Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория Дональда Сьюпера






Для Сьюпера (Super, 1957) определяющим фактором профессионального роста как постоянного прогресса является я-концепция личности. Профессия является выра-


Глава 11. ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 295

жением интересов и способностей человека в конкретное время. С изменением предпочтений и навыков изменяется и профессия, отражая изменения я-концепции.

Сьюпер (1953) изложил свою теорию в десяти тезисах о природе развития профессиональной идентичности:

1. Люди различаются по своим возможностям, интересам и типам личностей.

2. Волей вышеуказанных обстоятельств они различаются и по профессии.

3. Каждая из этих профессий требует определенного характерного набора способностей, интересов и личностных черт, притом для каждого человека подходят разнообразные профессии и для каждой профессии подходят разные люди.

4. Профессиональные предпочтения, компетентность, ситуация и я-концепции изменяются с течением времени и приобретением опыта, делая выбор профессии и адаптацию к ней длительным процессом.

5. Этот процесс можно разбить на отдельные стадии: рост, исследование, становление, стабильность и увядание.

6. Природа профессионального паттерна (то есть достигнутый профессиональный уровень, последовательность, частота и настойчивость попыток устроиться на работу и периоды стабильной работы) определяется социально-экономическим уровнем семьи человека, его умственными способностями и личностными характеристиками в той же мере, что и представляющимися ему/ей возможностями.

7. Развитие по стадиям может частично направляться фасилитацией процесса созревания способностей и интересов и частично развитием я-концепции, а также помощью в знакомстве с профессией.

8. Процесс профессионального развития является в то же время процессом развития я-концепции; этот процесс носит характер компромисса, в котором я-концепция является продуктом взаимодействия факторов наследственности, особенностей нервной и эндокринной систем, возможности играть разные роли и продолжительностью одобрения этих ролей авторитетами и обществом.

9. Компромисс между личностными и социальными факторами и между я-концеп-цией и реальностью также является одной из проигрываемых ролей, не важно, в фантазии ли, на приеме у консультанта или в реальной жизни — на школьных занятиях, в клубе, на временной работе или в выбранной профессии.

10. Удовлетворенность жизнью и работой зависит от длительности времени, когда человек считает адекватной реализацию его способностей, интересов, личностных черт и ценностей; она также зависит от стабильности ситуации на работе и удовлетворенности стилем жизни.

Сьюпер признает, что люди различаются по складу личности и уникальным возможностям и поэтому выбирают себе профессии, в которых они смогут использовать свои знания и умения. Паттерн развития закладывается еще в подростковом возрасте, на стадии исследования, на которой личность использует фантазию, игры и экспериментирует с ролями с целью прояснения своей я-концепции, и постепенно продвигается к двадцатилетнему возрасту и своей первой работе. На стадии становления, экспериментируя и пробуя разные области, человек находит себе профессию, которая удовлетворяет его личностные потребности. Я-концепция приспособляется к постоянной профессии. На стадии стабильности все может оставаться (а может и не оставаться) по-прежнему; в 1950-х годах, когда Сьюпер писал эту книгу, возможностей


296 □ Часть 3. ПРАКТИКА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

было больше, мобильность и экономическое давление были ниже и работать всю жизнь в одной профессии считалось нормальным. В наше время высокой безработицы, большей гибкости и постоянно меняющихся ситуаций на фазе стабильности может произойти возврат к более ранним задачам развития поиска личного и профессионального удовлетворения. Стадия увядания характеризуется, в основном, столкновением с упадком энергии и попытками удержаться на рабочем месте до пенсии.

Позднее Сьюпер (Super, 1990) рассматривал роль консультантов как помощников в личностном росте, как людей, облегчающих созревание способностей, помогающих укрепить я-концепцию и правильно оценивать реальность, способствующих расширению интересов и помогающих считаться с компромиссом между фантазией и реальностью и между теми ролями, которые проигрываются на протяжении всей жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.