Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая проблематика спортивной деятельности 2 страница






Иметь цель и продвигаться к ней, быть целеустремленным, два разных понятия, основное отличие нам видится в дисбалансе перспективной и возвратной форм внимания. У имеющего цель доминирует перспективная форма внимания, все внимание направленно в будущее, непосредственно на цель, целеустремленного интересует и цель, и средства ее достижения, и процесс ее достижения. Внимание направленно как на предстоящие, так и на свершившиеся события, более того, постоянно определяется эффективность прошедших действий, на основе которых корректируются последующие события.

Цель всегда обусловлена какими-то причинами, знание этих причин, постоянное обращение к ним, сопоставление причин и средств для достижения цели, вот особо значимые операции, в которых необходимо постоянно совершенствоваться всем причастным к спортивной деятельности.

Выявление просчетов в планировании возможно только путем сравнения плана и результата. До этого мы говорили в основном о планировании, о цели, т.е. о перспективном внимании, внимании, направленном в будущее. Ошибки в планировании, неудачи, все это уже в прошедшем, но требуют равноценного внимания, внимания возвратного – направленного в прошлое.

Жизненный план, попытка заглянуть в будущее, оторванный от предшествующих событий, не опирающийся на них, обречен на неудачу. Неудачу не только «производственного» характера, мы имеем в виду, направление достижения спортивных результатов, последствия других потерь нам кажутся гораздо масштабнее и разрушительнее. Спортсмен, который приоритетно «заглядывает» только в будущее, строит грандиозные планы, ставит значительные цели, и все это разительно отличается от его реальных достижений, просто «обречен» на ответную реакцию окружающего его социума.

Необходимо отметить, почему данная ситуация, довольно распространенная и часто встречающаяся в спорте, и не только на начальных этапах становления спортсмена, что в спортивной деятельности присутствует такое, что дает предпосылки к данному поведению человека?

Во-первых, это, конечно же, стремление к успеху, без которого и немыслим спорт, стремление к успеху, это и есть составляющая жизненного плана, причем успех необходимо рассматривать не только как какое то значительное, с точки зрения тренера, родителей, окружающих спортсменов, событие. Отличительной особенностью спортивной деятельности является возможность, и в то же время необходимость добиваться успеха на каждом занятии, при каждой попытке. Более того, без значительных, в рамках судьбы одного спортсмена, равно как, без множества мелких, ежедневных, сиюминутных, успехов спортивная жизнь и спортивное восхождение вообще немыслимо. На достижение «большой», значимой для спортсмена цели, необходимо будет затратить много времени, стимулирующий эффект, далеко отстоящей от настоящего времени спортсмена цели не будет таким постоянным, поэтому необходимы «промежуточные», обеспечивающие достижение главной цели успехи, которые и должны планировать тренер и спортсмен. Планирование и следование только значительной и далеко отстоящей во времени спортивной цели, будет столь же негативным, как и планирование только мелких, незначительных, ситуативных, спортивных успехов. Наличие в далеком будущем, индивидуально значимой цели, должно быть подкреплено ближайшими, педагогически оправданными успехами спортсмена.

Во-вторых, занятия спортом, направленные на развитие и совершенствование, всегда приносят определенные изменения в различные составляющие спортивной подготовки, именно эти изменения могут явиться основой сверхоптимистичного планирования последующих достижений. Налицо очевидное противоречие, с одной стороны необходимость, для постоянного прогресса, наличия постепенных улучшений в подготовленности спортсмена, с другой стороны успехи могут повлиять негативно на психологическую направленность спортсмена. Всем известное психологическое явление в споре как «звездная болезнь», характеризуется именно повышенным вниманием к своим достижениям и дальнейшим, порой беспочвенным, упованиям на их продолжение. Возможным оно становится, именно при отрыве планирования предстоящих действий, достижений и событий от анализа их осуществления, т.е. при дисбалансе возвратной и перспективной форм внимания.

К несомненным потерям в спортивном продвижении, при выше приведенной ситуации, добавляется соответствующая реакция социума, и в ее негативном наполнении сомневаться явно не приходится. Положение спортсмена в коллективе определяется, в том числе, соответствием ожиданий от него высоких результатов и реальными достижениями их. Цель в спортивной деятельности всегда должна быть завышена спортсменом, относительно своих достижений, это и обеспечивает продвижение вперед, но значительные и стабильно повторяющиеся несоответствия выявляют характерологические особенности личности, которые не остаются без внимания и реакции со стороны спортивного коллектива.

Другая крайность в осуществлении жизненного плана, гипертрофированная направленность на свершившиеся события. Несомненно, чтобы они свершились, их предварительно необходимо было запланировать, и в этом смысле все на первый взгляд находится в полном соответствии с наличием плана и анализа действий спортсмена. Но явное увлечение, «захваченность», прошедшими событиями вносит свои изменения в поведенческие, характерологические особенности личности спортсмена, что имеет непосредственное отражение в отношении к нему со стороны спортивного окружения.

Что влияет на положение спортсмена в спортивном коллективе? При наличии множества факторов на первое место смело можно поставить уровень спортивного мастерства и темпы прогресса в выполняемой деятельности. Симбиоз данного фактора и постоянно присутствующей особенности при занятиях спортом, а именно, спортивная деятельность сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, дает удивительный эффект, который в значительной мере влияет не только на текущее, но и последующее поведение спортсмена. Удачно выполненное движение, технический прием, тактическое действие, принесшее их автору преимущество над соперником, особенно отчетливо отражается в сознании спортсмена, запоминается как эффективный способ решения двигательной, спортивной задачи. Отсюда следует и более частотное обращение к удачным эпизодам, заготовленным, спланированным заблаговременно или осуществленным благодаря ситуативно возникшему плану, но в том и ином случае давшим ощутимый перевес над соперником. Данное обращение к прошедшим событиям, с целью их более тонкого анализа, может только приветствоваться и поощряться, но данный анализ должен предполагать главное направление, это использование полученной информации в последующих ситуациях.

Большое разнообразие видов спорта предполагает соответствующее разнообразие, характерной для каждого вида, поведенческой активности, но необходимо учитывать, что любые, стандартные и заготовленные, ситуации, движения и действия, а тем более реакции на них спортсмена и его окружения, всегда свершаются в новых условиях, их полное, идентичное повторение не практически, не теоретически невозможно. Динамика спортивной деятельности настолько велика, соответственно физические, психические, тактические, физиологические, погодные и т.д. ситуации настолько изменчивы, что полное повторение их нереально. Соответственно эффективное планирование предстоящих событий возможно на основе свершившихся событий, при условии поправки на возможные изменения ситуаций.

На практике, этот, на наш взгляд основополагающий момент очень часто упускается у спортсменов разной квалификации и на соревнованиях самого разного уровня.

