Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прагматизм






Не всем консультантам удается достигнуть стадии практической гибкости, или они просто не стремятся к этому. Многих консультантов устраивает существующее положение вещей, и они достаточно эффективно используют в работе понятия, заимствованные из понравившейся теории. Главным преимуществом такого положения является чувство комфорта и хорошее знание теории и дополняющих ее техник. Адаптируя в процессе работы с клиентами понравившуюся теорию, консультант становится более опытным и эффективным.


182 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Но другие консультанты находят такую приверженность одной теории ограничивающей, однообразной, скучной и рутинной. И поэтому они решают выйти за рамки простого эклектизма — умения сочетать различные техники — и последовать философии прагматизма.

Первый психолог Уильям Джемс однажды изрек: «Прагматизм делает все наши теории мягкими и податливыми, заставляя каждую из них работать» Qames, 1907, р. 46). Консультант-прагматик стремится интегрировать все знания, полученные из различных дисциплин в индивидуализированную и плюралистическую философию, основанную на эмпирических данных и подходящую для практической работы в конкретных условиях.

Одной из отличительных особенностей прагматичного подхода является то, что перед тем как приступить к конкретным действиям, консультант задает себе следующие вопросы.

1. Что происходит?

2. Чего я хочу добиться?

3. Как это вмешательство поможет мне в достижении намеченной цели?

Если консультант не в состоянии четко и ясно ответить на эти вопросы, а вместо этого полагается на свою интуицию, говоря при этом что-то вроде «у меня предчувствие, что это сработает», то возможно, ему следует изучить свои мотивы. Детальный анализ «предчувствий» поможет консультанту лучше понять рациональную основу своего выбора конкретных вмешательств и не допустить потакания собственным слабостям. Например, перед тем как вступить в конфронтацию, консультант может задать себе следующий вопрос: «Я вступаю в конфронтацию с этим клиентом потому, что он действительно срывает всю работу, или просто потому, что он меня раздражает?» Устранив неадекватные вербализации и определив рациональную основу своих действий, консультант обретает возможность использовать в будущем набор стратегий, который доказал свою эффективность в схожей ситуации.

Прагматизм — полезный философский принцип, позволяющий посмотреть на консультирование в рамках широкого междисциплинарного контекста, интегрировать подходы и техники из различных теоретических направлений. Консультант также получает возможность избежать сверхзависимости от одного теоретического конструкта, выступающего в качестве единственного источника истины, и с большей легкостью построить собственную теорию, позволяющую впоследствии заимствовать наиболее подходящие принципы из любых доступных источников знаний. Возможно, именно Пабло Пикассо лучше всего смог выразить простоту философии прагматизма: «Когда у меня нет синего, я использую красный».

Как вы сейчас себя чувствуете?

Несмотря на то, что сейчас вы, возможно, просто ошеломлены таким объемом обрушившейся на вас информации, представленной в этих главах, тем не менее вы уже определенным образом рассортировали и организовали для себя новую информацию. Вероятно, одни теории, с которыми вы познакомились, вы сразу же нашли привлекательными для себя, в то время как на другие не обратили практически никакого вни-


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 183

мания. То, что одни теории вам нравятся, а другие вы отвергаете, не определяется чисто интеллектуальным и логическим анализом сильных и слабых сторон различных подходов. Ваши ценностные ориентации и взгляды на жизнь также играют важную роль в этом процессе оценивания, хотя, вероятно, многие из них и изменятся к моменту завершения вашего обучения.

Я полагаю, что сейчас, когда вы решаете одну из самых важных теоретических дилемм в консультировании, возможно, вам будет интересно заполнить один опросник. Вам будет предложено десять вопросов, на каждый из которых возможны три варианта ответов. Но правильных ответов здесь нет. Люди могут по-разному отвечать на одни и те же вопросы и быть при этом успешными консультантами. Я рекомендую вам заполнить этот опросник, выбирая те ответы, которые наиболее близки к тому, что вы думаете об окружающем мире, других людях, о себе и о том, каким образом люди меняются.

Заполнив этот опросник, вы сможете увидеть, как вырисовывается некоторый паттерн, определяющий то, что вы думаете о консультировании. Большинство ваших убеждений будут разделяться теориями, с которыми вы уже познакомились, и даже возможно, что одна или две теории будут практически полностью совпадать с вашими взглядами на консультирование. Но, продолжив знакомство с литературой по консультированию, вы, вероятно, обнаружите, что данные проведенных исследований свидетельствуют о том, что некоторые ваши взгляды не вполне адекватны. На самом деле, в качестве доказательств того, что одна теория лучше другой, можно приводить самые разные количественные и качественные показатели, но этот спор лучше отложить на другой раз. А предлагаемый вам сейчас опросник — это лишь отправная точка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.