Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отражение временных режимов внимания






 

Данный раздел работы посвящен проблеме, которая чрезвычайно редко рассматривается в научной литературе применительно к спортивной деятельности, а именно - отражение временных режимов внимания. Любое действие спортсмена протекает во времени, любое движение характеризуется перемещением тела или его частей в пространстве и во времени, причем данные характеристики взаимно обусловлены и взаимосвязаны, все изменения в выполнении движений связаны с изменениями данных характеристик. Отсюда велика значимость внимания ко времени, времени жизнедеятельности и времени выполнения, как всего движения, так и его отдельных частей. Для эффективного функционирования внимания ко времени стоит отметить, что и само внимание также функционирует во времени, внимание к предстоящим событиям и уже реально свершившимся.

В исследованиях временного фактора внимания, выполненных на ка­федре психологии Саратовского пединститута, профессором В.И.Страховым, начиная с 1963 года, осуществ­лен новый подход к взаимосвязи внимания и времени, а именно было предло­жено рассматривать сосредоточение вдвух временных антиподах, в исчисленьях прошедшего и будущего времени. Отсчет временной ориентации вни­мания производился от условного «настоящего времени» его сиюминутной по­зиции на векторе времени. Сообразно данному обстоятельству сосредоточение на деятельности, различных явлениях и событиях, уже свершившихся или час­тично исчерпавших себя, - мы обозначаем каквозвратное внимание. Внима­ние же к аналогичным объектам, но пока только представляемым и планируе­мым в своем будущем воплощении, квалифицируется какперспективное вни­мание. При таком разграничении сфер внимания «настоящее время» представ­ляется движущейся точкой по вектору времени, которая разделяет направления и «содержательные» зоны внимания.

В этой связи феномен «настоящего времени» реализуется в суммирова­нии прошедшего и будущего времени. Настоящее время опредмечивается блокированием внимания в его возвратной и перспективной привязке к одному и тому же объекту. Временная симметрия приурочения внимания обусловливает адекватность и надежность съема внимания. Уравновешение противонаправленных привязок внимания исключает «односторонность» отражения.

Установлено, что любая (из двух возможных) крайность в неоправданном дисбалансе возвратного или перспективного внимания чревата неадекватностью и неполнотой отражательного потенциала внимания. Так, в случае избыточного преобладания возвратного внимания наблюдается пониженная ориентация в событиях настоящего времени, консерватизм, архаичность представлений, кри­тика и непринятие нестандартных решений и т.д. В случаях же акцентирован­ного внимания в его перспективной направленности имеют место недооценка прежнего опыта, прожектерство, завышение личностью своих возможностей и т.п.

Следует отметить, что идеальный баланс возвратного и перспективного внимания сопряжен с равнопредставленностью временной «глубины» - дистантности функционирования возвратного и перспективного внимания.

Это зна­чит, что, во-первых, должны быть представленывсе диапазоны обеих его направленностей. Условно они могут быть обозначены как соответственно сосре­доточение на близко-, средне- и дальнеотдаленных временных сроках. И, во-вторых, необходима «попарная» сверка съема: близкого в прошед­шем времени с близким в будущем времени, среднеотдаленного в прошедшем времени со среднеотдаленным в будущем времени, естественно, подобная диа­да должна быть реализована и при сосредоточении в наибольшей временной дистантности.

Без­условно, установление коррелирующих отношений между временным показате­лем (длительностью экспозиции) и получаемым съемом продуктивно и научно значимо. Оно имеет и существенное прикладное значение. Предпринимая по­пытку обозначить данную форму «привязки» времиенного параметра к вни­манию, мы склонны квалифицировать осуществляемые процедуры как опери­рование «конкретным временем».

