Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Хорошие консультанты любопытны






Хорошие консультанты любопытны. Мы задаем много вопросов, иногда чересчур прямых, но чаще всего мы просто пытаемся сдвинуть клиента с мертвой точки. Есть один способ, при помощи которого я научилась задавать эффективные вопросы, это был опыт, полученный в личной жизни. Обычно на вечеринках я сразу начинала скучать, пустая болтовня мне не нравилась, и я решила кое-что изменить, прося людей на подобных мероприятиях задавать мне любые вопросы, в пределах разумного, чтобы я на них честно отвечала. Конечно, сначала были некоторые сложности, но со временем практически не осталось таких тем, на которые я не могла бы свободно говорить. Затем мы менялись ролями, пытаясь придумывать вопросы, способствующие наибольшему самораскрытию. Вот самый любимый вопрос, который мне нравится задавать людям: «Какой вопрос вы больше всего боитесь от меня услышать?». Затем я прошу их ответить на него.

Подведение итогов. Пусть клиент поделится с вами своими чувствами и мыслями относительно первой сессии.

Завершение. Завершите первую сессию, закрепив отношения и назначив следующую встречу.

Хотя может показаться, что этот перечень вопросов является достаточно простым, тем не менее некоторых может немного напугать мысль о том, что на первой сессии необходимо четко следовать намеченной структуре, не отклоняясь от нее. В итоге можно сказать, что ваша основная задача, как консультанта, состоит в том, чтобы выстроить доверительные и близкие отношения с клиентом. Это должно быть сделано достаточно быстро и умело, в противном случае у клиентов появятся нереалистичные ожидания или в следующий раз они просто не придут.

Всю последовательность шагов на первой сессии можно изложить в форме нескольких основных психотерапевтических задач:

1) установление отношений с клиентом;

2) предоставление общей информации о том, что такое консультирование и как оно работает;

3) оценка проблем и ожиданий клиента;

4) вселение надежды;

5) получение от клиента подтверждения его готовности быть терпеливым и усердно работать на сессиях.

Решение этих вопросов на первой сессии — залог успешности будущей психотерапевтической работы.

Взаимное влияние

Основываясь на позициях богословия, Мур (Moore, 1994) поэтично описывает «эмоциональные отношения» как близость, царящую между людьми, которые понимают Друг друга. Хотя преимущественно речь идет о дружеских отношениях, Мур также немного таинственно описывает то, что происходит в консультировании: «Во-первых


110 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ

понятие эмоциональных отношений нельзя отнести к разряду сентиментальных, а во-вторых, их нелегко реализовать на практике. Требуется намного больше смелости для того, чтобы один человек принял другого или открылся ему, по сравнению с той энергией, которую мы тратим на избегание близости. Раскрытие своей души другому человеку напоминает болезненный процесс родов» (р. 30).

Самое пугающее в отношениях с нашими клиентами — это то, что такие отношения предполагают взаимное самораскрытие. Хотя мы стараемся не потакать своим слабостям, избегать неадекватного самораскрытия или переноса внимания во время сессий на самих себя, тем не менее мы постоянно проявляем себя. Сам факт нашего присутствия в кабинете, встреча с клиентом, происходящая в открытой и свободной обстановке, призывает к взаимному изучению. Как мы системно оцениваем то, что происходит с нашими клиентами, так и сами клиенты оценивают нас. Они отслеживают все нюансы нашего голоса, особенности нашей жестикуляции. Они постоянно спрашивают себя, что именно консультант имел в виду, когда он сказал или сделал что-то не совсем обычное. Несомненно, со временем наши клиенты узнают нас так же хорошо, как мы знаем их, и чтобы это произошло, нам даже не нужно ничего рассказывать о своей жизни.

Таким образом, отношения между консультантом и клиентом — одни из самых близких отношений, которые только могут cymecTBOBaf ь между людьми. Некоторые вещи, о которых клиент расскажет консультанту, он никогда бы не рассказал лучшему другу, любовнице и даже никогда бы не описал в своем дневнике. Поскольку существуют гарантии безопасности, правила конфиденциальности, защищенность от всего, что отвлекает внимание, и возможность быть как можно более аутентичным, психотерапевтические отношения могут приближаться к самым совершенным отношениям, которые только существуют в мире.

Влияние в психотерапевтических отношениях проявляется одновременно в двух направлениях. Мы говорим и совершаем какие-то действия, чтобы добиться от клиента изменений, как нам кажется, в наиболее благоприятную для него сторону, и в то же время клиент оказывает влияние на нас. И лучшую сторону нашей работы составляет то, что мы растем и обучаемся в процессе развития отношений с нашими клиентами. Но есть и худшая сторона этой работы — в процессе такого взаимодействия мы берем на себя часть страданий наших клиентов.

Резюме

Если принять во внимание всю энергию, мотивацию, смелость и отчаянье, необходимые для того, чтобы клиент назначил первую встречу, то достаточно высокий уровень тревоги во время первой сессии закономерен. Самое первое взаимодействие в рамках психотерапевтических отношений связано с переживанием чувства страха — страх, что что-то может произойти или наоборот не произойти, страх, что от работы не будет никакой пользы или что польза будет, но для этого потребуется слишком много усилий; страх, что консультант может рассказать о сессиях кому-то еще, страх перед тем, что могут подумать друзья, семья, даже секретарь в приемной о том факте, что клиен-


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 111

ту требуется помощь; страх, что будут открыты самые сокровенные тайны, и, может быть, самый сильный страх — страх перед вступлением с кем-то в активные отношения. То, что консультант может, часто в первые несколько минут, разрешить опасения клиента, является свидетельством высокого профессионализма специалиста, который имеет богатый опыт в построении отношений. Свобода действий консультанта и его уверенность в себе указывают на то, что это человек, чувствующий себя комфортно в рамках близких отношений. Мягкая улыбка, успокаивающий голос, расслабленная поза, заинтересованный взгляд — все это говорит об аутентичности консультанта и помогает клиенту довериться, раскрыться и почувствовать себя значимым. Развитие отношений — не случайность и не мистика, но для этого необходимы сознательные усилия, предпринимаемые хорошо обученным консультантом, понимающим ключевые условия, необходимые для развития теплых, поддерживающих отношений, и умеющим создавать их по собственной воле.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Опишите помогающие отношения, оказавшие на вас наибольшее влияние. Что именно в этих отношениях оказало на вас такое сильное влияние?

2. Один из важных навыков построения психотерапевтических отношений состоит в умении задавать открытые и исследующие вопросы в процессе сбора информации. Представьте себе ситуацию, когда вы можете задать незнакомцу всего лишь три вопроса, а после этого вам необходимо, основываясь на полученных ответах, подробно рассказать о том, что собой представляет этот человек. Какие вопросы вы бы задали?

3. Ответьте сами на вопросы, которые вы только что придумали.

4. Опишите отношения, которые являются сейчас для вас самыми конфликтными. Затем ответьте на следующие вопросы, приведенные в учебнике, чтобы проработать этот конфликт:

A. Что чаще всего выступает в роли пускового механизма, приводящего к началу или обострению конфликта?

Б. Как этот конфликт соотносится с другими конфликтами из вашего прошлого?

B. Какую вторичную выгоду вы получаете из этого конфликта?

Г. Каким образом вы снимаете с себя ответственность за роль, которую вы играете в развитии конфликта?

Д. Что вы обещаете сделать, чтобы изменить свои стратегии реагирования на эту ситуацию?

Е. Какие креативные стратегии вы могли бы использовать, чтобы попытаться преодолеть этот тупик?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.