Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогическая проблематика спортивной деятельности 1 страница






Удивительный характер спортивной работы, а именно, постоянное стремление к совершенствованию, привело к тому, что за всю историю спортивной деятельности огромное число проблем, стоящих на пути совершенствования всех разделов спортивной работы, было успешно решено. Несмотря на это, для продвижения вперед, необходимо решать другие, постоянно встающие перед тренером и спортсменом новые спортивные задачи. В деле совершенствования не может быть мелочей, поэтому любая составляющая спортивной работы важна и имеет свои трудности, а соответственно – особенности преодоления их.

Решение двигательной задачи, овладение спортивным движением, являются основой занятости студента-спортсмена, несмотря на все разнообразие движений применяемых в тренировочных и соревновательных выступления, они характеризуются всего по двум параметрам - временным и пространственным. Соответственно педагогу-тренеру и спортсмену необходимо максимально точно оперировать временными и пространственными показателями, как всего движения, так и минимальных его составляющих.

Необходимо отметить некоторые психолого-спортивные проблемы темпоральности: во-первых, проектирование пользования временем, во-вторых, восприятие и оценка свершившихся событий во временном выражении, в-третьих, сравнение прогнозируемых и свершившихся событий, во временном выражении. Все это в больших и малых временных интервалах, что представляет, гарантировано очень широкий диапазон, от долей секунды до нескольких лет. Причем, данные временные интервалы, необходимо отслеживать по всему спектру составляющих спортивной работы, а главное уметь оперировать ими и максимально точно и долго сохранять данное умение.

Любой вид деятельности, человеческой занятости имеет свои отличительные особенности, эти особенности во многом характеризуют данную деятельность, выделяют ее из ряда прочих, требуют к себе соответствующего внимания. Это вовсе не обозначает, что характерные особенности могут быть присущи только одному виду занятости. Например: командный характер спортивной деятельности наиболее яркая отличительная черта физической культуры и спорта, конечно же, присутствует и в других формах занятости человека, но в спорте она проявляется наиболее ярко, более того без командного характера спортивную деятельность представить просто невозможно. Еще одна отличительная черта физической культуры и спорта – это стремление к лидерству.

Стремление в чем-либо быть лучше другого, черта, заложенная в каждом человеке, но в спортивной деятельности она приобретает особое значение. Необходимо широко понимать проявления лидерства в физической культуре и спорте, это не только высшие ступени на мировых аренах. Опередить ближайшего соперника, превзойти свой результат, оказаться сильнее соперника в психологическом противостоянии, преодолеть эмоциональный пресс, лучше подготовить инвентарь, повысить тактическое мастерство, и это только небольшая часть разнообразных форм проявления лидерской направленности. Спортивная деятельность представляет не только огромные возможности для реализации лидерских устремлений, но и в тоже время предъявляет значительные требования к их достижению. По сути, это главная задача физической культуры и спорта, совершенствование, стремление стать лучше, лучше других, лучше себя прежнего, т.е. в любом случае лидировать.

На наш взгляд, учитывая выше сказанное, именно с этих позиций необходимо строить учебно-тренировочную работу со студентами, занимающимися в спортивном отделении. Физическая и функциональная подготовка, разделы спортивной работы, которым отдают предпочтение многие преподаватели и тренера, равно как и остальные составляющие спортивной подготовки, в конечном итоге, направлены на развитие и удовлетворение лидерских устремлений спортсменов. Многогранное значение слова «лидерство», в спортивной деятельности, в конечном счете, предполагает успех, любой более или менее значимый успех предполагает множество порой малозаметных достижений, т.е. улучшений многих составляющих спортивной подготовки. В развитии лидерских устремлений спортсменов, на наш взгляд, принципиальное значение имеют два фактора, фактор постановки целей и фактор времени их достижения.

Существование больших, значимых целей должно сочетаться с целым рядом последовательных, более мелких целей, обеспечивающих их достижение, равно как все это должно быть правильно распределено во времени.

Из выше сказанного вытекает следующее требование при подготовке спортсмена – последовательное формирование целеустремленности, реализация которого возможна при постоянном наличии у спортсмена как больших, значимых целей, так и целей на изменение мельчайших составных частей подготовки и поведения спортсмена. Все это необходимо осуществить в определенной последовательности и продленности во времени, причем постановка целей, подготовка и достижение их имеют ряд специфических особенностей, без соблюдения которых эффект данной работы будет минимален. К данным особенностям можно отнести, во-первых, значимость поставленных задач, они должны быть необходимы, важны и значимы в первую очередь для самого спортсмена. В спортивной деятельности, как уже было отмечено выше, имеющей командный характер, при соблюдении данного требования часто возникают ситуации определенного конфликта, т.е. ситуация выбора, определения и следования к цели более важной для команды или для личности спортсмена.

