Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исторические фигуры, внесшие вклад в развитие психотерапевтического консультирования
400 г. до и. э. Гиппократ
| Предложил классификацию психических нарушений и заболеваний
| 400 г. до н. э. Сократ
| Предположил, что самоосознание — это /первоначальная/ чистая форма знания
| 350 г. до н. э. Платон
| Объяснял поведения человека η терминах внутренних состояний
| 350 г. до н. э. Аристотель
| Первым дал рациональное объяснение эмоций
| 400 г. Бл. Августин
| Предписывал использовать интроспекцию для управления эмоциями
| 1500 г. Никколо Макиавелли
| Указал на значимость групповой динамики и социального взаимодействия
| 1550 г. Джоан Байер
| Занималась описанием депрессии
| 1600 г. Шекспир
| Ввел в литературу описание психологически сложных характеров
| 1625 г. Репе Декарт
| Пытался разрешить дуализм души и тела
| 1675 г. Джон Локк
| Постулировал, что источник любого знания — в опыте
| 1676 г. Б. Спиноза
| Создал интегратнвную теорию личности, используя понятие «бессознательное»
| 1800 г. Джоан Мюллер
| Занималась изучением физиологии нервной системы
| 1800 г. Филипп Ппяель
| Описал различные формы неврозов и психозов
| 1800 г. Антон Месмер
| Использовал гипнотические техники для лечения патопсихологических симптомов
| 1850 г. Чарльз Дарвин
| Создал эволюционную теорию индивидуальных различий
| 1850 г. Жан Шарко
| Использовал научный подход в изучении гипноза
| 1850 г. Серен Кьеркегор
| Определил экзистенциальное понятие смысла жизни
| 1880 г. Стенли Холл
| Организовал первую клинику для наблюдения за детьми
| 1890 г. Дж. Кеттел
| Ввел термин «психологический тест»
| 1890 г. Джесс Девис
| Первый школьный консультант-специалист
| 1900 г. Эмиль Крепелии
| Создал классификацию психических расстройств
| 1900 г. Уильям Джемс
| Создал теорию эмоций
| 1900 г. Иван Павлов
| Создал поведенческую теорию условных рефлексов
| 1900 г. Зигмунд Фрейд
| Предложил первую системную форму психотерапевтического консультирования
| 1905 г. Альфред Бине
| Изобрел первый тест интеллекта
| 1910 г. Фрэнк Парсопс
| Занимался развитием профконсультирования
| 1920 г. Карл Юнг
| Разработхт теорию коллективного бессознательного
| 1920 г. Альфред Адлер
| Основал индивидуальную психологию
| 1920 г. Як. Морено
| Изобрел психодраму
| 1920 г. Джон Уотсон
| Определил понятия прогноза и контроля поведения
| 1930г. Роберт Хоппок
| Занимался изучением уровней удовлетворения от работы
| 1940 г. Б. Скиннер
| Сформулировал теорию оперантного обуславливают
| Глава 2. ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 45
1940 г. Э. Уильямсон
| Выпустил учебник но школьному консультированию
| 1945 г. Грегори Бейтсон
| Указал на роль семьи в развитии психических расстройств
| 1945 г. Курт Левин
| Ввел Т-груплы личностного роста
| 1950 г. Виктор Франкл
| Ввел систему экзистенциальной психотерапии
| 1950 г. Милтон Эриксон
| Занимался изучением лингвистического аспекта психотерапевтических сессий
| 1950 г. Карл Роджерс
| Подчеркивал важность взаимоотношений в консультировании
| 1955 г. Абрахам Маслоу
| Исследовал, что делает людей наиболее здоровыми
| 1955 г. Дональд Сьюпер
| Предложил теорию принятия решений при выборе профессии
| 1960 г. Джозеф Вольпе
| Разработал системную теорию поведенческой психотерапии
| 1960 г. Джей Хейли
| Заложил основы стратегической семейной психотерапии
| 1960 г. Альберт Эллис
| Основал когнитивную психотерапию
| 1960 г. Фредерик Торн
| Создал ннтегративную теорию оказания помощи
| 1965 г. Уильям Глассер
| Разработал психотерапию реальностью
| 1965 г. Фриц Перлз
| Популяризовал гештальт-терапию
| 1965 г. Роберт Харкуфф
| Занимался исследованием навыков оказания помощи
| 1965 г. Джои Крамбольц
| Опубликовал теорию поведенческого консультирования
| 1965 г. Мюррей Боуэн
| Привлек внимание к проблемам в родительской семье
| 1965 г. Вирджиния Сатир
| Описала теорию коммуникаций в семенной психотерапии
| 1970 г. Джером Фрэнк
| Занимался исследованием роли убеждения в психотерапевтическом процессе
| 1975 г. Аллан Берджин
| Выпустил первое всеобъемлющее руководство по психотерапии
| 1975 г. Хелен Каплан
| Опубликовала классическую работу но консультированию по вопросам секса
| 1980 г. Пол Педерсон
| Подчеркивал важность учета межкультурных различий в консультировании
