Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уточняющие техники






 

1. Беседа в психологическом консультировании рассматривается как основной механизм взаимодействия консультанта и клиента, так как весь процесс консультирования построен на речевом диа­логе между ними. Для того чтобы процесс консультирования двигался в нужном направлении, консультант должен обладать определенными речевыми способностями, а также специальными техниками и приемами ведения беседы, которые способствовали бы ее развитию.

2. Выделяются следующие особенности речи консультанта при про­ведении психологической беседы:

• ограниченность и краткость речи консультанта, которая долж­на соответствовать следующим правилам:

- цель беседы — дать возможность клиенту " выговориться", вы­разить свои чувства, быть выслушанным другим человеком, что невозможно, если консультант будет говорить больше, чем клиент;

- основное время беседы должен говорить клиент;

- краткость реплик, высказываний и интерпретаций консультан­та, которые помогают " разговорить" клиента и помочь ему вы­разить свои чувства;

- речь консультанта должна быть направлена на формирование доверия у клиента, а это может быть достигнуто только в том случае, если консультант не высказывает оценочных суждений и не превращает процесс консультирования в дискуссию или лекцию о том, как надо жить;

- консультант должен понимать, что и когда говорить, не под­гонять клиента, не проявлять нетерпения, уметь держать пау­зу и ориентироваться в первую очередь на клиента и на его желания;

• соответствие речи консультанта языку клиента, то есть консультант должен соблюдать в беседе с клиентом следующие правила:

- избегать нагромождения профессиональных слов и терминов, которые могут быть неправильно истолкованы клиентом, повысить уровень его тревожности, заставить замкнуться и дистанцироваться;

- использовать те слова и выражения, которые характерны для клиента и используются им в речи;

- уметь понимать смысл, который сам клиент вкладывает в то или иное слово, и использовать это слово именно с таким пониманием, не привнося своего понимания;

• краткость и точность высказываний консультанта, что предполагает соблюдение следующих правил:

- использование кратких формулировок при построении уточняющего вопроса, без повторения всего предыдущего диалога по этому поводу;

- избегание постоянных уточнений по каждому слову и высказыванию клиента;

- использование кратких уточняющих вопросов, которые приводят к увеличению времени говорения для клиента и создают у него ощущение собственной внутренней речи;

- построение вопроса таким образом, чтобы первая его часть представляла собой цитату из высказывания клиента и содержала бы констатацию факта из жизни клиента, указание на какое-либо событие, которое требует уточнения, а вторая — краткий вопрос, например: " Вы решили этого не делать. Почему? ";

- необходимо строить вопросы таким образом, чтобы у клиента возникло ощущение спонтанности своей речи, что это он сам говорит о себе, а не консультант " вытягивает" из него информацию.

3. Беседа в психологическом консультировании отличается от повседневного разговора двух людей тем, что она имеет свою специфику и специальным образом организована. Это осуществ­ляется за счет использования психологом специальных средств и приемов ведения беседы. Существуют следующие приемы ве­дения психотерапевтической беседы:

- специальные вопросы;

- уточняющие и углубляющие формулировки; перефразирование, альтернативные высказывания;

- обобщение;

- анализ и акцентирование эмоциональных переживаний;

- отражение чувств;

- ободрение и успокоение;

- паузы;

- интерпретация;

- конфронтация.

4. Специальные вопросы в психологическом консультировании используются достаточно часто, и их целью служит углубление понимания высказываний клиента, раскрытие их точного смыс­ла, а также направление речи клиента в нужное для терапевти­ческого эффекта русло и стимулирование его к более глубокому осмыслению своего рассказа и, следовательно, к более глубоко­му осознанию своей проблемы.

