервативно настроенные партийные деятели, которые больше не потерпят никакой критики в адрес Сталина и существующего политического режима, не будут проводить никакие реформы в СССР.

Задание 3. Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

Историк сказал о нем: «Пришедши тигром, бежит зайцем». А ветеран похода отметил в своем «Дневнике ворчуна»:

«Как только офицеры и солдаты получили известие об отъезде _________________, в наших рядах немедленно снова возник беспорядок. Это было равносильно тому, как если бы он бросил тех, чьим отцом назывался. […] Неужели и эту армию он предаст как египетскую, которой пренебрег совершенно?»

 

Вопросы:

1. Назовите исторического деятеля, имя которого пропущено в тексте. (3 балла)

2. Ветераном какой армии был автор дневника? (3 балла)

3.Назовите причины, по которым военачальник оставил свои войска. (4 балла)

 

1. Наполеон.

2. Великая армия Наполеона.

3. Наполеон вывел остатки своей армии к границам России, поручил командование над ними маршалу И. Мюрату, а сам отбыл во Францию, во-первых, из-за необходимости сформировать во Франции новую армию для продолжения войны и, во-вторых, из-за необходимости стабилизировать ситуацию в Париже после неудачной попытки переворота генерала К.-Ф. Мале.

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

11 класс

 

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Период Республики в Новгородской земле

 

В 1136 году после изгнания Всеволода Мстиславича в Новгородской земле установилось республиканское правление.

Во времена Монгольского нашествия на Русь и последующих монгольских и ордынских походов разорению подвергались только юго-восточные города новгородских владений (Торжок, Волок, Вологда, Бежецк), но в 1259 году Новгородская земля при содействии Александра Невского была включена в систему монголо-татарского ига. В 1236—1240 и 1241—1252 годах в Новгороде княжил Александр Невский, в 1328—1337 годах — Иван Калита. До 1478 года новгородский княжеский стол занимали преимущественно суздальские и владимирские князья, затем московские Великие князья, редко — литовские.

Новгородская республика была захвачена, а её земли аннексированы московским князем Иваном III после Шелонской битвы

(1471) и последующего похода 1478 года.

Политическое устройство (Вече, Княжеская власть, Посадник, Совет господ)

Административное устройство Новгорода, территория.

Экономика (сельское хозяйство, рыболовство, охота, ремесла (более 30 видов), торговля («окно в Европу», Ганзейский союз))

Культура (берестяные грамоты, примеры архитектуры (не более 3-х))

 

Задание 2. Прочитайте фрагмент из сочинения Конрада Буссова и дайте ответы на вопросы:

«…Русских, чем дальше, тем становилось больше и они усилили осаду Москвы, не жалея ни старания, ни усердия, ни труда, ни крови, чтобы вернуть ее себе со всем, что к ней относилось, польское же войско с каждым днем уменьшалось и слабело, …московиты в конце концов многократными, длительными и ужасающими штурмами отвоевали и снова захватили московский Кремль — местопребывание царей, ужасным образом уничтожили и умертвили всех, оставив в живых лишь нескольких знатных поляков, чтобы потом в обмен на них освободить своих, находившихся в плену в Польше. После того как они получили обратно московский Кремль, местопребывание царей, они избрали царем своего соотечественника, знатного вельможу ________________ из рода _____________, и короновали его. Его отца зовут князь Федор Никитич, этого Федора Никитича (как выше упоминалось) Димитрий второй сделал патриархом, а впоследствии он вместе с Шуйским и его братьями был уведен в плен в Польшу. Если этот новый царь удержит свою державу, значит ему очень везет, ибо хотя московиты и его величество король шведский (брата которого они прежде тоже избрали царем, а потом не захотели принять) заключили соглашение, по которому московиты уплатили большие деньги и отдали королю в потомственное владение, отказавшись от них навечно, следующие шесть мощных крепостей: Кексгольм, Нотебург, Копорье, Гдов, Ямгород, Ивангород (называемый русской Нарвой и расположенный точно и прямо против немецкой Нарвы в Лифляндии по ту сторону реки, именуемой Нарвой, течение которой в этой местности на протяжении нескольких миль является границей между Россией и Лифляндией) — и Корелу со всем относящимся к ней великим княжеством, а за это получили обратно большой торговый город Новгород с огромным относящимся к нему великим княжеством Новгородским и, таким образом, заключили вечный мир со Швецией, все же мало вероятно, чтобы его величество король польский (во власти которого все еще находится крепость и все великое княжество Смоленское, простирающееся до Путивля на 100 миль, которое ему, однако, очень дорого обходится), как и сын его королевского величества принц Владислав, оставили неотомщенным причиненное им великое бесчестье, почему следует опасаться, что если с этой стороны будет предпринято что-либо решительное, то с новым царем будет быстро покончено…».

