Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости






Нет однозначных решений проблемы определения критериев и показателей уровней воспитанности.

В.И. Журавлев, например, определяет критерии как научно обоснованные эталоны, по которым устанавливается степень достигнутого в развитии, формировании, обучении, воспитании учащихся. А показатели - как явления, характеризующие уровень развития личности, ее обученность, воспитанность, наблюдаемые визуально и устанавливающие меру реализации на практике выработанных у школьников навыков и умения поведения, знаний. Критерий выражает сущностные изменения объекта и представляет собой знание предела, полноты проявления его сущности в конкретном выражении. Это средство - необходимый инструмент оценки, но сам он оценкой не является. Но, как отмечает А.К. Маркова, " выбор критерия во многом определяется практическими интересами, заключающимися в достижении компетентной, максимально результативной и в то же время приоритетно наиболее значимой для психолога деятельности. В этом случае он может быть представлен как научно обоснованная " модель", характеризующая сущность профессиональной деятельности практического психолога, совокупность знаний о ней, через которую она максимально выражена, или же, как сумма знаний о реальных достижениях и возможностях оптимизации этой деятельности" (Н.Е. Щуркова так определяет, что такое показатель: " то, что доступно восприятию, то, что " показывает" наличность чего-либо").

Среди основных показателей воспитанности ею выделяются следующие: внешний вид ребенка; мимический и пластический образ; речь; поведение, складывающееся из отдельных поступков; избирательная деят-сть; реакции на социальные явления; система его взаимоотношений с окружающими; качественность его предметной деят-ти;

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ - способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели – воздействуют на других людей-воспитанников с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Прямые - включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Косвенные - содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитателя.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразования ее.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, обличающие или затрудняющие принятие им других псих. влияний.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека.

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны.

Методов воспитания чрезвычайно много. Систематизация методов также нужна для лучшего запоминания.

Классификация методов по источникам передачи содержания.

Группа методов I. – словесные – рассказ, беседа, инструктаж и тд.

Группа методов II. – практические – упражнения, тренировка, самоуправление и др.

Группа методов III. – наглядные – иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.

Классификация методов на основе простейшей структуры личности (Г.И. Щукина)

1. формирования сознания; 2. формирования поведения; 3. формирования чувств и отношений.

1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений. Среди этой группы методов центральное место занимает Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов.

2. Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы. Человек - субъект деятельности, в том числе и познавательной. Поэтому в процессе познания он не только созерцатель, но и деятель. Метод упражнений - это метод управления деятельностью школьников при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания) М етод упражнений в воспитании реализуется через поручения. дело

3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия.

ИНСТИТУТЫ ВОСПИТАНИЯ - общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее чувствительные для нас институты воспитания — это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка.

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

а) Задачи воспитательной работы с детьми дошкольного возраста: - развитие любознательности, являющейся основой познавательной активности ребенка; - охрана и укрепление здоровья детей; - формирование навыков культурного поведения; - воспитание любви к родному краю; - воспитание толерантного отношения к людям другой национальности; - развитие интереса к труду, воспитание навыков трудовой деятельности; - обогащение духовного мира детей средствами искусства.

б) Задачи воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста: - развитие пытливости ума, умения наблюдать, рассуждать, обобщать сведения об объектах и явлениях окружающего мира; - освоение знаний об окружающем мире, о человеке; - воспитание патриотических чувств; - воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; - развитие потребности проявлять заботу о других; - развитие умения видеть красивое в природе, труде, искусстве, поступках людей; побуждать ребенка совершать добрые поступки в жизни; - воспитание толерантного отношения к людям другой национальности.

в) Задачи воспитательной работы с подростками: - дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации; -; - формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности; - воспитание умения отстаивать нравственные идеалы и противодействовать их разрушениям.

г ) Задачи воспитательной работы с юношеством: - освоение системы знаний о различных сферах человеческой деятельности, в том числе экономической, необходимых для выполнения социальной роли человека и гражданина; -; - закрепление и обогащение опыта совершения социально-значимых поступков; - воспитание толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания; - формирование умения противодействовать асоциальным проявлениям

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.