Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безусловное уважение






 

1. Терапевтический климат определяется как важный фактор под­держания консультативного контакта между клиентом и консультантом, и его основой является создание особого рода обста­новки в пространстве психологического консультирования.

Те­рапевтический климат имеет следующие компоненты:

• физические, к которым относятся:

- внешняя обстановка консультирования;

- структурирование консультативного пространства;

- структурирование времени консультирования;

• эмоциональные, включающие в себя:

- создание атмосферы доверия (раппорт);

- искренность;

- эмпатию;

- безусловное уважение клиента.

2. Физические компоненты терапевтического климата обеспечи­вают физическую и организационную стороны процесса консуль­тирования и помогают достичь относительно четкой его струк­турированности:

требования к внешней обстановке консультирования:

- звуконепроницаемый стены кабинета, что создает ощущение спокойствия;

- спокойные тона и уютная обстановка кабинета;

- мягкий свет, не падающий на клиента и не бьющий ему в глаза;

- наличие нескольких удобных стульев, кресел для работы с не­сколькими участниками консультирования (родители, супруг и т. п.), кушетки или мягкого ковра или матраса для проведения релаксационных занятий;

- неперегруженность интерьера деталями;

- отсутствие слишком личных вещей или предметов, отражающих убеждения консультанта;

- доброжелательность вспомогательного персонала (например, регистратора);

требования к структурированию консультативного пространства:

- знакомство с клиентом обязательно должен начинать первым консультант, встретив клиента на полпути и представившись;

- необходимо предоставить возможность клиенту определить са­мому место, где он будет сидеть. Выбор места консультанта зависит о того, какое место занял клиент и от его потребно­стей: беспокойному клиенту будет удобнее, если между ним и консультантом будет стоять стол;

- дистанция между консультантом и клиентом может меняться в зависимости от ситуации консультирования, потребностей его участников, терапевтического климата, при этом должно со­храняться личное пространство каждого из участников',

- физическое прикосновение имеет характер очень близкого, ин­тимного контакта и возможно только в том случае, если у кли­ента в этом есть потребность. Неэротический физический контакт — ценный терапевтический фактор при условии его адекватного и правильного использования;

требования к структурированию времени консультирования:

- правильный выбор длительности беседы во многом определяет эффективность консультативного контакта;

- обязательное наличие часов в кабинете;

- структурирование времени, отведенного на каждый этап беседы;

- своевременность действий консультанта: каждая реплика, тех­ника или интервенция консультанта для адекватного воспри­ятия и принятия ее клиентом должна осуществляться в подхо­дящее для этого время. Например, на начальных этапах кон­сультирования нельзя вступать с клиентом в конфронтацию;

- типичное время одной консультации — 50-60 минут со взрос­лым человеком и 30 минут с ребенком;

- обязательное обсуждение с клиентом временных аспектов как всего консультирования, так и каждой отдельной сессии, рас­становка временных акцентов обсуждения той или иной пробле­мы в зависимости от желания и потребности в этом клиента;

- консультант обязан следить за временем и сообщать клиенту об этом.

3. Эмоциональные компоненты терапевтического климата явля­ются ядром консультативного контакта и обеспечивают наи­больший терапевтический эффект в консультировании. Эмо­циональные компоненты терапевтического климата основаны на качествах личности консультанта, которые одновременно должны быть его профессиональными навыками.

Важнейшие эмоциональные компоненты терапевтического климата:

• доверие;

• искренность;

• эмпатия;

• безусловное уважение клиента.

4. Доверие — важнейший компонент, обеспечивающий глубину и эффективность терапевтического контакта. Высокий уровень до­верия клиента к консультанту способствует раскрытию клиента и обсуждению им значимых проблем, помогает делиться страхами, чувствами, которые таятся в глубине души клиента.