Физические нагрузки, интенсивность выполняемых движений, применяемые средства, и упражнения так же имеют свою степень эффективности, эта степень не всегда одинакова, более того, постепенно упражнение, которое давало положительный эффект может стать причиной сдерживающего фактора или нанести подготовке спортсмена негативное воздействие. Все это является предметом обсуждения в спортивном коллективе, с соответствующим практическим выбором, индивидуальных притязаний на тот или иной характер тренировочной работы. В данном случае на основе опыта других выбирается нагрузка для себя и когда она дает положительные результаты, тем самым, подтверждая правильность выбора, создается впечатление панацеи для роста спортивных достижений, с соответствующим акцентом на выбранное средство. Соответственно, планирование предстоящей тренировочной работы сводится только к повторению на более высоком уровне выполняемых ранее нагрузок и упражнений.

При недостатке выдержки и терпения, в работе со спортсменами можно наблюдать и другую, диаметрально противоположную ситуацию.

Спортсмен и тренер, находясь в постоянном поиске, соответственно преследуя определенные перспективы, используют все новые и новые, средства, упражнения, нагрузки, не успевая дождаться их реального эффекта. Такая перспективная направленность, имея своей целью, опережение соперников за счет применения новых технологий, будет также недостаточно эффективна без достаточной опоры на полученный опыт.

Понравившаяся экипировка, техническое оснащение, способ подготовки инвентаря, принесшие успех, непременно будут использоваться спортсменом вновь, но главное, чтобы их использование не шло в разрез с изменившимися условиями. Общение в спортивных кругах позволяет определить оптимальные пути подготовки инвентаря и технического оснащения, но, опираясь на свой опыт и опыт своих коллег необходимо проецировать его на изменившиеся условия своего будущего, в противном случае минимум, что можно получить, это копирование чужих ошибок.

Особо необходимо отметить процесс восстановления у спортсменов и роль общения в эго планировании и реализации. На современном этапе развития спорта, восстановлению отводится огромное внимание, во-первых, восстановление это база для выполнения последующих нагрузок, во-вторых, появилось огромное многообразие средств и методов используемых в восстановлении. Опробовав на себе какое-либо средство восстановления, спортсмены непременно делятся информацией с другими, и вот уже много желающих повторить данную процедуру, равно как много недоумевающих не ощутивших никакого эффекта, или же возмущенных, оценивших данное средство как негативное.