Существуют следующие виды во­просов, используемых в консультировании:

закрытые вопросы, имеющие следующие характеристики:

- предполагают краткий однозначный ответ клиента, подтверждающий или опровергающий мысль консультанта, или ответ " да" /" нет";

- ориентированы на получение фактической информации, сведений о жизни клиента. Например, вопрос " Вы когда-нибудь чувство­вали гнев по отношению к...? " предполагает ответ клиента " да" или " нет", или " Сколько раз за последнее время вы...? " также ориентирован на получение конкретной информации;

открытые вопросы, имеющие следующие характеристики:

- предполагают развернутый ответ на вопрос;

- ориентированы на " движение" клиента в его проблеме и обсуж­дение его чувств. Например, вопрос " С чего бы вы хотели на­чать сегодня? " предполагает развернутый ответ и провоцирует клиента на понимание своей потребности в данный момент, а вопрос " Какие чувства вы сейчас испытываете? " позволяет кли­енту глубже понять свои чувства и обсудить их;

- ориентированы на формирование у клиента ответственности за беседу и исследование им своего внутреннего мира: установок, чувств, мыслей, поведения, ценностей и т. п.;

- часто используются в начале консультативной встречи, так как позволяют начать беседу и снять тревожность клиента;

- ориентированы на побуждение клиента продолжить или допол­нить уже сказанное ранее;

- побуждают клиента проиллюстрировать свои проблемы примера­ми, что способствует более глубокому осознанию и пониманию им своей проблемы;

- побуждают клиента обратить внимание на свои чувства, осоз­нать и понять их, наладить более глубокий контакт с самим самой;

• парадоксальные вопросы, имеющие следующие характеристики:

- ориентированы на " движение" клиента в своей проблеме, на формирование у него нескольких точек зрения на проблему;

- провоцирование у клиента сомнения в тех истинах, которые он считает очевидными, с тем чтобы он понял, насколько эти ис­тины являются " его" истинами и установками, а не привнесены извне, то есть не интроецированы;

- подталкивание клиента к переосмыслению некоторых своих ре­шений, поведения и т. п.;

- для постановки такого вопроса консультант использует конст­рукции типа " А почему бы вам не...? " или " А что было бы, если бы...? ".

Вопросы — не единственная техника ведения психотерапевти­ческой беседы и они имеют свои ограничения и правила ис­пользования.

Существуют следующие правила использования воп­росов в психологическом консультировании:

• любой вопрос должен быть грамотно сформулирован и задан в подходящее время — не раньше и не позже. В противном случае консультант может не получить на него ответ или спровоциро­вать у клиента реакцию защиты;

• следует избегать чрезмерного опрашивания клиента, так как это может привести к тому, что клиент переложит ответствен­ность за процесс консультирования и его результаты на кон­сультанта, а также может почувствовать тревогу;

• консультант всегда должен понимать, зачем он задает тот или иной вопрос, какова его цель и что он надеется услышать в ответ;

• если вопрос задан, необходимо выслушать и проанализировать ответ, нельзя задавать " пустых" вопросов " для галочки", так как это может сформировать у клиента ощущение механистичности процесса консультирования и эмоциональной невовлеченности консультанта в этот процесс;

• необходимо следить за тем, чтобы беседа не переросла в об­мен вопросами-ответами и не потерялась ее эмоциональная окраска;

• вопросы " кто? ", " что? " носят характер фактологических, то есть ориентированы на сбор жизненных фактов клиента, хотя свое­временность и контекстуальность такого вопроса может иметь пользу для понимания клиентом сути своей проблемы, поведе­ния или чувств и т. п.;

• вопросы " почему? " часто вызывают тревожность у клиента и провоцируют его на стандартный ответ, основанный на рацио­нализации, хотя заданный в нужное время вопрос " почему? " мо­жет помочь клиенту расширить свою точку зрения на проблему;

• вопросы " как? " ориентированы на внутренний мир человека и по­зволяют и консультанту и клиенту глубже понять природу про­блемы, себя, свое поведение и т. п.;

любые вопросы, которые задает консультант, имеют две пели:

- сам консультант может прояснить проблему и личность клиен­та и глубже понять его;

- подталкивают клиента на более глубокое осознавание своей проблемы, чувств, своей личности и т. п.;

• консультант не должен задавать несколько вопросов одновремен­но, так как это может ввести клиента в состояние беспокойст­ва из-за незнания, на какой вопрос отвечать, и в результате не будет получено ответа ни на один из поставленных вопросов либо они будут формальными;

