Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационно-творческие ресурсы






Этот вид, также как и другие, не является уникальным для куль­турного строительства, но из-за специфики отрасли он приобре­тает черты главного ресурса, имеющего отраслевые особенности. С одной стороны, для оценки информационно-творческих ресур­сов культуры нельзя воспользоваться опытом, который накоплен в науке и промышленности. А с другой стороны, недопустимо отождествлять информационно-творческие ресурсы с их носите­лем—кадрами отрасли—и игнорировать тем самым этот вид ре­сурсов как самостоятельный.

Специфика информации в культурном строительстве обуслов­лена несколькими причинами. В сфере науки сообщение несет информацию только в том случае, когда оно меняет энтропию си­стемы знаний, уменьшая неопределенность суждения о ней. В сфере культуры это понятие может быть расширено. Здесь инфор­мацией является любое сообщение, не столько изменяющее нео­пределенность суждения о системе, сколько воздействующее на эмоциональное состояние человека. Действенность творческой

99


информации определяется потенциалом ее создателей—талантом. И хотя информация, создаваемая на сцене в виде образов, песен, танца или на полотне художника в виде живописного сюжета мо­жет не добавить слушателям или зрителям новых знаний об об­ществе, о законах, протекающих в нем, тем не менее в зависимос­ти от уровня творчества она оказывает более или менее сильное воздействие на эмоциональное состояние человека, меняя его ин­дивидуальный культурный потенциал - уровень культуры.

Почему информационно-творческие ресурсы должны быть от­
делены от трудовых? Один и тот же спектакль, поставленный раз­
ными театрами или с участием в одной и той же роли разных акте­
ров, при прочих равных условиях, пользуется разной популярнос­
тью. Ясно, что в различных постановочных условиях один и тот
же зритель не получает новых знаний, но он получает новые эмо­
ции, разные впечатления. Решающим оказывается талант режис­
сера или артиста, певца или композитора, художника или экскур­
совода. До тех пор, пока эти вопросы не изучены, информацион­
но-творческие ресурсы будут оставаться качественным парамет­
ром отрасли. \

Между тем, существуют объективные предпосылки к тому, чтобы они утратили часть своей " таинственности". В сфере мате­риального производства роль информационных ресурсов трудно идентифицировать и выделить: информация овеществлена в про­изводственных системах, машинах, технологиях, наконец, в опы­те и квалификации работников. Культурное строительство призва­но обеспечить создание^ накопление, передачу и хранение твор­ческой информации в письменной звуковой или иной форме. На­пример, библиотеки по своему изначальному замыслу являются хранилищами информации, овеществленной в книгах, газетах, на магнитофонных кассетах, грампластинках и других материальных носителях.

В отраслях культуры разработаны специальные методы, при­емы создания, тиражирования, сохранения, восстановления инфор­мации, задействовано большое количество специалистов-профес­сионалов, доводящих информацию до слушателей и зрителей. Они делают информацию действенной, активно влияющей на созна­ние и волю людей. К числу этих приемов относится создание сце-

'.

100


нарйев спектаклей, концертов, подготовка массовых праздников, их запись.

Помимо личной талантливости деятелей культуры информа­ционно-творческие ресурсы включают и содержательность сюже­та или сценического действия; занимательность фабулы или но­визну постановки; просветительную насыщенность музейной эк­спозиции и другие составляющие.

Крупным недостатком информационных ресурсов является то, что они до сих пор практически не изучены экономикой культуры и не выработаны методы их количественной оценки. Пока извест-. ны лишь отдельные попытки оценить меру таланта творческих работников или художественных произведений через их обще­ственное признание, посредством тарификации или по результа­там опроса общественного мнения. Но они дают лишь приблизи­тельную, весьма условную оценку одной из разновидностей ин­формационных ресурсов.

Совершенно не изучено влияние фактора времени на инфор­мационно-творческие ресурсы, циркулирующие в сфере культу­ры, и нет даже подходов к оценке изменений, которые происходят с информационным потенциалом художественного произведения под влиянием его " износа" в результате 6Ълее или менее интен­сивной эксплуатации. С течением времени усиливается или, на­оборот, утрачивается духовная ценность произведений художе­ственной, культуры, меняются вкусовые потребности населения.

На уровне качественного подхода к оценке информацион­ных ресурсов можно воспользоваться понятием " информаци­онно-творческой мощности" учреждений культуры. Для библио­тек информационно-творческая мощность определяется коли­чеством книг, журналов и других единиц материальных носи­телей информации, их познавательной ценностью (составом авторов, новизной научной и публицистической информации и т.п.). Для театрально-зрелищных предприятий— количеством исполнителей, идейно-художественным содержанием реперту­ара, исполнительским мастерством и силой таланта и обаяния и пр. Для клубных учреждений информационно-творческая мощность определяется количеством работников, их профес­сиональной подготовленностью, работоспособностью и-пр. Для

101






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.