Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Из всех теорий, которыми я пользовался — и уж поверьте мне, я много чего попробовал, РЭТ — оказалась для меня самой полезной






Из всех теорий, которыми я пользовался — и уж поверьте мне, я много чего попробовал, РЭТ — оказалась для меня самой полезной. Я уже меньше использую ее в работе с клиентами, но всегда помню о ней. Иногда я сержусь на себя, так как мне кажется, что работа с клиентами не получается или что я выполняю ее не так хорошо, как должен. И тогда я слышу голос Эллиса, говорящий мне, что он думает по поводу всех моих «должен» и абсолютных суждений. Этот прием действительно творит чудеса.

Почему я не использую этот подход в работе с клиентами? Не знаю. Я думаю, что просто со временем он мне надоел. Это не значит, что он больше не эффективен; на самом деле это сильная вещь. Просто мне надоело разрушать одни и те же иррациональные убеждения. Я решил попробовать что-нибудь новенькое и более динамичное. Но я все равно иногда использую РЭТ с клиентами, с которыми, как мне кажется, лучше использовать более конфронтационный, интеллектуальный подход.

мыслительным паттернам. Согласно «ABC теории эмоций» {ABC theory of emotions), (см. таблицу 6.2), именно оценочные суждения (В), а не сами травмирующие ситуации (А) будут определять нашу ответную эмоциональную реакцию (С). Эмоциональная реакция будет крайне негативной, если человек не будет основательно оценивать правомочность своих допущений, то есть ставить под сомнение свои иррациональные убеждения (D), что, вероятно, в данном случае приведет к формированию новой, более позитивной эмоциональной реакции (Е).

Мысли или действия считаются иррациональными, если они приводят к возникновению серьезных эмоциональных конфликтов, препятствуют достижению конструктивных целей, не соотнесены с объективной реальностью или представляют ненужную угрозу для жизни. Первоначально Эллис определил одиннадцать видов иррациональных убеждений (Ellis, Harper, 1975), которые позже он свел к четырем основным (Ellis, 1986). Он полагал, что если человек придерживается следующих догматических представлений, то его первоначальные убеждения меняются и становятся дисфункциональными:

«Установка на худшее». Это обычное искажение реальности, когда человек представляет самое худшее, что может произойти, наихудший вариант из всех возможных:

• «Хорошо, я позанимаюсь, чтобы снова написать этот тест, но все равно мне его никогда не сдать».

• «Это просто ужасно, что мы должны пройти через этот развод».

• «Я до сих пор не могу поверить в этот кошмар — только представьте, как мне было стыдно, когда я узнала, что он уже женат».

• «Да, в целом мое выступление начиналось хорошо, но потом был полный провал, когда часть людей, сидевших сзади, встала и вышла, не дожидаясь окончания».

Поскольку никогда нельзя быть уверенным в том, что все безусловно плохо, и поскольку все может оказаться еще хуже, чем оно есть на самом деле, то «установка на худшее» превращает небольшое разочарование в серьезную эмоциональную проблему. Подобные иррациональные убеждения можно нейтрализовать, если свести все не-


Глава 6. ПОДХОДЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИЕ □ 155

гативные ожидания к минимуму и более адекватно и реалистично интерпретировать непредвиденные события в своей жизни.

«Я не могу это вынести». Это иррациональное убеждение, как и предыдущее, также искажает относительную значимость того, что что-то идет не по плану. Для людей с низкой толерантностью к фрустрациям обычные препятствия, с которыми они постоянно сталкиваются, переживаются буквально как катастрофа.

На самом деле мы можем пережить все, кроме смерти, — даже необходимость умываться каждое утро. Несомненно, мы скрежещем зубами, наши ноги заплетаются (но несмотря на это, мы все равно идем быстро), и мы переносим страдания до тех пор, пока не находим способ их облегчить. Консультант может использовать метафору — ребенок, топающий ножкой, — чтобы проиллюстрировать в юмористичной форме действия, к которым мы часто прибегаем, сталкиваясь с разочарованием.

Таблица 6.2 ЛВС теория эмоций»

А актуальный опыт В убеждение или интерпретация опыта С эмоциональные последствия
Чтение книги но консультированию, вкоторой описывается множество сложных теорий «Япо-дурацки себя чувствую потому, что не могу понять все эти теории*-. «Это просто ужасно. Мне кажется, что уже все потеряно и мне никогда не стать хорошим консультантом». «Я должен усваивать этот материал гораздо быстрее». Замешательство Фрустрация Тревога Гнев
  D дискутирование иррациональных убеждений Е эмоциональный эффект
  «Конечно, я потрясен — но предполагается, что студент, начавший знакомство с будущей профессией всего лишь несколько недель назад, так и должен себя чувствовать». «Если я что-то не понимаю в этих теориях, это не значит, что я глупый — просто мне нужно запастись терпением и работать чуть старательнее». «Но это не значит, что ситуация безвыходная — просто она оказалась достаточно сложной и немного дискомфортной». Чувство облегчения Легкое напряжение Легкое раздражение Возбуждение

«Долженствование». Эллис полагает, что употребление таких слов, как «должен» и «следует» является одной из причин возникновения эмоциональных расстройств. Эти слова, так же как и скрытый за ними смысл, означают, что человек ожидает к себе особого отношения, того, что все должно складываться так, как он хочет.

* «Я должен всегда, при любых обстоятельствах быть на высоте, и просто ужасно, когда это не так».

* «Чтобы я хорошо себя чувствовал, все должны меня любить и одобрять».

* «Они должны были дать мне эту работу. Я заслужил ее. То, что произошло, просто нечестно».


156 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Миру, в котором мы живем, не свойственна честность и справедливость. Несмотря на все ожидания или требования, чтобы нам дали что-то, чего мы хотим или чего, как нам кажется, мы заслуживаем, мир редко идет нам навстречу. И ожидать от него чего-то другого иррационально.

«Оценивание». Оценивание себя или других в абсолютных категориях плохого и хорошего, правильного и неправильного, что неизбежно приводит к неудовлетворительным, оценкам, — это четвертый тип иррациональных убеждений.

• «Я полностью провалил интервью. Я никудышный консультант».

• «Я чувствую себя неуютно на вечеринках потому, что я постоянно выставляю себя дураком».

• «Если ты даешь детям так много свободы, значит, ты не очень хорошая мать».

• «Он настоящий придурок, который ничего не может сделать правильно. Если бы я был на его месте...»

Ожидать совершенства от себя или от других — это иррационально, потому что этой цели невозможно достичь. Когда консультант работает с этим видом иррациональных убеждений, он учит клиентов тому, чтобы они оценивали свое поведение, а не самих себя, и не позволяли себе неприязненно относиться к людям, основываясь всего лишь на неодобрении их возможных действий (или возможного бездействия).

Согласно принципам когнитивно-ориентированного консультирования, у каждого человека есть все виды иррациональных убеждений, но их количество, а также оказываемое ими влияние, их сила и деструктивный потенциал индивидуальны. В целом, стратегии консультирования предполагают определение, выявление, рассмотрение и дискуссию по поводу иррациональных мыслительных паттернов клиента и их замену альтернативными, более адекватными и логичными представлениями. Напрашивается вывод: если мы можем изменить то, как мы думаем, значит, мы можем изменить и то, как мы чувствуем и как действуем.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.