Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Я вспоминаю недавний разговор с клиенткой, которая вступила со мной в конфронтацию по поводу моего, как она сказала






Я вспоминаю недавний разговор с клиенткой, которая вступила со мной в конфронтацию по поводу моего, как она сказала, чисто мужского стиля работы. Я помогал ей перевести разочарования и фрустрации в действия. Я побуждал ее прекратить жаловаться и ругать себя и начать решать свои проблемы.

Она посмотрела на меня со слезами на глазах, но затем на ее лице появилась улыбка: «Слушайте, мне хватает таких советов и дома. Это как раз то, что постоянно делает мой муж. Я пришла сюда потому, что хочу, чтобы меня кто-нибудь понял, а не пытался лечить. Если вы не хотите или не можете сделать это для меня, скажите мне об этом, и я найду кого-нибудь другого». Не нужно говорить о том, что это событие привлекло мое внимание.

Кош (Nevels, Coche, 1993) говорят о специфическом женском способе построения отношений. В данном случае выстраивается другая форма отношений, в которых большее внимание уделяется заботе и эмоциональной связи, чем таким «мужским» ценностям, как конкуренция и независимость.

Независимо от теоретической направленности, психотерапевтические отношения — это особый и необходимый аспект психотерапевтического консультирования. Более того, было обнаружено, что эффективность консультирования напрямую зависит от качества психотерапевтического альянса консультанта и клиента (Parloff, 1956; Truax, Carkhuff, 1967; Sexton, Whiston, 1994; Beutler, Machado, Neufeldt, 1994). Хотя исследования доказали важность психотерапевтических отношений, помогающие отношения сами по себе — это недостаточное условие для поведенческого изменения; это средство немного другого порядка (Kottler, Sexton, Whiston, 1994). Иган (Egan, 1998) отметил, что чрезмерное внимание к психотерапевтическим отношениям может оказаться таким же вредоносным, как и их полное игнорирование. Цель всей нашей помощи состоит в том, чтобы помочь клиентам научиться лучше управлять своей жизнью. Конечно, этой цели проще достичь, если и консультант, и клиент работают вместе.

Консультанты как специалисты в области отношений

Помогающие отношения можно определить как систематическое и сознательное использование ряда навыков межличностного общения с тем, чтобы помочь другому человеку изменить свое поведение, мысли или чувства. Хотя сюда можно отнести и такие помогающие отношения, как отношения между родителем и ребенком, учителем и учеником или практиком и супервизором, специалистами в построении столь продуктивных и плодотворных отношений являются в первую очередь консультанты. Мей (May, 1983) предпочитает использовать термин «присутствие» для описания психотерапевтического альянса между консультантом и клиентом, который является не просто объектом для анализа, а человеком, которого нужно понять. Ялом (Yalom, 1980) утверждает, что единственно важный урок, который должен заучить начинающий консультант, состоит в том, что «исцеляют именно отношения» (р. 401). Психотерапевта-


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 95

ческая вовлеченность в отношения с консультантом не только дает возможность для искренней, заботливой, уважительной работы с надежным человеком, но и символически проясняет другие отношения в жизни клиента. Клиент испытывает Минимальную опасность, что его будут обольщать, манипулировать им или его предадут, поскольку установленные ограничения обеспечивают ему конфиденциальность, доверие и благожелательность. Быть вовлеченным в психотерапевтические отношения со специалистом, который умеет профессионально слушать и заботиться, не стремясь при этом к контролю, одновременно и ободряет, и пугает.

Психотерапевтические отношения позволяют клиенту проработать чувство одиночества, то, что такие экзистенциалисты, как Кайзер и Ялом (Kaiser, 1965; Yalom, 1980), называют «универсальным симптомом человечества». В этом случае единственным средством лечения является общение с сензитивным, восприимчивым, нейтральным, заинтересованным и психологически здоровым человеком. Представьте себе огромное удовольствие, удовлетворение и абсолютную свободу, получаемую от возможности быть по-настоящему открытым с другим человеком, который делает все, что в его силах, чтобы игнорировать все собственные потребности и сосредоточиться только на вас. В течение сессии вы непрерывно получаете все внимание, силы и безграничные ресурсы человека, являющегося специалистом в области построения отношений. Этот человек искренне о вас заботится, способен воспринимать неосознаваемые вами вещи и объяснять то, что находится за пределами вашего понимания. Вы можете по-настоящему нуждаться в этих отношениях и использовать их в качестве модели для тех переживаний, которых вы заслуживаете.

Далее Ялом (Yalom, 1980) разъясняет, что хотя психотерапевтические отношения — это временное явление, но чувство близости остается. Ключом к развитию подобных значимых для клиента отношений является, независимо от используемой техники, полное вовлечение консультанта в то, что непосредственно происходит с клиентом в каждый данный момент:

Я слушаю клиентку. Она все говорит и говорит. Она выглядит непривлекательно в любом смысле этого слова — физически, интеллектуально, эмоционально. Она вызывает раздражение. Многие ее жесты выводят меня из себя. Она не говорит со мной, она говорит в пространство передо мной. Да и как она может разговаривать со мной, когда меня здесь нет? Мой ум блуждает. Моя голова раскалывается. Сколько сейчас времени? Сколько еще осталось? Неожиданно я сам себя упрекаю. Я встряхиваюсь.

Как только я начинаю задумываться, сколько еще времени осталось до конца сессии, это означает, что я теряю клиентку. Затем я пытаюсь мысленно прикоснуться к пей. Я пытаюсь понять, почему я ее избегаю. Что с ней сейчас происходит? Что она в данный момент чувствует? Что она чувствует по отношению ко мне? Я задаю ей эти вопросы. Я говорю ей, что последние несколько минут я чувствовал дистанцию между нами. Чувствовала ли она то же самое? Мы вместе обсуждаем это, пытаясь понять, почему мы потеряли контакт друг с другом. Неожиданно мы становимся очень близки. Она больше не является для меня непривлекательной. Я испытываю к ней сильное сострадание из-за того, где она сейчас и где она могла бы быть. Время летит незаметно: сессия заканчивается слишком быстро (р. 415).

Кроме умения делиться скрытыми для клиента чувствами, как в приведенном Яло мом эпизоде сессии, консультанты также обучаются выстраивать отношения с абсо лютно разными людьми. В зависимости от этнической принадлежности, религиозны:


96 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.