Причинно-следственные связи всегда присутствуют в жизни спортсмена, знание причин, умение разбираться в них, несомненное достижение спортсмена, которое поможет ему в спортивном становлении. В совокупности, роль этих умений в спортивном восхождении переоценить невозможно, а состояться и проявиться она может только в результате паритетного функционирования возвратной и перспективной форм внимания.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕМПОРАЛЬНОГО ФАКТОРА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Примерный план учебных занятий
Часть занятия Содержание занятия Методические указания
  Занятие № 1  
Вводная 1.Построение, перекличка объяснение целей и задач учебно-практического занятия. 2.Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте) 3.Специально-подготовительные упражнения 25 мин. Следить за изменением своего состояния, работоспособности, постараться соотносить их с предыдущими занятиями. Выполняя упражнения, следует ориентироваться на ощущения соответствующие выполненным ранее подобным заданиям.
Основная 1.Обучение основной стойке в баскетболе. - 5 мин. Построить студентов по периметру площадки. В движении по сигналу остановиться и принять основную стойку, то же двигаясь приставными шагами влево и вправо. 60 мин. Широко поставить ноги, согнутые в коленях, при этом корпус слегка наклонить вперед, руки согнуть в локтях. Упражнение выполняется в комфортном для спортсменов временном режиме, который ускоряется только при устойчивом, правильном осуществлении движения.
  2.Обучение бегу боком вперед – 10 мин. Построить студентов в большой круг по всей площадке. Шаг вправо правой ногой – приставить левую (4-6 раз), то же в другую сторону. По мере усвоения этого движения можно переходить к бегу с постепенным увеличением скорости.   Ноги должны быть согнуты в коленях, а таз опущен. Носок ноги, с которой начинают шаг, немного развернуть к направлению движения. Нельзя допускать. скрещивания шагов. Передвигаться необходимо мягко, без прыжков и подскоков. Варьирование временными режимами выполнения задания можно только в рамках технически правильного их исполнения.  
  3.Обучение бегу спиной вперед – 5 мин. Построение студентов как в упражнении № 2 Шаг назад левой ногой, к ней пяткой приставить правую ногу (4-6раз), то же шагая назад правой   4.Обучение ловле мяча– 10 мин. а) летящего на средней высоте: б) в отскоке от пола Построить студентов в 4 колонны по боковым линиям напротив друг к друга. Мячи у первых номеров колонн, стоящих на одной боковой линии. Игрок, бросивший мяч партнеру на противоположную сторону, бежит и встает в конец той колонны. Выполнять по 15-20 передач. При выполнении шага назад, стопу необходимо немного развернуть наружу. Обращать особое внимание на то, чтобы корпус был наклонен к находящейся впереди ноге. Задание выполнять в равномерном ритме, при овладении которым можно применять короткие ускорения. Применять чередование коротких и частых шагов с выполнением длинных и плавных движений ноги, обращать внимание на изменения в скорости.   а) при ловле мяча полурасслабленные руки надо вытянуть вперед для того, чтобы поймать летящий мяч как можно раньше. Из пальцев рук нужно сделать “воронку”. В момент касания мяча пальцев надо немного опустить кисти вниз, пальцами сжать мяч, руки согнуть в локтях, притягивая мяч к груди и гася скорость полета. Уступающее движение выполнять, равномерно снижая скорость мяча. б) необходимо пальцы, сложенные воронкой направить так, чтоб мяч, отскочивший от пола, попал прямо в них. Временной режим работы как в упражнении а).  
  5. Обучение передаче мяча на месте: - 10 мин. а) двумя руками от груди; б) одной рукой от плеча; Разделить студентов на группы из 4-х человек, стоящих по квадрату. Передавать мяч по кругу соседу стоящему слева, затем – в другую сторону.     При передаче мяча: а) держать мяч широко расставленными пальцами согнутых в локтях рук (локти прижаты). Руки с мячом немного опустить вниз, а затем, поднимая руки с мячом вверх и притягивая к груди, вытянуть их вперед и движением пальцев и кистей, с наклоном вперед туловища, активно выпрямляя ноги, резко и точно выбросить мяч вперед. Для передачи мяча надо повернуться в сторону предстоящей передачи и, выполнив шаг вперед стоящей впереди ногой, бросить мяч партнеру. Соблюдать синхронность работы ног, туловища, рук. б) при броске мяча левой рукой надо немного повернуться влево, при броске правой – вправо, при этом руку согнуть в локте. Бросок начинается одновременно с поворотом туловища.  
  6.Обучение ведению мяча на месте. – 10 мин. Построение студентов как в упр. №5. Один из них начинает ведение мяча на месте правой рукой, толкая мяч в пол передает его партнеру (6-8кругов), то же другой рукой При ведении мяча необходимо выполнять следующие правила: - ноги должны быть полусогнуты, а туловище наклонено вперед; - мяч придерживать расставленными пальцами сверху-сзади; - движение руки должно быть плавным; - мяч нужно толкать движением кисти и предплечья с акцентом на ускорение в конечной фазе, акцентировать внимание на заключительное движение пальцев.  
  7. Проведение эстафеты – 10 мин. А: Разбить студентов на несколько команд и построить их за лицевой линией. По сигналу первые номера начинают эстафету приставным шагом правым боком вперед, взяв мяч в обруче. Проводят ведение на месте 5раз, положив мяч, возвращаются бегом. То же левым боком и спиной вперед. Мяч лежит в обруче на противоположной лицевой линии. После ведения мяча на месте, положить его обратно в обруч. Во избежание неверного выполнения приставных шагов рекомендуется начислять штрафные очки за технические ошибки. Тогда победитель будет определяться как по скорости бега, так и по наименьшей сумме штрафных очков. В данном задании важно выбрать оптимальный темпо-ритм движения. Стремление выполнить его неоправданно быстро приводит к обратному эффекту. При проведение эстафеты спиной вперед необходимо дистанцию сократить вдвое.
Заключительная 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.
  Занятие № 2  
Вводная 1. Построение, перекличка, объяснение целей и задач занятия. 2. Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3.Специально-подготовительные упр-я. 20 мин. Все упражнения выполнять, используя метод «направленного прочувствования». Добиваясь восстановления ощущений соответствующих правильной реализации заданий. Применять упражнения с изменениями в скорости и направлении их выполнения.
Основная 1.Совершенствование техники бега боком и спиной вперед – 5 мин. В: Построить игроков по периметру площадки. 65 мин. Акцентировать внимание занимающихся на развернутый носок ноги. После работы в удобном для спортсменов ритме, использовать задания с изменением скорости выполнения, в широких границах.  
  2. Совершенствование в ловле мяча – 10 мин. а) летящего на средней высоте. б) в отскоке от пола. Построить игроков в колонну по одному вдоль противоположных боковых линий. Мяч у первых номеров колонн, стоящих вдоль одной боковой линии. После выполнения броска, он бежит на другую сторону и встает в конец колонны.   3.Обучение остановкам шагом и прыжком. – 10 мин. Построить игроков по всему периметру площадки с выполнением движения сначала шагом, а затем прыжком. Выполнять поочередно в каждую сторону.   4.Обучение поворотам на месте без мяча -10 мин. В: Построение игроков такое же, как в упр. № 3. а) поворот с опорной левой ноги на 4 счета на 90 градусов, то же с другой ноги. б) поворот с опорой на правую ногу- по одному сигналу поворачиваться на 180 градусов, по другому – возвращаться в и.п., то же с опорой на левую ногу. в) поворот на правой и левой ноге на 360 градусов а) Ловлю мяча после отскока нужно сначала выполнять на месте после броска мяча в пол самим ловящим. Условия выполнения должны быть однообразными до появления эффекта автоматизации. Только после этого возможно усложнение заданий. б) изменять скорость отскока и его угол как в требовании в пункте а).     При остановке шагом нужно, не нарушая ритма бега, выполнить широкий шаг, ставя поочередно обе ноги с пятки и погасить инерцию путем резкого сгибания ног в момент касания их с полом. При остановке прыжком игроку надо оттолкнуться одной ногой и прыгнуть вперед, следя за тем, чтобы во время полета ноги как бы опережали туловище при приземлении, одновременно касаясь площадки. Полезны различные варианты многоскоков.     Поворот надо выполнять на согнутых ногах, перенеся центр тяжести на переднюю часть стопы опорной ноги, не отрывая при этом ее от пола, отталкиваясь другой ногой и переставляя ее широкими маховыми шагами в необходимую сторону (эффект циркуля). При выполнении на 4 счета поворот на 90 градусов, надо делать на каждый счет. Ускоренное начало движения и попытка максимально «зависнуть» в воздухе с плавным приземлением.
