Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоции и чувства






Эмо­ции - это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Физиологические основы. Возникший в КБП гол. мозга процесс возбуждения распространяется на подкорку. Возбуждение подкорковых центров вызывает усиление деятельности некоторых внутренних органов: в сердечной деят-ти и состоянии кровеносных сосудов - при сильном испуге человек бледнеет, при смущении краснеет; в дых. системе - дыхание ускоряется или замедляется; в железах внешней секреции - усиление потоотделения и деятельности слезных желез. В подкорковых областях находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой, с которой тесно связаны эмоциональные переживания.+ КБП головного мозга, регулирует силу и устойчивость чувств.

Функции эмоций: 1) Оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Эмоции помогают оценивать будущее, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр).

2) Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека на другой живой объект. Эмоция, имеет внешнее выражение и может сообщить другому о своем состоянии.

3) Приспособительная функция. Благодаря возникшему чув­ству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

4) Коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позво­ляют человеку передавать свои переживания дру­гим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действитель­ности. Так назыв-и «языком чело­веческих чувств»,

5) Побудительная (стимулирующая) функция. пр, человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

6) Регулятивная функция. Под воздействием эмоциональных состояний у человека может происходить формирование к развитию болезней или ускоряется процесс исцеления.

7) Подкрепляющая функция. чувства принимают участие в обучении. Значимые события + сильная эмоционалю реакция, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Общие признаки эмоциональных явлений: 1) социально-исторический характер 2)субъективность – отражают личную значимость и оценку ситуаций для жизнед-ти человека 3)амбивалентность (двойственность) – одно событие может вызывать двойственные чувства 4)знак (м. б: + и -, неопределенные) 5) внешнее выражение 6) модальность (удивление, радость отвращение, гнев и т.д.)

Виды эмоциональных состояний. относят следующие типы эмоциональных переживаний: аффек­ты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

* Аффект — интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. (мощная эмоц. р-ия.). Пр. афекта: сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Афект полностью захва­тывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.Особенность аффекта: эмоциональ­ная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и может не осознавать того, что делает. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку ме­няется характер протекания процессов мышления.

* Эмоции отлич. от аффектов длительностью. Эмоции - это более длительные состояния. Они представляют собой р-ию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Выдел. след. эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

* Чувства — более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не м. переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Различия эмо­ций и чувств: 1) эмоции, носят характер ориен­тировочной реакции, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­знаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны.2) эмоции в большей сте­пени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. 3) эмоции в большей степени связаны с обла­стью бессознательного, а чувства в нашем сознании. 4) чувства человека имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще не имеют.

* Настроение — самое длительное, эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение м.б. радостным или печальным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д. Настроение зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутр. секреции и особенно от тонуса н.с. Причины настроения не всегда ясны человеку, а тем более др.лю­дям. Устойчивость настрое­ния зависит от — возраста человека, индивид. особенно­стей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения Настроение может стать устойчивой чертой личности, это подразумевают, когда делят лю­дей на оптимистов и пессимистов.

Виды высших чувств. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, выделяют:

· Нравственные (или моральные) чувства – это чувства, которые человек испытывает при восприятии явлений действительности под углом зрения нравственного начала. Проявляюся, когда чел. усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в кото­ром он живет. Действия и поступки людей, соответствую­щие взглядам на нравственность в данном обществе, считаются моральными, нравственными (чувство долга, любовь, дружба, патриотизм и др.); поступки, не соответстВующие, счит-ся амо­ральными, безнравственными (пр. жадность, эгоизм, жестокость и т. д).

· Эстетические чувства характеризуют эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Проявляется через разные чувства — восторг, радость, презрение, отвращение, тоску, страдание

· Интеллектуальные чувства – переживания, возникающие в процессе познаватель­ной деятельности человека. Порождающей интел­лектуальные чувства, является проблемная ситуация. Интеллектуальные чувства стимулируют, усиливают, влияют на скорость и продуктивность мышления, на содержательность и точность полу­ченных знаний. Инт. чувства — удивления, любопыт­ства, любознательности, чувства радости по поводу сделанного открытия, чувства уверенности в правильности док-ва.

Роль воспитания чувств в формировании личности. Воспитание эмоций и чувств начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования + эмоций и чувств явл. забота со стороны взрослых. Ребёнок, которому не хватает любви и ласки, вы­растает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости, важна ответственность за другого, необходимо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал. Чувства детей не д. ограничиваться только пределами субъективных пережива­ний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятель­ности.

Техники и приемы регуляции эмоций. Вопросами регуляции эмоциями занимались З. Фрейд, А. Фрейд, Ф. Перлз, В. Франкл, Адлер, Грановская и др.