Темпоральность внимания преломляется и в его темпоритмической организации. Выполнение ряда видов деятельности (и в этом отношении очень показательна спортивная деятельность) требует тонкого и пластичного соотношения движений и их прослеживания вниманием. В одних случаях (в циклич­ных видах спорта) это относительно стабильная ритмика, хотя и имеет место варьирование темпорального режима внимания. В других (например, в игровых видах и единоборствах) темпоритмический рисунок деятельности и внимания весьма разнообразен и вообще может быть непредсказуем.

Коррекция, которая является постоянным и непременным являнием в спортивном становлении, базируется именно на соотнесении инфомации, получаемой при помощи возвратной и перспективной форм внимания.

Без оптимального, равнопредставленного его поступления о предстоящих и прошедших событиях можно будет говорить только о тенденциозной, а значит, провоцирующей новые ошибки коррекции.

Кроме того, как о высшей форме коррекции есть основание говорить обопережающем выявлении. Оно актуализируется в виде констатации двигательной ошибкидо завершения движения. По косвенным подводящим показателям спортсмен прогнозирует допускаемую двигательную погрешность.

Неразделимость собственно тренировочного процесса и психологической подготовки - первейшее условие спортивного совершенствования, а в данном случае - овладение правильной системой пользования вниманием во временной его актуализации, сбалансированность его возвратной и перспективной форм.

Эффективная динамика внимания обусловливает широту и оперативность охвата сосредоточением всей выполняемой спортсменом работы в вариативности ее показателей. Выработка данного качества является столь же важной задачей психологической подготовки спортсмена, как и корректирующего внимания. Заметим, что обе эти позиции подготовки спортсмена тесно связанны, - динамичность внимания определяет оперативное приурочение корректирующего внимания к актуальным объектам, к тем движениям и в тот момент, когда это необходимо сделать.

Подвижность внимания дифференцируется, во-первых, по позициямдиапазона его переключения. Имеется в виду размеренность амплитуды динамики внимания, что, помимо прочего, свидетельствует об адаптивных возможностях внимания, поскольку порой приходится переключаться на объекты, весьма несовпадающие по своим характеристикам.

Во-вторых, частотностьпереключения, кратность актов динамики внимания. При этом, безусловно, весьма существенна роль условия продуктивности съема каждого из актов сосредоточения (чтобы динамика внимания не уподоблялась его сумбурному «метанию»).

И, в-третьих, в виде особого пункта отметим феномен оперативной подвижности внимания, его наиболее быстрой переключаемости, что в условиях спортивной деятельности приобретает особо важное значение. Жесткая подчиненность спортивной деятельности временному фактору, наслоение на собственные действия спортсмена деятельности его соперника (а иногда и нескольких спортсменов) - все это предъявляет повышенную требовательность к обозначенной суперподвижной динамичности внимания.

В современном спорте, где существенно возросла роль интеллектуального фактора, значительно изменились требования, предъявляемые к «внутреннему» плану действий спортсмена - к его психологической мобильности и к динамике внимания, в частности.

Внимание в системе времени рассматривается нами в двух противоположных векторах: внимание к свершенной деятельности (возвратное внимание) и к предстоящей деятельности (перспективное внимание). Максимальное сближение данных режимов функционирования внимания есть приближение к настоящему времени, в четко фиксированной же форме «настоящее время» для внимания не существует, оно скользяще и исчезающе. Внимание спортсмена все время динамирует в его приурочении к уже выполненному или предстоящему спортивному движению-действию, жизненному поступку.

Отражение спортсменом практики своей деятельности, коль скоро он заинтересован в совершенствовании своей профессиональной моторики, полагает проведение сравнения только что выполненного движения с предшествующим фактом его совершения (или более в ранние сроки аналогичных действий и, того лучше, с наиболее удачным образом действия), к этому выжно приплюсовывать перспективную ориентацию внимания в виде сосредоточения на определенным образом подправленном движении.

Темпоральность вплетается в деятельность спортсмена в самых различных и порой неожиданных для него формах, - временной фактор универсален!