  5. Обучение передачи мяча двумя руками от груди в движении. – 10 мин. Разбить игроков на 2 колонны с расстоянием не менее 4-5 м. друг от друга за лицевой линией, по направлению к противоположному щиту. Мяч у одного из первых номеров. По команде первые номера обеих колонн начинают двигаться приставными шагами, передавая друг другу мяч от груди, достигнув противоположной лицевой линии, они начинают движение назад тем же способом к месту старта, где отдают мяч вторым номерам. Следить за тем, чтобы игроки не допускали пробежек с мячом – это является нарушением правил. Выбирать доступный ритм движения и доводить его выполнение до автоматизма, с последующим изменением скорости. Применять варьирование скоростями.
  6. Проведение эстафет: - 15 мин. Разделить игроков на такое количество команд, чтобы оно не превышало 10-12 человек в команде. а) “пятнашки” в парах варьируя передвижение – бегом, в полуприседе, в приседе, прыжками на одной или двух ногах; б) бег с “гандикапом” - бег в парах: второй номер должен догнать первый номер, бегущий на некотором расстоянии от него, по команде игроки поворачивают в обратную сторону, меняясь при этом ролями; в) ускорения по звуковому сигналу на короткие расстояния, выполняя остановки и повороты; Рекомендуется за победу в эстафете давать одно очко, при нарушении правил - забирать одно очко. Ставить условия поощрения команд за технически правильное выполнение заданий. Предложить командам определять варианты технических действий которые могут оказать влияние на результат.
Заключительная 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия.   5 мин. Направлять внимание на прочувствование состояния мышц. Акцентировать внимание игроков на наиболее распространенные ошибки и способы их исправления, на важность воспитания у себя морально-волевых качеств – взаимоподдержку, решительность, смелость, целеустремленность. Анализируя элементы занятия, возможно сопоставление их с предыдущими занятиями
  Занятие № 3  
Вводная 1.Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 25 мин.
2. Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3. Специально-подготовительные упр-я. Все упражнения выполнять, используя метод «направленного прочувствования». Добиваясь восстановления ощущений соответствующих правильной реализации заданий. Выполнение заданий в максимально удобном временном режиме.  
Основная 1.Совершенствование ловли и передачи мяча. – 10 мин. Построить игроков в колонны по одному вдоль боковых линий напротив друг друга по 4-6 человек. Мяч у первых номеров, выполнять передачи – двумя руками от груди, одной рукой от плеча, ловле катящегося мяча, двумя руками сверху, одной рукой сверху (крюком). После выполнения передачи бежать на противоположную сторону и вставать в конец колонны. 2.Обучение ведению мяча в движении – 15 мин. Построить игроков по всей линии боковой площадки в колонну по одному – мяч у первого номера. По команде он начинает вести мяч шагом до противоположной боковой линии, обходит лежащий там набивной мяч и возвращаясь назад, передает мяч следующему игроку толчком о площадку. По мере освоения ведения мяча шагом можно перейти к ведению медленным бегом   70 мин.   Во избежание травматизма надо установить правило перебежки игроков на противоположную сторону – бежать только по правой стороне. Переходить к более сложным вариантам заданий только при условии овладения ими до появления признаков автоматизма.     Обращать внимание занимающихся на то, чтобы кисть толкала мяч, а не ударяла по нему, т.е. присутствовал момент длительного контакта. Добиться появления ощущения плавности контакта с мячом. Мяч необходимо вести вперед и немного в стороне от ноги, кисть должна быть расслаблена. Также необходимо следить за правильным движением руки - активно сгибать и разгибать ее в локтевом суставе. Следить за синхронизацией работы ног и рук.  
  3. Обучение броску мяча одной рукой от плеча с места – 20 мин. Построить игроков в колонну по одному под углом в 45 к лицевой линии – мяч у первого номера в колонне. Выполнив бросок по кольцу, он должен поймать мяч, передать его второму номеру и перейти в конец колонны. Рекомендуется проводить обучение броску как правой, так и левой руками Начиная обучение броскам необходимо ознакомить игроков с принципами прицеливания и с траекторией полета мяча. Исходное положение для броска мяча с места – ступни стоят на одной линии или нога, одноименная с рукой, бросающей мяч, выставлена вперед. Обе ноги при этом полусогнуты. Мяч держать двумя согнутыми руками с опущенными вниз локтями перед плечом бросающей руки. При броске мяч перекладывается на нее и последующим разгибанием руки и ног выталкивается вперед–вверх с активным движением кистью вперед, при этом после броска руки должны остаться вверху, как бы сопровождая полет мяча. Движение руки равноускоренное. Следить за синхронизацией работы ног и рук.  
  4. Проведение эстафет - 25 мин. Разделить игроков на команды. а) ведение мяча по кругу, постепенно увеличивая диаметр круга и передавая мяч из рук в руки; б) ведение мяча в 4-х колоннах. Игроки под номерами 1, 2, 3, 4 одновременно начинают вести мяч к противоположной колонне, где передают мяч из рук в руки впереди стоящим игрокам, а сами встают в конце колонны. в)построение такое же, как и в предыдущей эстафете, но на противоположной стороне площадки, 1, 2, 3, 4 номера выполняют бросок по кольцу одной рукой от плеча с места, бегом ведут мяч назад и отдают его следующим игрокам с толчком мяча о пол. Необходимо следить за правильным положением рук при ведении и точностью передачи мяча – рука с широко расставленными пальцами должна встречать отскочивший от пола мяч и как бы несколько сопровождать его вверх, а затем снова энергично толкать мяч в пол. Следить за правильным выполнением броска по кольцу – при нарушении, как то - бросок выполнен технически неправильно, выполнен каким-либо другим способом, команде присуждаются штрафные очки или отнимаются от уже победных, заработанных.
Заключительная 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление дыхания и приведения организма в относительно спокойное состояние. 3.Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Направлять внимание на прочувствование состояния мышц. Акцентировать внимание игроков на наиболее распространенные ошибки и способы их исправления, на важность воспитания у себя морально-волевых качеств – взаимоподдержку, решительность, смелость, целеустремленность. Анализ выполнять используя непосредственную и опосредованную наглядность. Отмечая временные и пространственные ошибки в выполнении.
  Занятие № 4  
Вводная 1. Построение, перекличка, объяснение цели и задач. 2. Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3. Специально-подготовительные упражнения. 20 мин. Все упражнения выполнять, используя метод «направленного прочувствования». Добиваясь восстановления ощущений соответствующих правильной реализации заданий.
Основная 1.Совершенствование ведения мяча в движении – 15 мин. (левой, правой рукой, без зрительного контроля) Разделить игроков на команды по 8-10 человек а) ведение мяча по кругу между своими игроками, пройдя полный круг передать мяч партнеру в руки: 6-8 кругов каждой рукой; б) упражнение схожее с предыдущим, но вести мяч, поочередно меняя положение рук; в) упражнение в ведении мяча без зрительного контроля за бегущим впереди партнером, повторяя направление его движения.   65 мин.     Акцентировать внимание занимающихся надо на то, что вести мяч необходимо так - толкать его о пол вперед-вниз и немного сбоку перед собой, обязательно дальней от противника рукой. Контроль выполнения движений основывать на опорных ощущениях. Проверяя их при неправильном выполнении при помощи повторов с зрительным контролем.  