I. Эмоциональное отреагирование. самое оптимальное, поскольку эмоция осознается и разряжается в деятельности, затем переходит к решению проблемы. Разрядка эмоции происходит физически или вербально, проблема решается и потребностся удовлетворяется. Виды: решение проблемы, арттерапия, плач, осознание и переживание эмоций, вербализация эмоций, отреагирование страха.

II. Эмоциональная трансформация. Внутренний мир меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций. Является менее оптимальным способом, т.к. нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется отношение к проблеме, к эмоциогенному объекту, но сама проблема не решается, потребность остается неудовлетворенной, и разрядки эмоционального напряжения не происходит.

III. Эмоциональное подавление. Внутренний мир меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций. Неоптимальный способ, т.к. эмоция не отреагируется, а вытесняется из сознания в бессознательное. Происходит уход от решения проблемы, проблема не разрешается. Этот вид регуляции эмоций позволяет улучшить самочувствие и повысить адаптивные способности, что необходимо для изменения установок и решения проблем. Виды: регуляция посредством другой эмоции, внимания и мышления, отвлечение, переключение, моторная регуляция, физическая разрядка, релаксация, защитные механизмы

Теоретические исследования эмоций. 1) Теория У. Кеннона. Кеннон доказал роль адреналина в повышении энергетики организма. Эмоции являются функцией высших нервных центров, а точнее - подкоркового центра таламуса. Типичной эмоции, регулируемой таламусом, присущи свойства рефлекса. Кеннон объяснял и бессознательный характер многих эмоциональных реакций. Так, бесполезно, отмечал он, убеждать человека в том, что у него нет оснований для волнений, если не устранена их реальная причина, так как причина воздействует на таламус, в то время, как убеждение ограниченно уровнем коры.

2)Теория Джеймса-Ланге возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними изменениями: в произвольной двигательной сфере и в сфере непроизвольных актов сердечной, сосудистой, секреторной деятельности. Совокупность ощущений, связанных с этими изменениями, и есть эмоциональное переживание. Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим.

3) теория Линдсея-Хебба эмоц. состояния определяются влиянием ретикулярной формации. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах ЦНС.

4) Симонов: Эмоция определяется как результат взаимодействия потребности и возможности её удовлетворения.

5) С. Шехтер эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией.

13 Психология воображения.

Воображение это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Функции воображения 1. представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта ф-ия связана с мышлением и органически в него включена. 2. регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. 3. участие воображения в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события.4. формирование внутреннего плана действий способности выполнять их в уме, манипулируя образами. 5. планирование и программирование деят-сти, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. Физиологический механизм вообр. Ф изиологической основой воображения является актуа­лизация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые сис­темы. Т.о. возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с др. залегающими структурами мозга. Большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система. Вообр-е связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутр. органов, обмен веществ в организме и др. Напр, представление о вкус­ном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение.

Классификация видов воображения по степени активности и преднамеренности. Характеристика видов воображения Процессы воображения, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности.

К случаям непроизвольной рабо­ты (пасивное воображение) воображения относятся: сновидения, (в которых образы рождаются непреднаме­ренно) и деятельность воображения, развертывающаяся в полу­сонном, дремотном состоянии, Произвольное воображение проявляется, когда перед человеком стоит задача со­здания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со сторо­ны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. Виды произвольного вооображения: 1) Воссоздающее воображение проявляется когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. Сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, знакомимся с ли­тературными героями. 2) Творческое вообр.- человек преобразует представления и создает новые образы и выбирая для него необходимые материалы.3) Мечта - суть заключается в самостоятельном создании новых образов. Отличия от творческого воображения.1) в мечте человек всегда создает образ желаемого, а в образах творческих не всегда воплощаются желания их создателя.2) мечта — это процесс вообр., не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия. Мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть пред­намеренным (создает образы, не связаные с волей. Называются грезы. В грезах обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий события) и непреднамеренным.

Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения: 1. агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или св-в одного объекта другому. Пр. агглютинации м. служить: образ кентавра. Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка и др..). 2. Гиперболизация выражается в субъективном преувеличении (преуменьшении) размеров объекта (явления) или количества его отдельных частей и элементов. Пр. образ Гулливера.3. Переработки представлений в образы во­ображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация. 4. Типизация - это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Напр, образы Наташи Ростовой, Евгения Онегина. Воображение и творчество. Этапы творческой деятельности. Творчество тес­но связано с воображением. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобрета­тельском, научном, литературном, художественном и т. д. Возможность творчества обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены способностями, и стимулируется целеустремлен­ностью человека. Для творчества является наличие определен­ных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможно­сти, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невоз­можности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что обосновал фр. Псих. Т. Рибо. Затем на первое место вышла гипотеза, что способность к творчеству можно развивать. Анг. уч. Генри Уоллес попытался исследовать творче­ский процесс. Он выделяет четыре стадии процесса творче­ства: 1. Подготовка (зарождение идеи).2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относя­щихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).4. Проверка.

