Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашнее задание. Напишите список мест, где бы вы хотели работать






Напишите список мест, где бы вы хотели работать. Составьте план посещения каждого из этих мест. Не отступайте, если эта задача сначала покажется вам слишком сложной. Попытайтесь подружиться с теми, кто там работает, чтобы у вас уже были знакомые, когда придет время проходить практику и устраиваться на работу. Затем кратко опишите, что нового вы узнали.

Рекомендуемая литература

Collison, В., & Garfield, N.J. (1996). Careers in counseling and human services (2nd ed.). Muncie, IN: Accelerated Development.

Cladding, S. T. (1997). Community and agency counseling. Columbus, OH: Merrill.

Hazier, R. (1997). Helping in the hallways: Advanced strategies for enhancing school relationships. Thousand Oaks, CA: Corwin Press.

Muro, J. J., & Kottman, T. (1995). Guidance and counseling in the elementary and middle schools: A practical approach. Dubuque, I A: Brown & Benchmark.

Roessler, R., & Rubin, S. E. (1998). Case management and rehabilitation counseling: Procedures and techniques (3rd ed.). Pro Ed.


Глава 3. УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОВОДИТСЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ □ 85

Schmidt, J.J. (1999). Counseling in schools. Boston: Allyn & Bacon.

Schmolling, P., Youkeles, M., & Burger, W. R. (1997). Human Services in Contemporary

America (4th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Stone, H: W. (1994). Brief pastoral counseling. Augsburg Fortress.

Weikel, W. J., & Palmo, A.J. (Eds.). (1996). Foundations ofmental health counseling {2nd

ed.). Springfield, IL: Charles С Thomas.


4 глава

Психотерапевтические отношения

Отношения, которые складываются у вас с клиентами, — это важный фактор, влияющий на эффективность консультирования независимо от того, где оно проходит — в школе, больнице, учреждении или частной практике. Если между двумя людьми нет достаточного доверия и близости, то достичь можно лишь очень немногого. Чувство безопасности является единственным организующим принципом консультирования, и клиенты постоянно оценивают поступающие сигналы об опасности как в рамках отношений с консультантом, так и в рамках любых других отношений.

Составьте в уме список всех людей, отношения с которыми вы считаете важными в своей жизни. Включите туда друзей, не забудьте о родителях, братьях, сестрах и Других родственниках. Отношения с учителями, коллегами или одноклассниками также могут быть значимыми для вас. Что же объединяет все эти отношения, которые вы считаете наиболее важными для себя? Как вы считаете, какие характеристики являются наиболее значимыми в ваших прошлых, настоящих и будущих отношениях с другими людьми?

Важные отношения, почти в любом контексте, за исключением конкуренции, имеют несколько желательных составляющих, одна из которых — доверие. Из других составляющих можно назвать взаимное уважение, открытость, принятие и честность. Как в личных отношениях, так и в уникальном контакте между консультантом и клиентом, есть ряд общих моментов. Мы хотим, чтобы во всех отношениях, независимо от того, являются они помогающими или нет, присутствовала близость и энергия. И я мог бы сказать, что то, чем мы наполняем наши отношения, напрямую связано с тем, насколько богата наша собственная жизнь. Я мог бы сказать, что вышесказанное относится и к помогающим отношениям. Но я этого не скажу.

Особенности консультационных отношений

Консультирование проходит, главным образом, в контексте особого вида отношений, которые, с одной стороны, похожи на любые другие удачно складывающиеся отноше-


Глава 4. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ □ 87

ния, а с другой — отличны от них. В этой главе вы сможете узнать об основных аспектах психотерапевтических отношений, о том, как они развиваются, и каким образом некоторые основные вмешательства и навыки эффективного построения отношений могут быть использованы в сессиях.

Если сравнивать личные и помогающие отношения, то их основным различием будет изначально заданное неравенство в последних. Хотя психотерапевтические отношения похожи на другие виды близких отношений, Джоссельсон (Josselson, 1992) напоминает нам о ряде существенных различий.

Начиная с первой встречи, очевидно, что клиент — это человек, нуждающийся в помощи, а консультант — это специалист, имеющий талант и навыки в ее оказании. Следовательно, отношения включают в себя своего рода контракт, в котором обе стороны соглашаются придерживаться установленных правил: клиент — приходить вовремя и стараться быть как можно более открытым; консультант — быть надежным, защищать благополучие клиента и делать все возможное, чтобы помочь ему достичь желаемых целей, уложившись при этом в оптимальные сроки. Таким образом, доминирование, присутствующее в отношениях между консультантом и клиентом, воплощено в структуре, в которой клиент несет, в первую очередь, ответственность за содержание отношений, в то время как на консультанте лежит в большей степени ответственность за направленность и структуру этих отношений. Хотя консультанты стремятся демонстрировать полную искренность и уважение к клиентам, тем не менее распределение сил и статусов остается неравнозначным. Кроме того, эти отношения развиваются на территории консультанта, где на стенах висят дипломы и сертификаты. Несмотря на то, что создается теплая профессиональная атмосфера, тем не менее консультант садится на более удобный стул, а если они начинают говорить одновременно, то консультант продолжает говорить дальше, а клиент умолкает.

Многие практики (Rogers, 1957; Boy, Pine, 1990; Egan, 1998) пытались минимизировать этот параметр в отношениях, полагая, что необходимым условием изменения является равенство. Феминистский (Burstow, 1992; Cook, 1993; Gilbert, Scher, 1999; Sullivan, 1998) и нарративный (Monk, Winslade, Crocket, Epston, 1997; White, Epston, 1990) подходы также строятся на отношениях, особенно подходящих для работы с людьми, подавляемыми доминирующей культурой. В отличие от них есть также практики (Haley, 1984, 1989; Erikson, 1950; Minuchin, 1974; Strong, Claiborn, 1982), которые придерживаются мнения, что консультант должен сознательно и последовательно придерживаться более доминирующей позиции с тем, чтобы иметь большее влияние на клиента. Другими словами, некоторые консультанты считают, что неравноправные отношения мешают изменениям, в то время как другие, наоборот, стремятся использовать свое положение.

Независимо от того, как понимают практики свою власть, почти все они соглашаются с тем, что границы играют особо важную роль при построении психотерапевтических отношений. Эти границы нужны не только для того, чтобы обеспечить надежную и предсказуемую среду для клиентов, но и чтобы обезопасить их от самих консультантов, которые также стремятся удовлетворить свои потребности.

Отличие психотерапевтических отношений от любых других состоит также в наличии относительно специфических целей и строгих временных ограничений: отношения существуют для поиска решений, и сессия заканчивается, как только минутная


88 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.