Существуют следующие условия создания атмосферы доверия в консультативном контакте:

• искренний интерес консультанта к клиенту как к человеку, а не восприятие клиента как объект исследования;

• полное внимание к клиенту во время консультирования, не предполагающее отвлечения консультанта на посторонние дела или других людей, не имеющих отношения к данному клиенту;

• предоставление клиенту возможности " выговориться" без оце­нивания, осуждения, поучения и советов;

• корректность в получении информации, отсутствие излишнего любопытства и желания получить информацию о клиенте, не связанную с теми проблемами, с которыми обратился клиент;

• соблюдение профессиональной тайны и принципа конфиденци­альности;

• естественность и дружелюбие по отношению к клиенту.

4. Искренность как компонент терапевтического климата предпо­лагает такое поведение консультанта, при котором у клиента не возникает ощущения вторжения или угрозы его внутреннему миру, а присутствует ощущение поддержки.

Существуют сле­дующие характеристики искренности как компонента терапев­тического контакта:

• конгруэнтность, то есть консультант должен просто оставаться самим собой и не демонстрировать фасады;

• соответствие высказываний консультанта испытываемым им чувствам и эмоциям, а также невербальному поведению;

• спонтанность;

• соблюдение границ искренности и откровенности в общении с клиентом: нельзя обсуждать личные проблемы с клиентом.

5. Эмпатия как компонент терапевтического климата понимается как идентификация консультанта с клиентом, делающая воз­можным понимание ими друг друга.

Эмпатия имеет следующие характерные особенности:

• это таинственный, не всегда объяснимый процесс слияния двух личностей, при котором обе они — и консультант, и клиент — претерпевают внутренние изменения;

• чуткая реакция консультанта на переживания клиента и вос­приятие этих переживаний как своих собственных;

• безоценочность консультанта по отношению к клиенту и его переживаниям во многом обеспечивает появление эмпатии в консультативном климате;

• точная идентификация консультантом чувств клиента — злобы, страха, тревоги, враждебности, растерянности, радости, эйфо­рии и т. д. — ключ к эмпатии и одновременно к лучшему пони­манию клиентом самого себя;

• наличие эмпатии помогает консультанту в понимании причин определенного поведения клиента — скрытности, сопротивления, страха быть неуслышанным и т. п.;

• сохранение консультантом своей личности и некоторой отстра­ненности в процессе эмпатийного сопереживания клиенту, от­сутствие тотальности его переживаний — обязательное условие для позитивных изменений клиента;

• эмпатия предполагает не только эмоциональную чувствитель­ность, но и когнитивное осмысление, то есть умение анализиро­вать чувства и состояния клиента и искать события, вызвав­шие их.

Способы, которые может использовать консультант для пере­живания и демонстрации эмпатии клиенту:

• паузы, молчание;

• отражение чувств клиента, когда консультант идентифицирует определенное чувство клиента и говорит ему об этом (" Мне кажется, что сейчас вы испытываете...");

• интерпретация, которая адекватна ситуации и своевременна;

• метафора, сказка, притча и т. п.;

• самораскрытие консультанта;

• отражение невербальных проявлений в поведении клиента и под­стройка под них.

6. Безусловное уважение клиента понимается как безоценочное и безусловное принятие клиента как личности со всеми ее осо­бенностями и ценностями.

Этот компонент терапевтического климата имеет следующие характерные черты:

• терпимость ко всему, в том числе негативным проявлениям личности клиента;

• отказ консультанта от установок личного характера, предос­тережений клиента от выбора, который не нравится консуль­танту по личным причинам или из-за соображений " заботы" о клиенте, отсутствие " гиперопеки" со стороны консультанта;

• " скрытая" забота о клиенте не как о человеке, не несущем за себя никакой ответственности, а как о полноценной личности, которая сама делает выбор;

• самоуважение консультанта и соблюдение им этических норм консультирования;

• в ситуациях, когда консультант по личным причинам не мо­жет принять то или иное поведение клиента, он должен, со­блюдая профессиональную этику, передать клиента другому специалисту;

• возможны ситуации, в которых консультант может не одоб­рять поведения клиента, и в таком случае необходим анализ консультантом и клиентом скрытых причин такого поведения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.