Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии процесса консультирования






В отличие от предыдущего случая, когда мы говорили, что вопрос о том, какая теория наиболее эффективна, вызывает у консультантов массу споров, сейчас вы можете вздохнуть с облегчением, поскольку большинство консультантов имеют практически одинаковые представления о последовательности стадий в процессе консультирования. Большинство консультантов, независимо от того, используют ли они подход, ориентированный на инсайт или на действия, на прошлое или на настоящее, на мысли или на чувства, придерживаются в работе пятиступенчатой модели, основанной на использовании нескольких навыков, позволяющих продвигаться от одной стадии к другой (Doyle, 1998; Hackney, Cormier, 1996; Patterson, Welfel, 1999; Young, 1992).

Оценка проблем. На первой стадии консультант использует как письменные заметки, так и навыки клинического наблюдения, с тем чтобы сформировать собственное мнение по поводу жалоб, предъявляемых клиентом. Обычно консультант ставит «рабочий» диагноз, позволяющий принять ему ряд решений относительно плана будущей работы, определить, какая форма работы подойдет лучше всего — индивидуальная, семейная или групповая, краткосрочная или долгосрочная. На этой стадии консультант использует навыки выслушивания, сосредоточения внимания и наблюдения, принимая окончательное решение о том, в каком направлении пойдет работа. Некоторые


186 Q Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

клиенты, например, лучше работают в рамках одних подходов, чем других. Также заключается своего рода контракт, в котором обе стороны договариваются о том, какие средства будут использоваться для достижения намеченных целей.

Исследование. Находясь на второй стадии, консультант отражает чувства и содержание переживаний, задает вопросы и проводит различные тесты с целью помочь клиенту прояснить свои актуальные и прошлые проблемы. Усилия также направлены на то, чтобы выстроить прочные психотерапевтические отношения. Консультант помогает клиенту рассказать свою историю, то есть рассказать об обстоятельствах, приведших его к столь затруднительному положению. Обычно возникающий при этом катарсис, или освобождение от напряжения, позволяет более глубоко исследовать то, что на самом деле происходит с клиентом. Исследование также традиционно используется для сбора информации, например о том, какое влияние на возникновение проблем оказала семья, о состоянии здоровья, о динамике эмоциональных состояний или для получения любых других сведений, которые могли бы пригодиться в работе.

Понимание. Хотя не все консультанты согласны с тем, что инсайт является достаточным условием для появления стойких поведенческих изменений, тем не менее большинство из них согласны с тем, что осознание клиентом того, как развивались его проблемы и как они связаны с другими сферами его жизни, имеет благоприятный эффект. При помощи эмпатического слушания, интерпретаций, конфронтации и других вспомогательных навыков, о которых разговор пойдет позже, консультант стремится вызвать у клиента инсайт, который послужил бы мостиком, ведущим к конструктивным действиям.

Инсайт может принимать самые разные формы, в зависимости от того, какой теории придерживается консультант. Стремясь вызвать инсайт, консультант может сосредоточить внимание на проблемах в прошлом, на текущих взаимодействиях в семье, на дисфункциональных стереотипах мышления, на противоречиях в поведении или даже на функциональных аспектах саморазрушительных действий. Независимо от того, на чем именно делается акцент, цель этой стадии — помочь клиентам понять, что они делают, почему они поступают именно так и какие могут быть альтернативные варианты их поведения.

Действие. В то время как одни консультанты предпочитают задерживаться на предыдущей стадии, другие консультанты более ориентированы на действия, и поэтому им больше нравится помогать клиентам в достижении видимых изменений. Тем не менее практически все консультанты согласились бы, что определенные действия полезны, возможно, в виде выполнения домашних заданий или просто в форме вопросов о том, как клиент собирается поступить в соответствии с полученной им во время работы новой информацией.

Наиболее часто используемые навыки на этой стадии — это постановка целей, ролевые игры, парадоксальные вмешательства и другие стратегии, помогающие распространить результаты, достигнутые в процессе консультирования, на другие сферы жизни клиента. Обычно консультант говорит клиенту примерно следующее: «Важно не столько то, что мы делаем здесь, сколько то, как вы используете полученные знания в своей жизни».


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 187

Оценка результатов. Как и в случае с любой другой планируемой деятельностью, в процессе консультирования также будет полезно оценить, в какой степени предпринимаемые усилия способствуют достижению намеченных целей. На этой стадии консультанты используют все ранее упомянутые навыки плюс умение оценивать и знания о методах проведения научного исследования, с тем чтобы помочь клиентам определить, насколько они близки к достижению намеченных целей. Возможно, понадобится внести некоторые коррективы, и если необходимо, то вернуться к предыдущим стадиям.

Базовые навыки, необходимые для проведения консультирования

Очень много факторов влияют на то, что именно консультант делает с клиентом во время сессии. Очевидно, что большинство разобранных нами теорий оказывают значимое влияние на личную философию консультанта и стиль его работы. Личностные особенности консультанта или его настроение в данный момент, так же как специфика проблем и целей клиента, будут также влиять на выбор вмешательств. Тем не менее большинство консультантов владеют базовыми навыками, эффективность которых подтверждена проведенными исследованиями. Именно наличие научной основы, подтверждающей эффективность базовых навыков, объясняет тот факт, что почти во всех учебных заведениях мира обучают практически одним и тем же навыкам. Однако консультанты все в большей степени признают тот факт, что эти навыки должны быть адаптированы в процессе работы в соответствии с тендерными, культурными и этническими особенностями каждого клиента (Ivey, Ivey, Simek-Morgan, 1997).

В этом разделе мы поговорим о базовых навыках, описывающих действия консультанта на протяжении всего психотерапевтического процесса и его отдельных стадиях, которые мы только что разобрали. Но сначала вам следует вспомнить о том, что главная цель психотерапевтического консультирования состоит в развитии новых, более адаптивных, ведущих к самовыражению и самореализации форм поведения. Исследование себя — это главная цель проводимой работы, и далее мы предлагаем вам паттерн, состоящий из навыков выслушивания, реагирования, инициирования и построения коммуникаций, помогающий в конце концов прийти к конструктивным действиям.

Во время работы консультант снова и снова возвращается к процессам исследования, понимания и действий. Действие провоцирует обратную связь, являющуюся стимулом для дальнейшего исследования себя, в результате чего клиент начинает лучше и больше понимать самого себя. Настоящее понимание, за которым следует действие, часто является результатом научения. И наконец, происходит модификация действий в соответствие с более адекватным восприятием.

До сих пор нас интересовало то, как мыслит консультант. А сейчас мы займемся изучением того, что консультанты делают во время сессий — то есть изучением основных вмешательств, которые наиболее часто используются для того, чтобы сделать процессы исследования и понимания себя более легкими и достичь желаемых изменений на уровне чувств, мыслей и действий.


188 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.