Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности лидерства в больших группах (в социальных; в стихийных на примере толпы)






Лидерство в больших устойчивых груп­пах (социальных) - это прежде всего политическое лидерство, персонифицированное весьма яркими фигурами прошлого и настояще­го.

Влиятельность политических лидеров, особенно в странах с неустоявшими­ся еще демократическими институтами (как, например, в Рос­сии), зачастую детерминирована не психологическим (лично­стным), а финансово-административным (и, как производное, информационным) ресурсом. Психологический (т. е. собственно человеческий) фактор оказывает немалое влия­ние на процесс выдвижения политического лидера. Рассмотрим психологические аспекты политического лидерства. Один из таких аспектов - имидж политического лидера.

Имидж политического лидера рассматривался в диссертационной работе Р. Ф. Фурса, на основе анализа научных данных исследователь определяет имидж как эмоционально окрашенный образ-представление,

• во-первых, имеющий характер стереотипа;

• во-вторых, посредством ассоциаций наделяющий объект дополнительными ценностями (социальными, психологически­
ми, эстетическими и т. д.), не обязательно присутствующими в реальных свойствах самого объекта, но обладающими социальной значимостью для людей, воспринимающих такой образ.

Характеристики эффективного, «проходного» имиджа политического лидера: харизма; отношение к стране, народу, обществу; лидерское поведение; волевые качества; поведение в экстремальных ситуациях; личное обаяние; интеллектуальные, коммуникативные, нравственные качества, и т. д.

Дж. Кен­неди отнесен специалистами - экспертами в области полити­ческой истории к числу харизматических президентов США.

Лидер в толпе. Часто поведение толпы определяется наличием или отсутствием в ней лидера. Лидер в толпе может объявиться в результате стихийного выбора, а нередко — и в порядке самоназначения. Самозваный лидер обычно подлаживается под настроения и чувства людей толпы и сравнительно легко может побудить участников ее к поведению опре­деленного типа. Любое скопление индивидов инстинктивно подчиняется власти вождя. Герой, которому поклоняется толпа, поистине для нее — бог. В душе толпы преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. Толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно поко­ряется тому, кто объявляет себя ее властелином.

Люди в толпе теряют свою волю и инстинктивно обращаются к тому, кто ее сохранил. Всегда готовая восстать против слабой власти, толпа раболепствует и преклоняется перед властью сильной. Предоставленная самой себе, толпа скоро утомляется своими соб­ственными беспорядками и инстинктивно стремится к рабству.

Толпа столь же нетерпима, сколь и доверчива в отношении авторитета. Она уважает силу и мало поддается воздействию доброты, означающей для нее лишь своего рода слабость. Она требует от героя силы и даже насилия, хочет, чтобы ею владели, ее подавляли. Она жаждет бояться своего властелина. Власть вожаков очень деспотична, но именно этот деспотизм и заставляет толпу подчиняться.

Один из важных факторов, определяющих влияние лидера на толпу, — это его обаяние. Обаяние — вид господства какой-нибудь идеи или личности над умом индивида. Оно может складываться из противоположных чувств, например, восхищения и страха, и быть двух видов: приобретенное и личное.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.