Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Агрессия






Согласно психологическому словарю, " агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным)".

Психоаналитический подход в изучении агрессии. З. Фрейд утверждал, что поведение человека происходит из эроса – жизнеутверждающего начала в человеке, инстинкта жизни, поэтому агрессия в психоанализе рассматривается как инстинктивное поведение. Взгляд Фрейда на природу агрессии очень пессимистичен. Агрессивное поведение врожденное и неизбежное, так как происходит из инстинкта смерти, если оно не будет направлен вовне, то приведет к разрушению человека.

Эволюционный подход. Лоренц считал: агрессия имеет так же инстинктивное происхождение. Он так же утверждает, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь в течении времени. И чем большее кол-во энергии накоплено в организме, тем меньший стимул нужен для того, чтобы она " выплеснулась" вовне. Несмотря на то, что Лоренц, как и Фрейд, считал агрессию неизбежной, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля человека над поведением.

Теория социального научения. ( Бандура ) Основой теории служит тот факт, что знания о принесении вреда людям в своем большинстве не даются от рожд-я, он приобретены в процессе жизни, то есть люди должны научится вести себя агрессивно. Важный источник усвоения агрессии - прямое поощрение такого поведения. Агрессия будет проявляться все чаще, если будет получать положительное подкрепление.

Теория фрустрации – агрессии. (Доллард). Ф рустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме и " агрессивность является реакцией на ситуации фрустрации".

43. Психология общения

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информации познавательного или оценочного характера.

О. Может быть межличностным (непосредственное общение людей в группах) и массовым (коммуникация опосредованная СМИ), межперсональное и ролевое.

В О. Люди проявляют свои психологические качества, но эти качества не только раскрываются в общении, они в нем формируются. Общаясь с другим, человек усваивает общественный опыт (т.е.О.Становится фактором психического развития)

Функции О. - связующая; формирующая (способствует изменению психики); подтверждающая (в общении человек получает возможность утвердиться); организация и поддержание межличностных отношений;

Общение человека наедине с собой.

Стороны общения-

· Коммуникативная – обмен и передача информации. Модель коммуникативного процесса по Лассуэллу: кто передает сообщение – коммуникатор, что передается – сообщение, как осуществляется передача – канал, кому направлено сообщение – аудитория, с каким эффектом – эффективность.

Средства коммуникации – вербальная (знаковая система – речь, кодирование, декодирование), невербальная оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пералингвистическая (система вокализации); экстралингвистическая система (включение в речь пауз, смеха, плача, темп речи); пространство и время (размещение партнеров лицом друг к другу).

Важной частью коммуникативной стороны О. Являются коммуникативные барьеры (языковые, культурные, возрастные, профессиональные и т.д.).

· Перцептивная сторона О. – восприятие людьми друг друга и установление взаимопонимания. В ходе социальной перцепции происходит – эмоциональная оценка другого, понимание причины его поступков, прогноз поведения, собственная стратегия поведения.

Механизмы взаимопонимания в процессе О. –

· идентификация – уподобление другому, поставить себя не его место;

· эмпатия;

· аттракция – формирование позитивного чувства к другому;

· рефлексия – самопознание;

· казуальная атрибуция – прогнозирование поведения;

· социальный стереотип – устойчивый образ.

Интерактивная сторона О. – организация совместного взаимодействия.

Известны следующие способы описания структуры взаимодействий.

1. Теория социального действия (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс). Фиксировали некоторые компоненты взаимодействия (люди, их связь, воздействие друг на друга, их изменения), искали детерминирующие факторы мотивации действий во взаимодействии. Теория Парсонса - попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры социального действия. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность в широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт, а из них впоследствии складываются схемы действий. Считается, что это направление приводит к утрате социального контекста, поскольку в нем все богатство социальной деятельности (всей совокупности общественных отношений) выводится из психологии индивида.

2. Описание ступеней развития взаимодействия. При этом взаимодействие расчленяется не на элементарные акты, а на стадии, которое оно проходит (Я. Щепаньский). Основное понятие - социальная связь, которая может быть представлена как последовательное осуществление: пространственного контакта, психологического контакта (взаимная заинтересованность), социального контакта (совместная деятельность), взаимодействия (систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера и социального отношения (взаимно сопряженных систем действий).

3. Транзактный анализ (Э. Берн) - направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование из позиций, а также учета характера ситуаций и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из позиций, условно обозначаемую как: Родитель, Взрослый, Ребенок (позиции не связаны с социальной ролью, это психологическое описание стратегии взаимодействия). Взаимодействие эффективно, когда трансакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: Взрослый-Взрослый. В случае пересекающихся диспозиций взаимодействие нарушается и может прекратиться: например, Взрослый - Родитель. Взаимодействие эффективно при адекватном понимании ситуации и адекватных действиях в ней. Э. Берн уделяет особое внимание различным ритуалам, полуритуалам (развлечениям) и играм.

Типы взаимодействий – кооперация, конкуренция, индивидуализм, альтруизм, агрессия, равенство. Трансактный анализ Берна.

В отечественной психологии единство О. И деятельности – О. Как коммуникативная деятельность, рассмотреть не сам акт О. И даже не способ, а содержание О. (предмет О.)

Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.

Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.

Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.

Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.

Эффект ореола. Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения – процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

К средствам общения относятся:

1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю " стол", я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, – это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, " субъективный" смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.

5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют " социальным интеллектом", " практически-психологическим умом", " коммуникативной компетентностью", " коммуникабельностью".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.