Для успешного выхода из обозначенной ситуации необходимо соблюдать вторую особенность, всегда сохранять направленность внимания на сознательный характер определения целей и выбор средств их достижения, имеется ввиду, конечно же осознанность выбора в первую очередь самим спортсменом.

Спортсмен всегда должен принимать посильное участие в постановке спортивных и жизненных целей, определении средств их достижения, это обеспечит сознательность, а не «навязанность» выбора, исключит давление авторитета тренера, позволит обеспечить уверенность в своих действиях, немаловажным будет факт интеллектуального восхождения самого спортсмена при данной постановке работы. На практике многие тренера, к данной особенности, с должной мерой серьезности начинают относиться при достижении спортсменом определенных (чаще всего высоких) результатов, а так же при достижении определенного возрастного уровня. Это означает, что порой значительный период спортивной жизни занимающихся спортом может практически выпадать из активного освоения спортивной программы.

В-третьих, цели должны быть разнообразными и не только в рамках спортивной деятельности, но и в рамках всей жизнедеятельности спортсмена. Вновь просматривается определенная однобокость в работе со спортсменами многих тренеров, мы имеем в виду приоритетное обращение их внимания к достижению целей непосредственно влияющих на результат, это в первую очередь, конечно же, физическая, а так же психологическая, тактическая подготовка, восстановительные мероприятия, подготовка спортивного инвентаря и т.д. Типичным явлением становиться осознание спортивными работниками необходимости разнообразных знаний, как для общего развития спортсмена, так и для спортивного восхождения занимающихся, но как правило реализация данного суждения оставляет желать лучшего. Практика показывает, что на современном этапе развития спорта спортсмену необходимы знания многих наук, психологии, физиологии, физики, химии, истории своего вида спорта и т.д., для более эффективного построения тренировочного, соревновательного и восстановительного процессов. Спортсмену необходимы знания по этике и эстетике и во многих видах спорта данные знания определяют успешность выступления, так же во всех видах спорта необходимо соблюдение нравственных требований и в целом ряде видов спорта их недостаточное соблюдение несет разрушительный характер (единоборства).

Данное разнообразие необходимых для спортивного прогресса целей, предполагает соответствующее временное обеспечение их реализации, и любой дисбаланс в этом обеспечении, будет нести негативные последствия.

Связующим звеном, выше перечисленных принципов, является темпоральный фактор, представляющийся нам объединяющим, во времени не просто происходят все события, эффективность всех событий и явлений напрямую будет зависеть от расположенности и продленности их во времени. Поэтому строить работу по направленности на достижение лидерских планов спортсменами, необходимо учитывая соблюдение выше приведенных принципов, но их эффективность будет напрямую зависеть от их реализации во времени. Своевременность, в формировании лидерских устремлений, в достижении успешности в спорте, приобретает первостепенное значение и все-таки, учитывая все выше сказанное можно смело констатировать еще одну строгую закономерность – взаимосвязь личной успешности и успешности общества.

Каждый человек видит смысл своей жизни в реализации, прежде всего, личных планов и целей, и соответственно стремится к большей свободе действий, что может привести к рассогласованности с действиями общества. Поэтому общество заинтересованно в том, чтобы человек осознавал необходимость реализации не только личных потребностей, но и общественных и умел подчинять личные интересы общественным, и делал бы это соотношение оптимальным, не в ущерб себе.

Социальное состояние общества создает необходимые стартовые условия для развития человеческого капитала, чем большими возможностями обладает общество, тем больше возможностей для овладения навыками и способностями обладает человек, тем наиболее оптимальным способом он может их использовать и тем большую ценность он представляет для общества как социальной системы.

Ситуация когда социум «работает» на личность, а личность на общество не просто общепризнанна, для спорта она имеет определяющее значение, причем в самом широком смысле определения слова социум.