Сама ориентация на правильную спортивную технику - это весьма обостренное внимание к временным параметрам спортивных движений, - к их продленности, темпу, ритму и т.д. Особо важно соблюдать оптимальное временное соотношение различных движений как выполняемых единовременно-смежно, так и последовательно. Возникают и более тонкие вопросы, например, динамика временного показателя на разных отрезках одного и того же движения, - оно может быть первоначально относительно неспешным, а в завершающей части иметь взрывной характер и т.п. Необходимо составить соответствующий временной план функционирования внимания, соответствующий временным особенностям отслеживаемого движения.

Аналогичную направленность (однако, со значительно меньшим охватом объема времени) имеет внимание спортсмена, мысленно прорабатывающего предстоящее соревновательное выступление. Практически обязательная процедура планирования спортивного выступления, конечно же, необходимая и положительная, которую выполняет подавляющее число спортсменов как самостоятельно, так и пользуясь помощью своего окружения, порой не дает должного эффекта. Причиной тому - ее неподкрепленность столь же подробным анализом прошедших событий.

Опора на возвратно-перспективное внимание неизбежно повышает аналитический уровень отражения спортсменом своей деятельности, он не только не ограничивается фиксированием допускаемой тактико-технической погрешности и стремится разобраться в обусловивших ее причинах, но и планирует действия для ее исправления. При решении задач спортивной педагогики важно, чтобы данный подход к своей деятельности был бы не эпизодическим, а стал стабильным профессиональным качеством, развиваясь до уровня характерологического статуса.

Задача спортивного педагога сделать данную работу постоянной, эффективной и дез постоянного продвижения в данном направлении она решена быть не может.

Заключение

Соответственно учебно-воспитательный процесс у студентов должен быть построен таким же образом, а именно, необходимо чтобы он сопровождался постоянным контролем основных показателей, спортивной и профессионально прикладной подготовки студентов. Несвоевременность, забывчивость, опоздания, это не просто проявления индивидуальных особенностей личности студента, это предпосылки профессиональной ущербности будущего специалиста, показатель недочетов в организации и построении учебного процесса, исправление и недопущение их столь же важная задача, как и задача получения суммы знаний, физической, функциональной и т.п. видов подготовки. Учебная деятельность, профессиональное восхождение студента основано на постоянном совершенствовании, в том числе совершенствовании в пользовании временем, поэтому подготовка студентов к практике заключается не только в постоянном усложнении теоретических и практических заданий. Необходимо моделирование и постоянное усложнение заданий, и совершенствование их решений, в том числе в различных временных режимах сложность. Пользование временем, такая же важная составляющая профессиональной подготовки, как и другие, если не сказать большего, она всеобъемлющая, охватывающая и присутствующая в любой человеческой деятельности, а соответственно и определяющая ее результат. Все огромное разнообразие спортивных движений характеризуются по двум показателям, пространственным и временным, соответственно данные характеристики движения должны быть под постоянным вниманием и контролем спортсмена и тренера. Одной из эффективнейших форм отражения темпоральных характеристик спортивной деятельности является ведение дневниковых записях, без которых, не может быть и речи о получении максимального эффекта.

Времяпользование во многом предопределяет получаемый результат.

 

Список литературы

 

1. Гарина О.Г., Милехина И.А., Милехин А.В. Специфические особенности реализации спортивной деятельности в условиях высшего учебного заведения. Учебное пособие. Саратов: Изд-во «Наука» 2012.

2. Гераськина Л.Ю. Милехин А.В. Активизация соревновательной деятельности студентов. //Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи. Вып. 7. Саратов: Изд-во «Академия управления», 2015 – 78с.

3. Гурова И.В. Горячева Н.Л., Трифонов В.В., Индивидуально-типологических свойств личности подростков занимающихся и не занимающихся волейболом. //Современные проблемы науки и образования. № 1 - 2015г.