  2.Совершенствование броска мяча одной рукой от плеча с места. – 15 мин. Построить игроков в 3 команды в колонну по одному, две команды под углом в 45 к лицевой линии, 3-ю – на линии штрафного броска. Мяч у первого номера в колонне. Выполнив бросок по кольцу, он ловит мяч, передает его второму номеру и переходит в конец колонны. После 15-20 бросков команды меняются местами.       Акцентировать внимание занимающихся бросок руки с последующим разгибанием руки и ног. Правильная стойка при этом такая – одноименная с бросающей рукой нога стоит впереди. При бросках с дальнего расстояния необходимо более активно сгибать и разгибать ноги. Применять броски с акцентом на работе только рук или ног и их чередовании.
  3.Обучение броску двумя руками от груди – 10 мин. Построение игроков такое же, как в предыдущем упр-ии. После 15-20 бросков команды меняются местами.   Обучение броску двумя руками от груди проводится из основной стойки баскетболиста – держать мяч и выполнять замах нужно, как и при передаче мяча, этим способом, но руки при этом надо разгибать вперед-вверх. Полезно чередование выполнений с различной скоростью на различные расстояния.  
  4. Вырывание мяча рывком на себя - 10 мин. Построить игроков в колонны по одному напротив друг друга за боковыми линиями по 6-8 человек. Первые номера начинают вести мяч до середины площадки, первые номера из колонны, стоящей напротив бегут к ним навстречу, вырывают мяч рывком на себя, продолжают ведение мяча в свою сторону, передают мяч толчком о пол.       При сближении необходимо захватить мяч обеими руками с двух сторон и быстрым движением сделать резкий рывок на себя, руки не разгибать, одновременно выполнить наклон или поворот туловища спиной к противнику.
  5. Двусторонняя игра 3 х 3 (на одно кольцо) – 15 мин. По упрощенным правилам.
Заключительная 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений. Отметить причины неудачных действий, их временные и пространственные основы и взаимосвязь.
  Занятие № 5  
Вводная 1.Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2.Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3.Специально-подготовительные упражнения. 25 мин. Все упражнения выполнять, используя метод «направленного прочувствования». Добиваясь восстановления ощущений соответствующих правильной реализации заданий.
Основная 1.Совершенствование ловли и передачи мяча в движении. – 10 мин. а) в беге вдоль площадки (параллельно стене) в колонну по одному выполнять передачу мяча в стену вперед по ходу движения.   2.Обучение ведению мяча в сочетании с остановкой прыжком и поворотами – 15 мин.Построить игроков в колонны по одному за боковыми линиями по 6-8 человек. Первые номера начинают ведение до противоположной боковой линии, останавливаются прыжком, выполняют поворот вперед с опорной левой ноги на 360* и поворот назад, с той же ноги по часовой стрелке на 180*, возвращается назад, ведя мяч в приседе и передают мяч второму номеру в руки, затем то же выполняют с опорой на правую ногу.   60 мин. Следить, чтобы игроки во время бега соблюдали дистанцию в 3-4 метра. Давать задания с периодичной сменой внимания на приеме, выпускании мяча, синхронизации работы рук и ног.   Акцентировать внимание занимающихся на остановку прыжком и выполнение поворотов - центр тяжести должен находиться на передней части стопы. Применять различные варианты скорости выполнения заданий. Обратить особое внимание на ритм выполнения действия. Последовательность изменений в скорости.
3.Обучение броску мяча одной рукой от плеча в прыжке в движении. – 15 мин. Разделить игроков на 4 команды и построить их в колонну по одному под углом 45 к лицевой линии. Капитаны каждой из команд бросают мяч первым номерам, которые при шаге правой ногой ловят мяч, потом делают шаг левой ногой и в толчке ею от пола прыгают вверх. В наивысшей точке подъема сильным движением кисти посылает мяч в кольцо, затем встает в конец своей колонны. После 10-15 повторений команды меняются местами. При обучении необходимо делать акцент на то, что во время прыжка надо вынести мяч вверх и переложить его на бросающую руку, которая при этом постепенно разгибается и посылает мяч в кольцо. Маховую ногу, согнутую в колене, необходимо высоко поднять вверх, добавляя этим высоту прыжка. Приземляться после прыжка надо на толчковую ногу. Следить за тем, чтоб в последней фазе броска бросающая рука, туловище и ноги составляли одну прямую линию.
  4. Двухсторонняя игра 3х3 на одно кольцо – 20 мин. По упрощенным правилам
Заключительная 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.
  Занятие № 6  
Подготовительная 1. Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2. Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3. Специально-подготовительные упражнения. 20 мин. Следить за изменением своего состояния, работоспособности, постараться соотносить их с предыдущими занятиями. Выполняя упражнения, следует ориентироваться на ощущения соответствующие выполненным ранее подобным заданиям. Начиная с простых временных вариантов выполнения движений постепенно усложнять их.
Основная 1.Совершенствование в передаче и ловле мяча – 15 мин. 65 мин.
Разделить игроков в команды по 8-10 человек. Построить их по кругам так, чтобы члены команд стояли бы через одного, затем предложить игрокам запомнить членов своей команды. По сигналу мяч начинают передавать от груди одновременно капитаны одних и других команд. Еще один вариант: после передачи мяча партнеру бегом встать на его место. В этом упражнении необходимо не ошибаться в точности передачи мяча своему напарнику. Во избежание повреждения пальцев следует обращать внимание на правильность их положения перед ловлей мяча.
  2.Совершенствование броска мяча одной рукой в прыжке, в движении – 15 мин.    
  Построить игроков в 4 колонны, которые расположить на серединах боковых линий. Две колонны стоят лицом к одному щиту. Две другие – ко второму, мяч у первых номеров. Игрок ведем мяч к щиту, выполняет 2 шага и бросок по кольцу, подбирает мяч, передает его двумя руками сверху своему партнеру, а сам встает в конец колонны. После выполнения 15-20 раз команды меняются местами. Необходимо помнить, что вести мяч нужно той рукой, с какой стороны находишься от щита: если с правой, то надо брать мяч в руки под шаг правой ноги и сделав шаг левой ногой, в прыжке выполнять бросок в кольцо правой рукой. Если подходишь с левой стороны, то надо брать мяч в руки под шаг левой ноги, и сделав шаг правой ногой, в прыжке бросить мяч в кольцо левой рукой.  
  3. Обучение передачам мяча двумя руками от груди после ведения мяча, остановки и поворота. – 15 минут Построить игроков в 2 колонны в 4-5 м друг от друга за лицевой линией лицом к противоположному щиту. Мяч у одного из первых номеров. По команде первые номера начинают движение – тот, у кого мяч начинает ведение, его партнер выполняет бег боком вперед, пройдя 3-4 м ведущий мяч выполняет остановку прыжком, поворот вперед на 90 и передает мяч двумя руками от груди партнеру, сам двигается боком вперед. Его напарник также выполняет все эти технические действия. Дойдя до противоположной стороны лицевой линии они начинают двигаться в обратную сторону к места старта, где передают мяч вторым номерам. Направление поворота в дальнейшем можно варьировать по усмотрению игроков     Следить за правильным выполнением всех технических действий. При остановке прыжком надо оттолкнуться одной ногой и прыгнуть вперед, следя за тем, чтобы во время полета ноги как бы опережали туловище и произемлялись одновременно. Поворот выполнять на согнутых ногах с переносом центра тяжести на переднюю часть стопы опорной ноги. Поворот можно выполнять как вперед, так и назад. Использовать различные временные варианты выполнения задания.
     