Существует теория смены власти, а соответственно успешности, по мере развития человечества, власть физической силы сменилась властью экономической, которая соответственно меняется на власть знаний, власть информации. Несомненна необходимость наличия всех этих составляющих, как в жизни общества, так и в жизни отдельного человека, можно лишь отдавать приоритет тому или другому на определенных этапах развития общества и человека. В становлении личности важна своевременность всех перечисленных составляющих, физическое развитие должно обеспечиваться с самого рождения, и своевременно быть обеспечено экономически, равно как уровень овладения и использования знаний зависит не только от представленного их объема, но в большей степени от своевременности и последовательности овладения ими.

Успешное общество должно обладать перечисленными выше составляющими и для обеспечения динамики успешности, своевременно обеспечивать всех членов общества необходимыми условиями, соответственно уровень обеспечения условий для физического, экономического и информационного развития человека наиболее точно характеризует и успешность общества, и его перспективную направленность.

«Успех» и «неудача» относятся к центральным понятиям биографического проектирования личности. Их можно рассматривать как смыслообразование процесса жизненного достижения и соответственно как показатели его качества, а также показатели динамики достижения этого качества.

Успех – это, прежде всего, удача в достижении целей, осуществлении желаний, а в конечном счете показатель эффективности любой деятельности, жизненного этапа и жизни в целом.

Преуспевающий человек всегда добивается планируемых целей, несмотря на противодействующую силу обстоятельств и разнообразные препятствия, которые в основном предполагаются и к преодолению которых человек готовиться.

Успех и неудача во многом субъективные понятия для личности в частности, что нельзя также рассматривать применительно по отношению к данным понятиям общества. Неудача для личности, может выглядеть успехом в общественном мнении, и наоборот.

Жизнь любого человека – это череда успехов и разочарований самого разнообразного характера, это можно сказать и о процессе обучения, в котором нельзя обойтись без неудач, равно как всегда присутствует определенный успех. Задача, которая стоит перед каждым человеком – это как сделать соотношение удач и неудач в свою пользу. С точки зрения темпоральности, успех и неудачу можно рассматривать как констатацию свершившихся событий, на первый взгляд, это только оценка результатов своих действий, т.е. объект внимания – прошедшее время. Действительно, первоначальная реакция человека на любой успех или неудачу чаще всего предполагает обращение к самому факту события, с последующим проникновением в более далекое прошлое, к истокам, причинам удачи или поражения. Это типичная, но не единственная форма, хотя и она, и диаметрально противоположный ее вариант, предполагают на основе удачи или неудачи проектирование дальнейших событий. Повторить удачные действия или избежать похожих, нежелательных событий невозможно, акцентируя внимание только на их причинах или на предполагаемых планах. Необходимо постоянно помнить, что любой дисбаланс в функционировании возвратной или перспективной форм внимания к причинно-следственным связям, чреват повторением ошибок.

Приоритетно анализируя только свои, выполненные ранее действия, без интерпретации их к изменившимся или возможности изменения условий в будущем, а также не внося коррективы в стоящие впереди цели, личность лишается возможности выхода на новые рубежи.

Преобладание внимания к определению новых целей, без подкрепления соответствующих изменений в действиях и поступках, ведет к еще более негативным последствиям. Оторванность от реальных событий, стремление к необоснованным целям, давно получило неблагозвучное определение – прожектерство, положительная черта личности, обладающей названным качеством, только в одном: постоянное наличие новых перспективных устремлений в любых ситуациях, которые, увы, часто так и остаются недостижимыми устремлениями, стремительно меняющими друг друга.

Для общества, в целом, и для личности, в частности, существует огромное разнообразие форм и проявлений успеха или неудачи, но объединяющим для всех их является временной фактор, равно как во многом он является влияющим или определяющим успех или неудачу.

Преуспевающий – не только превосходная степень оценки приближения человека к цели, но и (успевающий), т.е. делающий все своевременно, вовремя. Данный филологический нюанс обозначает суть достижения успеха, кроме интеллектуальных, волевых и других качеств и способностей человека, во главу угла встает фактор времени, только при верном использовании времени возможна реализация личностных устремлений. В альтернативе преуспевающему человеку, неуспевающий, неудачник, вновь характеризуется, в первую очередь, по темпоральным параметрам: не успел, что-либо сделать, сделал не вовремя, недостаточно уделил внимания, недостаточно приложил усилий, и это не просто характерологический портрет данной личности, это причина его неуспешности. Умение использовать время никак нельзя отнести к врожденным, генетическим задаткам, данный личный капитал можно рассматривать как производную общественного, исторически сложившегося капитала использования времени.