Теории воображения. Психоаналитический подход к воображению. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД - помощь клиенту выявить неосознаваемые причины тягостных переживаний и болезненных появлений; за счет их проработки - в различных формах - предполагается возможность контроля и частичного овладения поведением и, как следствие, возможность личностного роста. Конкретные методы работы варьируют в зависимости от конкретного направления. Так, для З. Фрейда основным был метод катартический. Для К. Г. Юнга основным был метод воображения активного; для К. Хорни - метод совместного анализа жизненного пути; для Г. С. Салливана - метод интервью психиатрического. Невроз как источник фантазии и творчества (3. Фрейд). Принцип реальности заставляет человека считаться с внешней необходимостью. А бессознательные сексуальные влечения оказывают сопротивление реальному миру, всячески противятся налагаемым извне ограничениям. Т.е. создается благоприятная почва для возникновения внутрипсихических конфликтов. Если сексуальные влечения не находят возможности прямого удовлетворения, происходит регрессия либидо к ранним периодам развития с инфантильным выбором соответствующего объекта. На основе психического конфликта возникают невротические симптомы, которые являются замещением несостоявшегося удовлетворения. Они игнорируют тот объект, от которого пришлось отказаться, и утрачивают связь с внешней реальностью. Уход от неудовлетворяющей действительности завершается, бегством в болезнь(пр Невротические заболевания). Он погружается в мир фантазий и путем регрессии, возвращения к фазам психосексуального развития, где достигал удовлетворения, воображает исполнение своих желаний. Челове-кие фантазии м. выражаться по-разному. Обладающий худож. дарованием человек в своей творческой работе м. воплотить свои фантазии в действительность. Но если это не удается, нет дарований, то он уходит в созданный им фантастический мир. Вместо художественных творений возникают симптомы невротических заболеваний. Источники воображения (по К.Г. Юнгу): «коллективное бессознательное», «архетип». Карл Юнг ввел в науку понятие «архетипа» - основа коллективного бессознательного, которое определяет жизненную и творческую деятельность личности. «. Архетипы передаются человеку по наследству. Они представляют собой «технические формы постижения» реальности, поэтому символы и образы фантазии человека обуславливаются этими архетипами. Юнг утверждал, что нечто новое в творчестве человека основано на уже известном человечеству, т.е. на архетипе. Фантазии он отводил чисто репродуктивную роль, считал, что для нее не характерно создание нового.

Воображение как конкретизация архетипических представлений Архетип - совокупность врожденных и универсальных форм человеческого воображения. Юнг заявлял, что архетипы являются «категориями, аналогичными логическим категориям, которые присутствуют в базисных постулатах относительно реальности всегда и везде», кроме того, что они являются «категориями воображения».

Концепция воображения Л.С. Выготского как критика концепции Ж. Пиаже В теории Ж.Пиажевоображение понимается как подсознательная деятельность, поскольку ребенок не отдает себе отчета в целях, задачах и мотивах, которыми он руководствуется. По мнению Ж. Пиаже, воображение не направлено на существующую реальность, а потому не рассматривается как продуктивное. Существ-т двойственный характер воображения: с одной стороны, оно отрывает ребенка от действительности, а с другой - ребенок на определенном этапе отделяет действительность от игры. Концепция Л.С. Выготского строится на понимании воображения как творческой деятельности, основывающейся на " комбинирующей способности мозга". Отсюда продукты творческой деятельности выступают как " кристаллизованное воображение". Л.С. Выготский выделил четыре формы, связывающие воображение с действительностью: 1. Воображение опирается на опыт, где новое создается из элементов действительности.2. Воображение выступает как средство расширения опыта. 3. Эмоциональная связь, которая проявляется двояко: - Воображение руководствуется эмоциональным фактором – внутренней логикой чувств, " чувства влияют на воображение". - Воображение влияет на чувства, проявляется " закон эмоциональной реальности воображения". 4. Воображение становится действительностью, когда оно воплощается, начинает существовать в мире и воздей-ть на др. вещи. Концепция М. Беркинблита, А.В. Петровского: проблема соотношения видов воображения и мышления Вообр. призвано создавать новую модель мира вещей, конечный результат деятельности человека. В ходе познания и практической деятельности человек строит систему, которая не м.б. пока создана логическим мышлением, так как для этого нет достаточно доказанных и проверенных фактов, знаний. Когда ситуация, созданная воображ., будет проверена при помощи мышления, она либо утверждается, либо отвергается. В этом случае воображение, сыграв роль заместителя недостающего звена в логическом построении, " передает полномочия мышлению". Мышление и воображение - функциональные компоненты целостной познават. деятельности. Если лишить мышление воображения, оно становится творчески бесплодным и не способным к новым конструкциям. А, если изолировать воображение от мышления, то само воображение становится бесцельным и бессильным.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.