• не следует задавать один и тот же вопрос два раза подряд, но в разных формулировках. Если консультант не получил ответа на поставленный вопрос из-за сопротивления клиента, то ему следует изменить формулировку и задать этот вопрос позже, но не подряд, предварительно проанализировав причины сопротив­ления клиента;

• вопросы, которые задает консультант, не должны содержать в себе ответы, то есть они должны быть построены таким обра­зом, чтобы побудить клиента к размышлению, а не подсказать ему " правильный" ответ, например вопрос " У вас все хорошо? " может из-за нежелания или страха клиента анализировать свое состояние спровоцировать стандартный ответ " да".

5. Уточняющие техники психологического консультирования пред­ставляют собой специально построенные консультантом фразы, вопросы, предложения и т. п., направленные на уточнение смысла высказывания клиента и правильное понимание консультантом проблемы, а также на углубление понимания клиентом своей про­блемы, поведения, чувств, эмоций и самого себя.

К уточняющим техникам относятся такие приемы ведения беседы, как:

уточнение, имеющее следующие отличительные особенности:

- представляет собой такой вопрос, фразу или высказывание клиента, которые провоцируют клиента на более подробный и развернутый рассказ;

- помогает расширить зону осознавания клиента, мягко подводя его к истине и подготавливая прочную основу для дальнейших терапевтических действий, не формируя при этом защитных ре­акций у клиента,

- часто в уточняющем вопросе содержится такая вопросительная конструкция, которая помогает прояснить непонятные момен­ты: " что именно", " как именно" и т. п. Например, вопрос " А как вы ощущали свою растерянность? " подталкивает клиента к ана­лизу собственных чувств, а вопрос " Что именно раздражало вас в этом человеке? " помогает детализировать проблему клиента, намечает дальнейшие шаги ее проработки и помогает клиенту лучше понять и осознать свои чувства и себя, понять, что именно он подразумевает под раздражением, и заглянуть в глу­бину своих собственных переживаний;

перефразирование, содержащее в себе следующие отличительные особенности:

- применяется как парафраз, чаще всего на начальных этапах консультирования, когда консультант повторяет фразу клиен­та, используя другие слова, но сохраняя первоначальный смысл высказывания и расставляя необходимые акценты. В этом слу­чае целью использования этого приема является уточнение кон­сультантом понимания проблемы клиента и в то же время под­ведение самого клиента к более глубокому пониманию своей проблемы;

- применяется как альтернативный взгляд на проблему, обычно в середине консультирования, когда сформирован раппорт и снято первоначальное сопротивление клиента. В этом случае цель перефразирования — расширение у клиента его видения пробле­мы и нахождение ее позитивных сторон. Консультант так из­меняет смысл высказывания клиента, чтобы был сформирован новый, позитивный вариант видения проблемы, который до этого клиент не обнаруживал. Например, беспокойство и пе­реживание клиента о том, что его уволили с работы, означает для него исключительно негативные последствия, так как это указывает на его профессиональную несостоятельность. В то же время консультант, использовав прием перефразирования, может указать на положительные стороны этого события, на­пример на открывающиеся для клиента новые возможности в другой компании при условии анализа и проработки причин увольнения из предыдущей;

обобщение, имеющее следующие отличительные особенности:

- выражается основная идея нескольких утверждений или долгого высказывания клиента;

- служит целью систематизации мыслей как клиента, так и те­рапевта;

- сохраняет последовательность мыслей, что помогает и кон­сультанту и клиенту не потерять нить беседы.

Обобщение ис­пользуется в следующих случаях:.

- когда консультант хочет объединить темы нескольких бесед и вывести общие черты и наблюдения;

- когда речь клиента по разным причинам (волнение, сопро­тивление, тревожность) очень запутана и непонятна;

- как завершающий этап в обсуждении одной темы и переход к другой;

- в конце встречи, чтобы еще раз проговорить наиболее значи­мые моменты и расставить смысловые акценты сессии, а также, если это требуется, дать клиенту задания на проме­жуток между сессиями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.