Пользование временем процедура, предполагающая безграничное ее совершенствование, поэтому всегда есть прецедент относительно чего рассматривать свою успешность или неуспешность.

Данная процедура сравнения дает возможность выявить положительные и отрицательные моменты во времяпользовании, сравнение помогает определить изменения необходимые для достижения новых целей и постановку их, позволяет найти свой путь. Поэтому если при сравнении своего времяпользования с времяпользованием окружения не обнаруживается разница, или она отрицательная, не в пользу объекта для подражания, необходим другой ориентир, так как для обеспечения прогресса требуются положительные примеры.

Из данного предположения логическим выводом следует зависимость результатов действий человека от его умения пользоваться временем, сопоставлять свои действия, их продолжительность, своевременность, последовательность с необходимыми величинами, влияющими на результат и определяющими его. Роль личности в решении данной задачи переоценить невозможно, также как очевиден факт приоритетного влияния на рассматриваемые умения человека, формирующего влияния окружающего его социума. Пользование временем окружающего социума непременно, в той или иной степени, оказывает свое влияние на всех его членов, тем более на личность, которая находится на этапе своего становления. Причем, становление можно рассматривать не только как развитие человека в период младенческого, детского и т.д., возрастов, но и становление школьника, студента, спортсмена, профессионала в любом виде деятельности. Различные виды самой разнообразной, новой для овладения конкретным человеком деятельности, объединяет наличие в них отличительных, во многом незнакомых, особенностей в пользовании временем, характерных именно для данной деятельности. Соответственно тот человек, который быстрее адаптируется к временным особенностям новой деятельности будет более успешным в овладении ею.

Можно констатировать факт постепенного увеличения количественного и качественного наполнения пользования временем, характерного для развивающегося индивида, от времени питания, бодрствования и сна у новорожденных, до чрезвычайно разнообразных, удивительно точных и от того значимых и определяющих успешность в деятельности многих профессий временных дефиниций. В первом случае часы и минуты не имеют порой существенного значения, то во втором, секунды и доли секунды имеют решающее значение, определяя наш профессионализм, уровень компетенций, а соответственно и занимаемое положение в коллективе, уровень успешности.

Следующее место, после влияния окружающего социума на манеру времяпользования человека, на наш взгляд, занимает операция сравнения результатов деятельности, причем только сравнения здесь явно недостаточно, и если мы говорим о совершенствовании использования времени, то для его совершенствования необходима череда операций, также имеющих временное наполнение. Человеку, находящемуся в «настоящем времени», необходимо оценить результат своей деятельности, определить его зависимость от запланированных и реально произведенных в прошлом действий, на основании данных операций наметить цели и средства их достижения в будущем. Выполнение всех этих составляющих обязательно, причем в непременном балансе всех временных составляющих (прошлое, настоящее, будущее), по всем показателям успешности, на всех уровнях функционирования, избегая каких-либо обособлений.

Столь же значимое место занимает еще более сложная операция сравнения эффективности своей деятельности с деятельностью окружающих, особенно являющихся объектом подражания, и одной из основополагающих позиций отражения является временная характеристика выполняемой деятельности и ее составляющих. Отсюда велико значение особенностей пользования временем спортивного педагога, лидеров команды, нельзя требовать от остальных строгого соблюдения временных правил спортивной деятельности, если они не соблюдаются теми, кто должен быть примером для подражания. Причем, начинающими копируются не только временные особенности поведения, но и технические, тактические и т.п., временные особенности формальных и неформальных лидеров.

Самое загадочное явление в мире – время, соответственно не простым является и умение оценивать время, пользоваться временем, а тем более, обучать этим умениям. И вновь, обучение предполагает успех, а успех во многом предполагает своевременность, своевременность не только в овладении чем-либо, но и своевременность в последовательности определенных действий.

Необходимым условием констатации успеха является общественное признание, т.е. признание результата деятельности личности окружающими людьми, и вновь фактор времени занимает главенствующую роль. Значение своевременной реакции на успех студента-спортсмена, например, родителями, руководством учебного заведения переоценить просто невозможно, более того, именно такую констатацию успеха можно рассматривать как окончание определенного этапа и стимул для совершения новых действий, направленных на последующие достижения. Можно вывести своеобразную формулу: своевременно выполненные действия, приводящие к успеху, необходимо своевременно констатировать как причину успеха или как, соответственно, причину неудачи в противном случае.