4. Кузнецов Д.А., Милехин А.В., Пяткина Н.А., Скосырева Е.Н. // Педагогические аспекты оценивания успеваемости на занятиях физической культурой с позиций темпоральности. Фундаментальные и прикладные исследования в высшей аграрной школе. Сборник научных статей. Вып.2 – Саратов: ООО «ЦеСАин», 2014 – 183 с.

5. Милехин А.В., Страхов В.И. Спорт. Темпоральность. Внимание. Монография. Саратов: Изд-во Сарат. Пед. Ин-та, 1996.

6. Милехин А.В., Страхов В.И. Темпоральность – Внимание в спорте, здоровье, учебной деятельности, экологическом сознании, жизненном пути. Научное издание. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1997.

7. Милехин А.В., Психологическая подготовка спортсмена. Темпоральный фактор и внимание. Учебное пособие. Саратов: Изд-во Сарат. Пед. Ин-та, 1997.

8. Милехин А.В., Ежов О.Н. Темпоральность в спорте. Биографическое время. Монография. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1998.

9. Милехтн А.В. Спортивный дневник как фактор профессионального роста. Учебное пособие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.

10. Милехин А.В., Саяпин В.Н., Чувилкин Д.Ю. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие. Саратов: Изд-во Сарат. Юридич. Инст. МВД России, 2004.

11. Милехин А.В., Ларина О.В. Педагогическая система эмоционально-волевой подготовки спортсмена. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2006.

12. Милехин А.В., Страхов В.И., Ткачева М.С. Проблемные аспекты темпоральности в спортивной деятельности. Психолого-спортивная проблематика на кафедре психологии Саратовского пединститута. Коллективная монография. – Саратов: Изд-во «Наука», 2011.

13. Милехин А.В., Милехина И.А., Пяткина Н.А. Влияние психологического настроя на выполнение движений и их темпоральные составляющие. // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции, часть 2 (г. Махачкала, 30 апреля, 2014 г.) - Махачкала: ООО " Апробация", 2014 — 178с.

14. Милехин А.В., Страхов В.И., Ткачева М.С. Спортивная моторика. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во «Наука» 2012.

15. Страхов В.И. Внимание к движениям. Монография. – Саратов: ИЦ «Наука», 2012.

16. Чумаков П.А. Спортивные игры: Уч. пособ. для педаг. факульт. институт. физ. культуры./ П.А.Чумаков – М: Физкудьтура и спорт, 1966. – С. 249-250.

17. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М.Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. /Железняк Ю.Д. – 2 изд. М: издат. центр «Академия», 2007 – С. 123-126.

 

 

Содержание

 

  Введение…………………………………………………………………...…3   Глава 1. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении………………………………………………………………….....6   1.1. Организация процесса физического воспитания и образования в вузе………………………………………………………...6 1.2. Специфические особенности спортивной деятельности в высшем учебном заведении ……………………………………………..11 1.3. Психолого-педагогическая проблематика спортивной деятельности…………………………………………………..18   Глава 2. Практическое применение темпорального фактора в спортивной деятельности………………………………………………...39   2.1. Примерный план учебных занятий …………………………………..39 2.2. Психологическая подготовка баскетболиста в тренировочной и соревновательной деятельности…………………..73 2.3. Методические особенности построения учебно-тренировочного процесса занятий баскетболом с девушками……………………………..77 2.4. Отражение временных режимов внимания…………………………..81 Заключение………………………………………………………….............87 Список литературы…………………………………………………………88    
         
       
       
       
       
       
       
  Составители:   Ветренникова Елена Анатольевна Епифанова Лидия Анатольевна Кокорина Татьяна Юрьевна Милехин Александр Викторович Наумова Марина Александровна Скосырева Елена Николаевна   Учебное пособие   Издано в авторской редакции   Сдано в набор ……... Подписано в печати ……… Формат 60× 84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Усл. печ. л. 5.2. Тираж 300 экз. Заказ № …   Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова» 410012, Саратов, Театральная пл., 1    
           

[1] Спорт в современном обществе /под ред. В.М. Выдрина. М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 29.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.