  4. Проведение эстафеты. – 20 мин. Разбить игроков на команды и построить их в колонну по одному за лицевой линией лицом к противоположному щиту. Мяч у первых номеров. По сигналу они начинают ведение, не дойдя 3-4 м. до лицевой линии, останавливаются прыжком и бросают 5 раз по кольцу одной рукой от плеча. Назад игроки также ведут мяч и передают его вторым номерам в руки. Победитель в эстафете определяется по количеству точных попаданий всех членов команды. У кого их больше, тот и победил.
Заключительная 1. Бег в медленном темпе 2. Упражнения на восстановление дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.
  Занятие № 7  
Подготовительная 1.Построение, перекличка. Объяснение цели и задач урока. 2.Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3.Специально-подготовительные упражнения.   20 мин. Следить за изменением своего состояния, работоспособности, постараться соотносить их с предыдущими занятиями. Выполняя упражнения, следует ориентироваться на ощущения соответствующие выполненным ранее подобным заданиям. Уделить внимание состоянию основных групп мышц.
Основная 1.Обучение передвижению в защитной стойке – 10 мин. Разбить игроков в 2 колонны по одному за лицевой линией в направлении противоположного щита. Один из первых номеров – водящий. Его напарник убегает приставными шагами в стороны и назад, его задача – не дать себя осалить рукой водящему.     2. Обучение передачам во встречном движении. – 15 мин. Разбить игроков на 4 колонны и построить их на боковых линиях по обеим сторонам от щитов так, чтобы две колонны были направлены лицом к двум другим. Первые номера из 2-х противостоящих колонн по сигналу бегут и передают мяч одной рукой от плеча первым во встречной колонне, а сами занимают место в ее конце. Игроки, получившие мяч, таким же способом передают его обратно уже второму номеру, а сами перебегают в конец первой колонны.   65 мин. Убегающий игрок должен убегать только приставными шагами, как только он перейдет на обычный бег, то считается проигравшим и становится водящим. Убегающему игроку, необходимо часто менять направление, использовать изменение скорости и неожиданные остановки. При беге приставным шагом вправо надо начинать с шага правой ногой в правую сторону, приставляя маховую левую ногу на некотором расстоянии от опорной ноги, влево – соответственно начиная шаг с левой ноги.   Расстояние между командами по мере усвоения упражнения рекомендуется постепенно увеличивать. Игрок, принимающий мяч, должен уже бежать навстречу, сделав не менее 2-3 шагов, поймать мяч и передать его в колонну, стоящую напротив. Обратить внимание на комфортную для игроков скорость выполнения движений, и возможное ее изменение к минимальным и максимальным значениям. Задания выполнять не в ущерб технике.
 