Социальное признание и социальный пример, на наш взгляд, основной фактор формирования манеры пользования временем, это несомненно, теоретические закономерности, национальные традиции, правила, опыт поколений, знание которых, порой, не гарантирует принятие их личностью. Трудность заключается в необходимости совпадения времяпользования ближайшего окружения личности с времяпользованием широкого окружения, т.е. социума студенческого окружения, спортивной группы, вузовского коллектива, и т.д., вплоть до времяпользования государства. Данная взаимосвязь, в большей степени, нам видится тормозящим фактором в деле прогресса в совершенствовании пользования временем в масштабах большого социума, в тоже время обеспечивает определенную, можно сказать, жесткую, зависимость и стабильность характерного для общества уровня времяпользования.

Личностный опыт в пользовании временем, на наш взгляд, наиболее трудно приобретаемый, и еще более трудноизменяемый багаж, затруднения заключаются в проблеме преодоления принятого уровня пользования временем окружающего социума, как ближайшего, так и социума в самом широком его понимании. Интеллектуальный уровень окружения можно превзойти, серьезно интересуясь определенной проблемой, индивидуально занимаясь с литературными источниками, систематизируя опыт специалистов, проводя опыты и эксперименты, выбирая и реализуя новые пути для решения старых задач. Превысить физический уровень своего окружения, при соответствующем желании, также не представляет серьезных трудностей, в истории человечества и спортивной деятельности тому множество ярких подтверждений. Все эти перечисленные перемены порой происходят не только незаметно, безболезненно для человека, но и доставляют определенное удовольствие и удовлетворение. Радикально изменить манеру пользования временем трудно вдвойне, во-первых, необходимо «сломать» свой стереотип в пользовании временем, во-вторых, преодолеть негативное влияние социума при несовпадении с его времяпользованием.

Необходимо отметить такое явление, как изменение отношения личности к успешности, это может быть привыкание к ней, недооценка или гипертрофированное выделение ее, данные процедуры также подвержены изменениям во времени. Наверное, самая большая потеря для человека – это потеря интереса к чему-либо, в нашем случае потеря интереса к успеху, успешности в чем-либо, трагична для личности, а соответственно и общества.

Наряду с мощными средствами физической культуры и спорта такими как, физические упражнения, гигиенические факторы и оздоровительные силы природы, позволяющими решать задачи стоящие перед физической культурой и спортом, необходимо особое внимание уделять фактору времени, как основному средству достижения успеха.

Спортивная деятельность одна из немногих видов занятости человека достижения в которой, в конечном итоге, зависят только от самого исполнителя.

Очевидный и давно уже бесспорный факт, что в спортивной деятельности успех определяется не только физическими способностями, особенно на современном этапе, на первый план выходит интеллект спортсмена и работающего с ним тренера.

Оптимальное функционирование всех психических явлений и процессов – вот залог успешного спортивного выступления, а соответственно и направление тренировочной работы, а так как спортивная деятельность является частью, порой очень значительной, в жизни человека, она должна иметь свой план протекания, не противоречащий другим планам жизнедеятельности.

Самостоятельное планирование целей занятий спортом имеет свое логическое и во многом позитивное продолжение для начинающего спортсмена, а именно прогнозирование средств достижения намеченных целей. Если спортсмен сам выбирает для себя спортивные и связанные со спортом цели, то логическим продолжением данной процедуры будет и самостоятельный выбор средств их достижения. Необходимо уточнить выражение «самостоятельный выбор», как добиться цели конечно лучше знают тренер, бывшие и действующие спортсмены, опытное окружение начинающего спортсмена, их роль в его становлении, несомненно, велика, но это необходимо преподнести так, чтобы на основе полученной от них информации выводы сделал сам начинающий спортсмен. Другие варианты будут выглядеть как давление на спортсмена и могут привести к обратному эффекту.

Характерной особенностью данного периода и состояния будущего спортсмена является стремление к определенному успеху, которое в свою очередь можно охарактеризовать, в подавляющем большинстве как – реально-завышенное. Такое планирование имеет двоякое значение, во-первых, – несомненный минус в том, что при реальном обращении к спортивной деятельности чаще всего не все, и чаще всего не так, очень многое из реально свершившегося, будет выглядеть в «розовом цвете».