| 1980 г. Джон Норкросс
| Занимался интеграцией существующих теорий
| 1980 г. Кэрол Джиллиган
| Занималась изучением вопросов, связанных с тендерными различиями в развитии человека
| 1985 г. Рейчел Ар-Мюстен
| Представляла феминистский подход в консультировании
| 1985 г. Пол Вацлавик
| Сместил акцент с объективизма на социальный конструктивизм
| 1985 г. Стив де Шаэер
| Способствовал развитию краткосрочных форм психотерапии и консультирования
| 1990 г. Майкл Байт
| Разрабатывал нарративные подходы в консультировании
| Существующая схема подготовки консультантов основана на обучении практичес ким навыкам, определенным уже достаточно давно, также она дополняется новыми данными, получаемыми при проведении исследований в других дисциплинах. Основ-ной упор делается на подходах, ориентированных на личностный рост и использую щих краткосрочные стратегии, которые позволяют устранять симптомы, самоуничи-жающее поведение, поднимают самооценку, увеличивают личностную эффективность улучшают самоконтроль.
Психотерапевтические консультанты сосредоточиваются на построении прочных от-ношений с клиентами, на определении ключевых вопросов, на их понимании с позиции
46 □ Часть 1. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ПРОФЕССИЯ
развития и использовании стратегий, наиболее уместных в работе с данным клиентом именно при данных обстоятельствах.
Последняя тенденция в развитии «помогающих» профессий состоит в движении к интеграции имеющихся теоретических и практических данных в единую целостную модель, которую могли бы использовать в своей работе большинство практиков. В результате программы подготовки консультантов становятся все более стандартизованными, продолжаются попытки решить конфликты и сгладить различия между соревнующимися теоретическими направлениями. Другая наблюдаемая тенденция состоит в использовании консультирования для работы с самыми разными социальными слоями населения, при этом особый акцент делается на увеличении нашей ответственности в работе с такими социальными слоями, как притесняемые меньшинства, престарелые и инвалиды.
Лицензирование и сертификация в консультировании
Самым ярким доказательством развития нашей профессии служат успехи, сделанные в решении вопроса о сертификации консультантов. Всего лишь несколько десятилетий назад стандартов подготовки консультантов просто не существовало, так же как и правовой базы, позволяющей пройти лицензирование и сертификацию. В результате консультанты не имели той профессиональной самостоятельности и уважения, которым пользовались их коллеги, занимающиеся социальной работой, психологией и психиатрией.
Попытки стандартизовать учебные программы подготовки консультантов и упорядочить практику клиницистов начались в 1973 году, когда Ассоциация подготовки и супервизирования консультантов занялась разработкой научной базы для введения лицензирования (Brooks, Gerstein, 1990). Перед тем как решать, кого можно, а кого нельзя допускать к практике, необходимо установить минимальные стандарты подготовки и обучения. Вскоре после того, как было сделано это сообщение, ряд штатов, начиная с Виргинии, стали вводить правовую базу для лицензирования. С тех пор появилось множество различных форм сертификации, лицензирования, множество правовых аспектов, которые часто противоречат друг другу и доставляют тем самым, массу затруднений для практиков.
Введение лицензирования необходимо рассматривать в контексте двух других попыток узаконить консультирование как профессию, предпринятых в то же время. Так, в 1981 году при Американской ассоциации консультирования была создана независимая организация, занимающаяся аккредитацией программ подготовки консультантов. Эта организация — Совет по аккредитации учебных программ подготовки консультантов, который разработал минимальные требования к программам подготовки, дающим по окончании степень магистра или бакалавра в области поддержания психического здоровья, школьного консультирования, отбора студентов, консультирования в общественных центрах, семейного и брачного консультирования. Другие профессиональные организации, такие как Американская психологическая ассоциация и Американская ассоциация брачной и семейной психотерапии, разработали схожие стандарты.
Глава 2. ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ □ 47
|