  3. Совершенствование броска после ведения - 15 минут Разбить игроков на 4 колонны и расположить их на середине боковых линий, 2 колонны лицом к одному щиту, 2 других – лицом к другому. Мячи у каждого игрока. По сигналу первые номера начинают ведение к щиту, выполняя два шага, проводят бросок в корзину. После броска, подобрав мяч, перебегают в конец рядом стоящей колонны. 4. Двухсторонняя игра 5х5 на одной половине площадки – 20 мин.   Во избежание получения травм, необходимо следить за тем, чтоб передача была точной и не очень резкой. При приеме и передаче мяча игроки должны выполнять длинный шаг, а не прыжок. Акцентировать внимание занимающихся на правильное в пространстве и во времени, выполнение двух шагов и на выпрямление бросающей руки.   По упрощенным правилам, следить, чтобы не было грубых нарушений правил.
Заключительная 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление Дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.
  Занятие № 8  
Подготовительная 1. Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2. Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3. Специально-подготовительные упражнения 20 мин. Следить за изменением своего состояния, работоспособности, постараться соотносить их с предыдущими занятиями. Выполняя упражнения, следует ориентироваться на ощущения соответствующие выполненным ранее подобным заданиям.
Основная 1.Обучение финтам без мяча. – 10 мин. Игроки делятся на три колонны. Две из них образуют коридор, с расстоянием 2-3 м друг от друга. Первый номер из третьей колонны по сигналу пробегает между игроками двух других колонн, имитируя перед ними движение в одну сторону, а обегают их в другую. Так бегут поочередно все игроки из третьей колонны.   65 мин. Вначале партнеры, стоящие в коридоре ведут себя пассивно, после нескольких повторений по мере освоения этого упражнения они начинают немного противодействовать выполняющим финты. Удобный временной режим выполнения на начальной стадии, с последующим чередованием различных временных вариантов выполнения заданий.  
  2. Обучение опеки игроков без мяча -10 мин. Разбить игроков на две команды, расположить их за лицевой линией по направлению к противоположному щиту. Упражнения выполнять по парам – сначала выполняют первые номера, затем – вторые и т.д. При опеке защитник должен поднять обе руки вперед-вверх перед нападающим, Внимательно следя за его ногами, что поможет эффективнее прогнозировать его действия. Быстро реагировать на движения соперника.
  Один из игроков в паре начинает перемещение из защитной стойки, другой должен повторять все его движения, стоя к нему лицом. Расстояние между игроками не должно быть менее 1-2 метров. Дойдя до щита, игроки бегом возвращаются на свои исходные места.   3. Обучение ловле мяча, отскочившего от щита – 20 мин. Игроки разбиваются на 4 колонны, две из которых встают на середине площадки на расстоянии 6-8 м. от щита по обе стороны от кольца, две других строятся так же у противоположного щита. По команде первые номера в каждой колонне начинают ведение к щиту, не добежав до него 2-3м., ударяют мяч о щит, в прыжке ловят мяч и, уже приземлившись, точным броском посылают мяч в кольцо. Подобрав мяч, передают его второму номеру в своей колонне, а сами бегом встают в ее конце. Выполнив по 10-15 бросков команды меняются местами.   4.Игра в баскетбол 3 х 3, 4 х 4 на одной половине площадки. – 20 мин. После того как игроки пройдут один круг, защитники и нападающие меняются ролями.     Выполняя этот прием нужно акцентировать внимание занимающихся на то, что мяч, отскочивший от щита, должен ловиться в прыжке, выполняемом максимально высоко. Руки при этом должны быть максимально выпрямленными в локтях. Предвидеть направление полета мяча после отскока.     Игра по упрощенным правилам, основными из которых являются – не допускать пробежек, выполнять бросок по кольцу с 2-х шагов, знать, кого опекаешь при выполнении защитных действий своей команды.
Заключительная 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия.   5 мин. Контроль состояния организма. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.
  Занятие № 9  
Подготовительная 1. Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2. Разминка (бег в среднем темпе + ОРУ в движении и на месте). 3. Специально-подготовительные упражнения. 20 мин. Следить за изменением своего состояния, работоспособности, постараться соотносить их с предыдущими занятиями. Выполняя упражнения, следует ориентироваться на ощущения соответствующие выполненным ранее подобным заданиям.
сновная 1.Обучение перехватыванию мяча у нападающего, ведущего мяч. – 10 мин. Разделить игроков на две колонны и построить их за лицевыми линиями, лицом к противоположному щиту. Работа в парах. Мяч у одного из первых номеров. По сигналу он начинает ведение, защитник, пристраиваясь к нападающему, бежит сначала сзади него, а затем быстрым рывком выходит к мячу и перенимает ведение. При движении в обратную сторону игроки меняются ролями.   2.Совершенствование передачи мяча во встречном движении. – 10 мин. Разделить игроков на две колонны и построить их на противоположных лицевых линиях по диагонали. Мяч у первого номера. По сигналу он начинает движение, передает мяч навстречу бегущему игроку, а сам бежит в конец противоположной колонны. Аналогичную передачу можно выполнять и в 4-х колоннах, двигаясь также по диагонали.   3. Совершенствование ловли мяча, отскочившего от щита. – 15 мин. Разбить игроков на 4 колонны и построить 2 колонны на линии штрафного броска у одного щита, две другие – у другого. Один игрок из каждой команды встает в 1, 5 – 2м от щита, мяч у первых номеров каждой колонны. Они бросают мяч в щит так, чтобы стоящие под щитом игроки могли в прыжке поймать мяч в отскоке от щита, приземлиться и в прыжке забросить его в корзину. После этого он же, поймав мяч, передает его следующему игроку, а сам встает в конец колонны. После этого происходит переход игроков – первые номера встают под корзину.   4. Совершенствование штрафного броска - 5 мин. Разделить игроков на 4 колонны и построить их по 2 колонны на линиях штрафного броска напротив обоих щитов. По одному игроку из колонн располагаются под щитом и подают мячи после бросков. Мячи у первых номеров всех колонн, они выполняют по 2 штрафных броска. Затем следует переход – бросающий встает под щит, подающий мяч - в конец колонны. 5. Учебная игра 3х3 на одной половине поля 2 тайма по 10 минут 65 мин. Защитник, следующий за нападающим, должен бежать в одном темпе с ним, выбрав подходящий момент, он выполняет широкий шаг ближней к сопернику ногой и, подставив руку для встречи мяча при отскоке от пола, старается овладеть им раньше, чем это сделает ведущий. Выбор точного момента для осуществления перехвата. Для обучения применять стандартные ситуации, и только овладев ими переходить к разнообразным вариантам.   Напомнить игрокам о том, что игрок принимающий мяч, должен уже бежать навстречу игроку, передающему мяч. Выбирать комфортную скорость передвижения.   Прыжок при броске должен выполняться максимально высоко, игрок должен как бы зависнуть в полете.   Штрафной бросок можно выполнять одной рукой от плеча, двумя руками над головой. Главное – нельзя переступать линию после броска. Максимально однообразить все этапы выполнения броска, как пространственные, так и временные, внося коррективы при неверном выполнении.
Заключительная 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление Дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.
  Занятие № 10  
Вводная 1. Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2. Разминка (медленный бег, ОРУ в движении и на месте). 3. Специально-подготовительные упражнения. 20 мин. Следить за изменением своего состояния, работоспособности, постараться соотносить их с предыдущими занятиями. Выполняя упражнения, следует ориентироваться на ощущения соответствующие выполненным ранее подобным заданиям.
Основная     1. Обучение передаче мяча сверху - 10 мин. Студенты построены по боковым линиям в колонны друг против друга. Мяч на вытянутых руках над головой, кисти слегка отведены назад и обхватывают мяч с боков, ноги слегка согнуты, одна чуть впереди. Мяч передаётся коротким, резким движением рук вперёд, кисти задают направление и скорость.     3. Совершенствование перехватывания мяча у нападающего, ведущего мяч. - 15 мин. Студенты работают в парах. Первые номера начинают ведение с боковой линии, вторые номера (защитники) выбегают им навстречу с противоположной боковой линии и стараются выбить мяч у ведущего. После того, как мяч перехвачен или первый номер прошёл с мячом до боковой линии, пары меняются ролями. 3. Обучение ловле мяча двумя руками над головой. - 10 мин. Построить студентов в 4 колонны по боковым линиям напротив друг к друга. Мячи у первых номеров колонн, стоящих на одной боковой линии. Студенты выполняют высокую передачу (из-за головы) колонне напротив. Студенты выполняют приём мяча с прыжком вверх. Поймав мяч, руки быстро сгибаются и мяч переносится к груди. Приземление происходит на полусогнутые ноги, одна впереди другой.   4. Совершенствование штрафных бросков -15 мин. Спортсмены построены в колонну у щитов, каждый выполняет по 10 бросков подряд.   5.Эстафеты -15 мин. Студенты построены в 4 колонны. Эстафеты с ведением и обводкой мячом фишек.     65 мин.   Следить за точностью передач. Мяч выпускается из рук примерно на уровне головы. В начале выполнения акцентировать внимание на движении рук, движении кистей рук, затем на слитном выполнении всего движения.     Не допускать ударов по рукам, толчков и грубых действий. Обманные движения начинать плавно, медленно с быстрым выполнением основного действия.   Руки подняты вперёд-вверх и слегка согнуты в локтях. Кисти образуют " чашу". Пальцы расслабленны, большие пальцы направлены друг к другу с расстоянием 3-5 см. Готовиться к приему мяча, делать уступающее движение руками. Своевременно расслаблять руки.   Броски выполнять одной рукой от плеча, двумя руками над головой. После каждой попытки мысленно анализировать работу своих мышц. Перед попыткой мысленно вспоминать мышечные ощущения, выполненные ранее и приведшими к попаданию в корзину.   Ведение мяча только правой рукой, только левой, со сменой рук.  