Вопросы:

1. Как назывался русско-шведский договор, об условиях которого говорится в источнике, в каком году он был заключен? (2 балла).

  1. Назовите договор, который урегулировал русско-польские отношения, укажите год его заключения. (2 балла)
  2. Назовите царя, об избрании которого говорится в источнике. Охарактеризуйте период его царствования. (3 балла)
  3. При каких обстоятельствах, кем и когда Москва была освобождена от поляков? (3 балла)

1. Столбовский мир 1617 г.

2. Деулинское перемирие 1618 г.

3. Михаил Федорович Романов (1613-1645 гг.). Меры по преодолению последствий Смуты. Восстановление хозяйства и системы налогообложения. Активизация деятельности Земских соборов в первое десятилетие его правления. Введение воеводской системы управления в городах. Создание полков нового строя. Внешняя политика: Смоленская война 1632-1634 гг.; Взятие Азова донскими казаками и «Азовское сидение» (1637-1642 гг.).

4. Москва была освобождена силами Второго Земского ополчения 26 октября (4 ноября) 1612 г.

Задание 3. Прочитайте отрывок из текста, в котором автор рассуждает о своем собственном литературном произведении, и дайте ответы на вопросы:

«____________ не имела успеха. Вероятно она и не стоила его; но я был избалован приемом, оказанным моим прежним, гораздо слабейшим произведениям; к тому ж это сочинение совсем оригинальное, а мы из того и бьемся.

Наши критики взялись объяснить мне причину моей неудачи – и вот каким образом.

Они во-первых объявили мне, что отроду никто не видывал, чтоб женщина влюбилась в старика, и что следовательно любовь Марии к старому гетману (NB: исторически доказанная) не могла существовать…

Мария… увлечена была, говорили мне, тщеславием, а не любовию: велика честь для дочери генерального судьи быть наложницею гетмана! – Далее говорили мне, что мой Мазепа злой и глупый старичишка. Что изобразил я Мазепу злым, в том я каюсь: добрым его не нахожу, особливо в ту минуту, когда он хлопочет о казни отца девушки, им обольщенной. Глупость же человека сказывается или из его действий, или из его слов: Мазепа действует в моей поэме точь в точь как и в истории, а речи его объясняют его исторический характер».

 

Вопросы:

1. Кто автор этого текста? О каком литературном произведении он рассуждает? (3 балла)

2. Какому историческому событию посвящено это литературное произведение? Что Вы знаете об этом историческом событии? (3 балла)

3. Назовите другие произведения данного автора на сюжеты из русской истории.(4 балла)

  1. А.С. Пушкин, «Полтава»
  2. Полтавское сражение, 27 июня (8 июля) 1709 г. Произошло в ходе Северной войны (1700-1721 гг.), в 1708 г. шведский король Карл XII вторгся на территорию России и после ряда боев и маневров стал осаждать русскую крепость Полтава. Русская армия под командованием Петра I пошла на помощь осажденному гарнизону и дала под Полтавой шведской армии решающее сражение. Шведская армия атаковала русскую, но не смогла преодолеть ее оборону, потеряв часть своих сил. Русские контратаковали и нанесли Карлу XII поражение, остатки шведской армии были пленены в ходе преследования.
  3. «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «История Пугачева», «Арап Петра Великого».

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

11 класс

 

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Вторая половина XIV- XV вв. в истории русской культуры: эпоха Возрождения?

В исторической литературе существует две точки зрения на эту проблему. Ряд историков считают, что после победы в Куликовской битве началась эпоха Возрождения русской культуры, но она не переросла в Ренессанс (например, Д.С. Лихачев). Другие историки отвергают применение термина «Возрождение» к периоду второй половины XIV – первой половины XV в. в истории русской культуры. Участники могут выбрать и обосновать любую из этих точек зрения.