Соответственно, чем больше разница между планируемым и реальным, а эта разница в большинстве своем будет иметь определенное несоответствие, тем более вероятность прекращения занятий. Второй же момент, и мы его можем охарактеризовать только положительно, это стремление к высокой, значимой для данного человека цели, достижение которой требует максимального напряжения и упорства, что непременно осознает сам спортсмен.

Следует отметить порой парадоксальное отношение к цели занятий спортивной деятельностью, а следовательно и планированию ее достижения. Занятия спортом, несущие большое разнообразие в развитие человека, способствующие гармоничному и всестороннему формированию личности спортсмена, приоритетно рассматриваются, как возможность показать какой-либо, прежде всего, спортивный результат. Следовательно, планирование предстоящей деятельности в основном сводится к решению приоритетной задачи, задачи спортивного прогресса. На наш взгляд, очевидно явное несоответствие: всестороннее развитие личности с одной стороны и сверхзадача – достижение спортивного результата с другой, особое внимание при достижении которой уделяется физическому развитию спортсмена. Итак, физическое и функциональное совершенствование, вот сверхзадача, решение которой видится в увеличении тренировочной работы и ее интенсивности. Так односложно и однообразно видят цель занятий спортом начинающие спортсмены и неопытные тренера. Спортивная история изобилует случаями, когда физически более одаренные спортсмены проигрывали своим оппонентам, которые превосходили их по другим составляющим спортивной подготовки. Не исключением является и баскетбол, история и настоящее которого имеет множество примеров подтверждающих, что в данной игре рост не всегда самое важное, как порой считают некоторые скептики.

Спортивная деятельность во всей широте ее обозрения предполагает постановку и достижение многих целей, это и психологическая подготовка, интеллектуальное развитие, знание истории своего вида спорта, владение спортивным инвентарем, знание особенностей спортивных снарядов и умение подготовить спортивный инвентарь, владение техникой, тактикой спортивной борьбы, знание особенностей питания и восстановления, и т.д. Соответственно все эти цели требуют конкретного планирования их достижения, спонтанное, ситуативное их решение никак не может соответствовать запросам темпам развития современного спорта и уровню спортивных достижений.

Сложность предстоящих для решения задач, а соответственно и сложность планирования их решений является гарантированно невыполнимой задачей для начинающего спортсмена в отдельности, более того, даже максимального приложения усилий тренера в этом направлении порой явно недостаточно. Тренер – самый опытный и знающий в спортивной секции человек и если его усилий недостаточно, то кто же может помочь? Спортивная секция – это в большинстве своем сложный конгломерат, который образуют спортсмены самой разнообразной подготовленности, и вновь мы имеем в виду, не только физическую подготовленность, а в первую очередь, выше перечисленные составляющие спортивной подготовки, которые помогают достичь и реализовать высокий уровень функциональной и физической подготовленности.

Командный характер спортивной деятельности, важнейшая особенность спорта, и показать его необходимо не только во время спортивного выступления, являющегося проверкой подготовленности спортсмена, а проявиться в соревновании он может, только если формированию его в спортивном коллективе уделялось постоянное и достаточно серьезное внимание.

Планирование – прерогатива самого спортсмена, но повлиять и направить его может как тренер, так и ближайшее, более опытное окружение спортсмена. В данном симбиозе, взаимной работы, начинающего и более опытного спортсменов нам видится огромная отличительная особенность спортивной деятельности.

При любой постановке работы, а также в зависимости от вида спорта, тренер не в состоянии все время находится возле спортсмена, контролировать и влиять на его действия, и большее количество тренировочного и соревновательного времени спортсмены находятся вместе, отсюда велико взаимовлияние в спортивном коллективе. Старшие, в спортивной секции, являются как бы связующим звеном между тренером и новичками, передавая установки тренера, они интерпретируют их с поправкой на свой, личный, спортивный опыт. В выигрыше остается не только начинающий спортсмен, практический опыт передачи знаний получает квалифицированный спортсмен, которому для поддержания своего имиджа необходимо продолжать свой прогресс, тренер получает возможность проверить, чему и как он научил своих учеников. Поэтому индивидуальное планирование необходимо рассматривать как сумму опыта социального планирования, интерпретацию его применительно к своим условиям и использование своего опыта, и все это в тесной взаимосвязи. Отсюда велико значение передачи опыта для предупреждения и исправления ошибок в процессе занятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.