Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема соотношения и взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека.






Одним из факторов психического развития ребенка является социальная среда. * Обучение - целенаправленная, последовательная передача общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества.

* Воспитание - процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в т.ч. специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.

В процессе усвоения ребёнком социального опыта и происходит психическое развитие человека. Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Характеристики развития: необратимость, прогресс/ регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения.

Проблема соотношения развития и воспитания впервые была поставлена Л.С. Выготским, в 1935 году была опубликована статья «Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте». В этой статье Выготский проанализировал подходы к решению данной проблемы, которые сложились на тот период, выделил 3 группы решений проблемы:

1. О независимости детского развития от процессов обучения ( Ж. Пиаже, А. Гезелл, 3. Фрейд) – т.е. отрицание связи между обучением и развитием ребёнка. Развитие должно совершить определенные законченные циклы, т. е. ребенок функционально должен созреть прежде, чем можно приступить к его обучению, прививая ему необходимые знания и навыки. Нельзя обучать грамоте годовалого ребёнка. Нельзя обучать письму ребёнка в 3 года. Циклы развития всегда предшествуют циклам обучения. Обучение надстраивается над развитием, ничего не меняя в нем по существу. Развитие создаёт возможности – обучение их реализует.

2. О бучение и есть развитие, обучение – синоним развития (В. Джемс, Дж.Уотсон - бихевиористы, Н.А. Менчинская) Ребёнок развивается в меру того, как он обучается. Ребёнок развит ровно настолько, насколько он обучен. Любое обучение развивающее, поскольку обучение детей, например, каким-либо математическим знаниям может приводить к развитию у них ценных интеллектуальных привычек.

3. Р азвитие как двойственный процесс (К. Коффка - гештальтпсихология) – развитие как созревание и развитие как обучение. Теория сохраняет две предыдущие: обучение может идти не только вслед за развитием (1 точка зр.), не только нога в ногу с ним (2 точка зр.), но обучение может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нём новообразования.

Выготский сформулировал *четвёртый вариант решения проблемы соотношения психического развития и обучения. Согласно его точке зрения, обучение должно идти впереди развития и вести его за собой! Л.С.Выготский разработал учение о двух уровнях умственного развития ребёнка: УАР (уровень актуального развития – который сложился в результате завершившихся циклов развития) и ЗБР. Показатели УАР: обученность (знания, умения, навыки), развитость (ПФ), воспитанность (нравственные знания и поступки, поведение). ЗБР (зона ближайшего развития)– это «что ребёнок сегодня делает с помощью взрослых, а завтра он сумеет сделать самостоятельно». Показатели ЗБР: обучаемость, развиваемость, воспитуемость.

На основе учения Л.С. Выготского была разработана теория развивающего обучения отечественными психологами в 60 – 70 гг. 20 века Вас.Вас.Давыдовым и Л.Вл.Занковым. Р азвивающее обучение – это обучение, которое строится с учётом уровня актуального развития, но с опорой на зону ближайшего развития. Суть этой системы в том, чтобы в процессе обучения не только дать учащимся ту или иную сумму знаний, а научить их самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации.

Основной показатель готовности человека к учению, к усвоению знаний – обучаемость (Понятие было введено в 70е г 20в Н.А. Менчинской).

Обучаемость - восприимчивость ребенка к обучению (Б.Г. Ананьев),

Обучаемость - совокупность интеллектуальных свойств ч-ка, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учеб. дея-ти (З.И. Калмыкова).

Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К.Маркова) как совокупность всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения.

П оказатели обучаемости: темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, лёгкость этого освоения, гибкость в переключении на новые способы и приёмы работы, прочность сохранения освоенного материала, творческая инициатива (самостоятельное обращение к более трудным заданиям); настойчивость в достижении поставленной цели и умение работать в ситуациях помех; готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

В иды обучаемости: *общая обуч-ть - способность усвоения любого по содержанию материала, лежит в основе одаренности; *специал-я – подготовленность психики к быстрому её развитию в определённой сфере знаний, умений. Обучаемость основывается на целой совокупности свойств (признаков) интеллекта. Таких как обобщённость, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный показатель обучаемости по этим свойствам назван Калмыковой экономичностью мышления.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.