Победа на поле Куликовом имела переломное значение в политической и культурной истории Руси. Она способствовала расцвету русской культуры.

Литература. Самое значительное событие русской истории второй половины XIV в. – Куликовская битва 1380 г., нашло отражение в цикле замечательных литературных произведений – памятниках Куликовского цикла. К их числу относится «Задонщина» - поэтическое повествование о победе русских полков на поле Куликовом, созданное вскоре после этого события. Автор – Софоний Рязанец. В XV в. был создан еще один памятник Куликовского цикла – «Летописная повесть о Куликовской битве». Но самый подробный рассказ о событиях на поле Куликовом содержится в другом произведении Куликовского цикла – «Сказании о Мамаевом побоище», созданном в первой четверти XV в.

С конца XIV в. начался расцвет древнерусской агиографии. В создаваемых в XIV – XV вв. житиях ярко отразилось южнославянское и византийское влияние на развитие русской культуры, которое стало результатом диалога с Византией и южнославянскими странами – Сербией и Болгарией. Одним из известных агиографов был Епифаний Премудрый, создавший «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского. Другим известным автором житий был Пахомий Серб (Логофет), создавший жития, посвященные Кириллу Белозерскому, митрополиту Алексею и другим русским святым.

В XIV в. в условиях экономического подъема и общего оживления культурной жизни русского общества произошло и общее оживление летописного дела – свои центры летописания возникли в это время в Твери, Москве, Ростове, Нижнем Новгороде, Пскове. В первой половине XV в. в Москве и в Новгороде начинают создаваться общерусские своды, в которых соединялись в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Так, в 1408 г. в Москве был написан общерусский летописный свод, отразившийся в Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 г., и других летописях.

Памятником светской литературы XV в. является «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

Живопись: В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижним Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек. Им была создана роспись храма Спаса на Ильине улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным - росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399). Великим русским художником, творившем в этот период, является Андрей Рублев. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице - Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420). Его кисти принадлежит шедевр мировой живописи - икона Троица. В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий.

Архитектура: В XIV-XV в. в связи с централизацией государства украшается Москва. При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль. Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. По совету Софьи Палеолог приглашались мастера из Италии. Цель этого - отобразить мощь и славу русского государства. По проекту итальянца Аристотеля Фиораванти в 1479 г. было завершено возведение Успенского собора Московского Кремля. Русские мастера построили Благовещенский собор, по проекту Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари возведена Грановитая палата.

 

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из документа под названием «Обстоятельная реляция» и дайте ответы на вопросы:

«Наша же кавалерия на правой руке между лесом поставлена была, и междо оною несколько редут зделано, и людми и пушками осажены, и изволил его царское величество всякое предуготовление чинить к нападению на неприятеля. Однако ж оной, по своей обыкновенной запалчивой отваге, в том нас упредил, и 27-го числа по утру весма рано, почитай при бывшей еще темноте, из дифилеев, в которых он во всю ночь свое все войско в строй поставлено имел, на нашу кавалерию как с конницею, так и с пехотою своею с такою фуриею напал, что, хотя он многократно с великим уроном от нашей кавалерии и от наших редут, х которым приступал, отогнан есть, однакож наша кавалерия, понеже оную нашею инфантериею толь скоро выручить не могли, последи немного к нашему ретранжементу уступити принужденна; однакож паки скоро остановились и неприятеля атаковали, и онаго правое крыло весьма збили, и генерала-маеора Шлипембаха, которой тем крылом командовал, в полон взяли».

 

Вопросы:

1. Как называется сражение, начало которого описывается в «Обстоятельной реляции»? Назовите дату этого сражения по новому стилю.(2 балла)

2. Назовите войну, в ходе которой произошло данное сражение, укажите годы этой войны.(2 балла)

3. Назовите командующих армиями, участвовавшими в данном сражении.(3 балла)

4. Укажите, какие еще сражения данной войны Вы знаете.(3 балла)

1. Полтавское сражение, 8 июля 1709 г.

2. Северная война, 1700-1721 гг.

3. Карл XII, Петр I

4. Нарва (1700), Нарва (1704), Лесная (1708), Выборг (1710), Гангут (1714), Гренгам (1720)

Задание 3. Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

Он стал лауреатом «Ленинск






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.