Заключительная. 1. Бег в медленном темпе 2. Упражнения на восстановление дыхания 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.    
    Занятие № 11  
Вводная 1. Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2. Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3. Специально-подготовительные упражнения. 20 мин. Все упражнения выполнять, используя метод «направленного прочувствования». Добиваясь восстановления ощущений соответствующих правильной реализации заданий. Обратить внимание на восстановление «чувства мяча».
Основная 1. Совершенствование передачи мяча сверху - 10 мин. Студенты построены в колоны по боковым линиям. Передача может выполняться и в прыжке. Ноги согнуты в коленях, во время прыжка мяч от живота выносится вверх.     2. Обучение вырыванию и выбиванию мяча-15 мин. Студенты разбиты на пары: а). стоят лицом друг к другу, обхватывают мяч обеими руками. По сигналу преподавателя стараются вырвать мяч у соперника.   б). один студент держит мяч перед собой, другой старается выбить мяч кистью руки, первый студент перемещает руки с мячом в различных направлениях.   3. Совершенствование опеки игрока - 10 мин. Студенты делятся на " четвёрки", двое из них - нападающие с мячом, двое -защитники, опекающие каждый своего игрока. Нападающие выполняют передачи в движении, стараются продвинуться к щиту и забросить мяч. Защитники не дают им такой возможности. 4.Учебная игра 3х3 на одной половине поля 2 тайма по 15 минут 65 мин.     Передача производится в наивысшей точке. Расстояние между противоположными колоннами может изменяться. Обратить внимание на синхронизацию работы рук и ног.   При выполнении приёма одна нога стоит впереди другой, делается вращательное движение корпусом в горизонтальной плоскости. Обратить внимание на взаимодействие в работе ног, туловища и рук.   Мяч выбивается ладонью сверху вниз, если он находится, ниже груди, и снизу вверх, если мяч выше груди. Быстрое выполнение движения.   Овладев мячом, защитники меняются ролями с нападающими. Сделать движение максимально резко, или обманным движением добиться результата.
Заключительная. 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Направлять внимание на прочувствование состояния мышц. Акцентировать внимание игроков на наиболее распространенные ошибки и способы их исправления, на важность воспитания у себя морально-волевых качеств – взаимоподдержку, решительность, смелость, целеустремленность.
  Занятие № 12    
Вводная 1.Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2.Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3.Специально-подготовительные упражнения. 20 мин. Следить за изменением своего состояния, работоспособности, постараться соотносить их с предыдущими занятиями. Выполняя упражнения, следует ориентироваться на ощущения соответствующие выполненным ранее подобным заданиям. Обратить внимание на функционирование организма и соотнести его с прошлыми занятиями. Сделать попытку определить изменения.
Основная 1. Обучение борьбе за мяч, отскочивший от щита -15 мин. Студенты делятся на четвёрки (пара нападающих и пара защитников). Мяч у нападающих. Они стоят на расстоянии 6 м. от щита. Один из них выполняет бросок в кольцо и оба стараются поймать мяч, если он не попал в корзину. Защитники стараются опередить их и овладеть мячом.   2. Совершенствование вырывания и выбивания мяча - 15 мин. 3. Совершенствование ведения мяча-15 мин. Студенты находятся под щитом за лицевой линией. Выполняя обводку линий области штрафного броска ведение начинается с правой стороны правой рукой. Обведя штрафную площадь, студент выполняет бросок в кольцо, ловит мяч и выполняет ведение левой рукой влево. Затемвыполняетбросок в кольцо левой рукой и передаёт мяч следующему.   4. Учебная игра по упрощённым правилам на одной половине площадки - 20 мин. Выполняется без толчков, не соприкасаясь с нападающими. Защитники встают спиной на пути нападающего. После 5 атак пары меняются ролями. Выбирать место удобное для подбора мяча. Рассчитать отскок, траекторию полета мяча и точку его перехвата.   Выбивание производится только ладонью.   После ведения вокруг штрафной площадки выполняется два шага и бросок в кольцо. Применять различные скоростные варианты выполнения задания.     Следить за основными правилами игры - исключить пробежки, выполнять броски в кольцо только из области штрафных бросков.
Заключительная. 1. Бег в медленном темпе 2. Упражнения на восстановление дыхания 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.  
    Занятие № 13    
Вводная 1.Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2.Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3.Специально-подготовительные упражнения. 20 мин. Следить за изменением своего состояния, работоспособности, постараться соотносить их с предыдущими занятиями. Выполняя упражнения, следует ориентироваться на ощущения соответствующие выполненным ранее подобным заданиям.
Основная 1.Совершенствование опеки игрока без мяча - 10 мин. Студенты построены на боковой линии парами. На боковой линии - нападающие, на расстоянии 1, 5 м. спиной к площадке - защитники. По сигналу преподавателя нападающие стараются обойти " своего" защитника, а те, приняв защитную стойку, не дают им возможности обойти себя. 2.Совершенствование выбивания мяча при ведении-10 мин. Студенты строятся парами на боковой линии. Первые номера начинают ведение правой рукой к противоположной боковой линии. Вторые номера, бегущие рядом, стараются выбить мяч левой рукой. На боковой линии они меняются ролями. Затем ведение выполняется левой рукой, а выбивание правой.     3.Учебная игра 2 тайма по 20 мин. 65 мин. Защитники двигаются приставными шагами на согнутых ногах лицом к нападающим. На противоположной боковой линии они меняются ролями.   При выбивании нельзя соприкасаться с ведущим мяч. При выбивании левой рукой мяч выбивается слева направо, правой - справа на- лево. Первоначально выполнять выбивание с отсутствием сопротивления соперника, в различных вариантах скорости. Затем переходить на более сложные задания.   В каждой команде даётся задание плотно опекать своего подопечного игрока, начиная с середины площадки.
Заключительная. 1. Бег в медленном темпе 2. Упражнения на восстановление дыхания 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.
  Занятие № 14.  
Вводная 1.Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2.Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3.Специально-подготовительные упражнения. 20 мин. Следить за изменением своего состояния, работоспособности, постараться соотносить их с предыдущими занятиями. Выполняя упражнения, следует ориентироваться на ощущения соответствующие выполненным ранее подобным заданиям.
Основная 1. Обучение основам быстрого прорыва -15 мин. Студенты работают в тройках. Студент с мячом стоит под щитом, лицом к нему. Два студента - на линии штрафного броска, боком к щиту и лицом друг к другу. Ударив мячом в щит, студент ловит мяч в воздухе и выполняет поворот к другому щиту. Во время удара мяча о щит, два других студента делают рывок к противоположному щиту и получают мяч. Затем выполняют передачу между собой и уходят за лицевую линию. Затем задание выполняет вторая тройка. 2. Совершенствование в борьбе за мяч, отскочивший от щита -10 мин. Повторить упражнение из 12-го занятия, только нападающих трое и трое защитников.   3. Учебная игра 2 х 20 мин.   65 мин. После 5-6 повторений добавить бросок в корзину после того, как студенты посредством ведения и передач достигнут противоположного щита. Обратить внимание на соответствие ускорению темпа ведения мяча. Использовать различные временные варианты выполнения заданий.     Применять стандартные и нестандартные варианты выполнения заданий.   Следить за соблюдением правил, не допускать толчков, соприкосновений с нападающими.  
Заключительная. 1. Бег в медленном темпе. 2. Упражнения на восстановление дыхания. 3. Построение. 4. Краткий анализ занятия. 5 мин. Акцентировать внимание на наиболее распространенные ошибки, дать домашнее задание. Анализ основных успехов и неудач занятия, определение причин, соотнесение с прошлыми похожими ситуациями, определение перспективы их исправлений.
  Занятие № 15  
Вводная 1.Построение, перекличка, объяснение цели и задач урока. 2.Разминка (медленный бег + ОРУ в движении и на месте). 3.Специально-подготовительные упражнения. 20 мин. Все упражнения выполнять, используя метод «направленного прочувствования». Добиваясь восстановления ощущений соответствующих правильной реализации заданий.
Основная 1.Обучение быстрому прорыву после штрафного броска- 10 мин. Студенты разбиты на тройки. а). Первый номер выполняет штрафные броски. Если второй бросок результативен, то второй номер, находящийся рядом, ловит мяч и передаёт первому номеру, который переместился к боковой линии. Первый номер делает длинную передачу третьему номеру, который начал быстрый рывок к щиту противника. б). Если второй штрафной бросок не попал в кольцо, то второй номер, стоящий ближе к щиту, в прыжке отбивает мяч назад, где уже должен оказаться первый номер.Поймав мяч, он посылает длинную передачу третьему номеру, который сделал быстрый рывок к щиту противника. 2.Совершенствование бросков - 10 мин. Студенты распределяются по всей линии трёхочкового броска у каждого щита. Выполняют броски в кольцо и меняются местами. 3.Учебная игра два тайма по 20 мин. Перед игрой в каждой команде назначаются игроки, выполняющие быстрый прорыв. Во втором тайме назначаются другие. 65 мин. Акцентировать внимание на точные и быстрые передачи, уходить в быстрый отрыв, убедившись, что партнёры овладели мячо





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.