Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вызов России






Я уже сообщал о том, что в пушкинскую эпоху за дуэль в России полагалось наказание всем её участникам: и секундантам, и даже жертвам дуэли, даже мёртвым. Однако император не только не осудил, но наградил поэта (в лице его семьи) посмертно так, как награждают героев. И не только в финансовом отношении, но и в моральном. Сыновья Пушкина были зачислены в самое привилегированное училище России — Пажеский корпус. Это обстоятельство очень напоминает схожие ситуации советских времён. В советскую эпоху детей, оставшихся сиротами, принимали в суворовское или нахимовское училище. В тех случаях, если их родители погибли на служебном посту, исполняя долг перед Родиной.

В чём же дело? Закон Российской империи распространялся на всех её подданных и иностранных граждан, рассматриваемых как частные физические лица. Однако между кем и кем произошла дуэль? Пушкин Дантеса в январе 1837 года на дуэль не вызывал. Дантес Пушкина тоже не вызывал на дуэль. Вызов на дуэль исходил от господина Луи-Якоба-Теодора ван Геккерна де Беверваарда, являвшегося на тот момент полномочным представителем королевства Нидерланды при российском императорском дворе! Посол иностранной державы вызывает на дуэль крупного российского государственного деятеля, имеющего чин, соответствующий в армии генерал-майору, — чин камергера самого императора!

Посол, какие бы действия он ни производил, остаётся официальным лицом иностранного государства и под юрисдикцию другого государства подпадать не может ни при каких обстоятельствах. Ибо он — представляет иную, суверенную державу! Законы одного государства на деятельность другого распространяться не могут!

Оставим в стороне и причины дуэли, и все обстоятельства, этим причинам предшествовавшие. В данном случае эмоциональная составляющая событий будет только мешать суждению. Рассмотрим дело с юридической точки зрения, той самой, с которой, как глава государства и высшее должностное лицо страны, обязан был рассмотреть и рассмотрел его император Николай I.

Итак, посол иностранной державы (а в его лице — сама эта держава) вызывает на дуэль русского подданного, должностное лицо министерства иностранных дел России, дипломата господина Пушкина. Камергера Его Величества! То, что он камергер, а вовсе не камер-юнкер, как напишут после, знали все. Это многократно подтверждается документами судебного дела по факту дуэли. Камергером именовали Пушкина и Дантес, и сам посол Геккерн, и секундант Пушкина инженер-подполковник Данзас, и командир кавалергардского полка генерал-майор Гринвальд, и начальник гвардейской кирасирской дивизии генерал-адъютант Апраксин. Вызов на дуэль был составлен, оформлен и предъявлен официально — через секретаря французского посольства виконта д’Аршиака, представлявшего французские интересы.

Таким образом, юридически участником дуэли с Пушкиным являлся не Дантес, а посол Голландии в Российской империи барон Геккерн! 24 Лицо, не подлежащее российской юрисдикции. Более того — главное официальное лицо другого государства. А это значит, что дуэль Пушкина с Геккерном не могла рассматриваться в рамках уголовного права Российской империи. Российского подданного господина Пушкина вызвало на поединок западноевропейское королевство Нидерланды! Его интересы в этой схватке по поручению полномочного посла королевства представлял французский подданный Жорж Дантес. Вот он, как частное лицо, не имел на это никакого права! И его за согласие участвовать действительно следовало судить.

Имел ли право Пушкин отказываться от дуэли в сложившейся ситуации, когда подобный отказ неминуемо был бы расценён европейским сообществом не как частное дело неких господ, а как моральное бесчестье России перед враждебными, агрессивными действиями иностранного государства? Ибо сам по себе официальный вызов — это агрессия! Всё, что писалось или говорилось между всеми участниками конфликта до момента предъявления Пушкину официального голландского вызова на дуэль, действительно можно считать частными делами, но только не сам роковой вызов, составленный виконтом д’Аршиаком по поручению посла!

Умнейшему, образованнейшему человеку в России, обладавшему глубокими историческими, литературными и дипломатическими знаниями, гениальному поэту идешифровальщику хватило ума и способностей догадаться, что пасквиль исходит от иностранца, от человека высшего общества и дипломата. Кстати, помимо чести и достоинства самого Пушкина, пасквиль порочил и имя русского императора, честь его супруги императрицы Александры, честь самого рода Романовых, нарочито выставляя их на посмешище перед всем светом. Принимая вызов западноевропейского посла, Пушкин шёл к барьеру, защищая перед всем миром не только и не столько своё имя, сколько честь русского народа, честь всей России.

Вызов Пушкину, оформленный таким образом, фактически (и юридически тоже) являлся официальным вызовом России! И поэт геройски принял его. И вышел на дуэль. И принял пулю, летевшую в Россию, заслонив её своей жизнью. «Не щадя живота своего» — в переносном и буквальном смысле...

Конечно, если бы Пушкин был сдержанней, расчётливей, не испытывал бы эмоций, то, наверное, дуэль бы всё-таки не состоялась. И Пушкин как человек остался бы жить. Но поэт без эмоций невозможен, поэт, не испытывающий сильных чувств, — вообще не поэт. А значит, Александр Сергеевич погиб именно потому, что был поэтом, великим поэтом. Пушкин как обычный человек — погиб, но как поэт — беззащитный и ранимый — остался жить вечно.

.............................................................................................................................................................

1. Клепов Анатолий. Статья «Жизнь и смерть Александра Пушкина. Мифы и реальность» (https://www.mk.ru/blogs/posts/zhizn-i-smert-aleksandra-pushkina-mify-i-realnost.html).

2. Крюков Сергей. Статья «Александр Сергеевич Пушкин: гениальный поэт и... разведчик». 6 июня 2012
(https://maxpark.com/community/901/content/1370285).

3. Жуковский Василий Андреевич. Письмо Пушкину Л. С. 15 февраля 1837 (https://feb-web.ru/feb/zhukovsky/texts/zhuk4/zh4/zh4–602-.htm).

4. История Российской империи. Внешняя политика Николая /348).

5. Воронин В. Е., Перевезенцев С. В. Статья «Николай PAGEN_1=2).

6. Томашевский Б. В. Статья «Десятая глава „Евгения Онегина“» (https://feb-web.ru/feb/litnas/texts/l16/lit-379-.htm).

7. Фридман Григорий. Статья «Гончаровы, Пушкин и непонятные письмена». Журнал-газета «Мастерская», 14 июля 2013.

8. ЧудиновВ. А. «Тайнопись в рисунках Пушкина». Издательство «Поколение», 2007.

9. Крюков Сергей. Статья «Александр Сергеевич Пушкин: гениальный поэт и... разведчик». 6 июня 2012
(https://maxpark.com/community/901/content/1370285).

№19 (405), 2014.

11. Масленникова Наталья. Статья «Наследие Пушкина на Балканах». 13 сентября 2008. Сайт «Сербска.ру» (https://srpska.ru/article.php? nid=9440& sq=19& crypt).

12. Пушкин Александр Сергеевич. История Пугачёва. Исторические статьи и материалы. Воспоминания и дневники (https://lib.ru//p7.txt).

13. Клепов Анатолий. Статья «Жизнь и смерть Александра Пушкина. Мифы и реальность»(https://www.mk.ru/blogs/posts/zhizn-i-smert-aleksandra-pushkina-mify-i-realnost-2.html).

№19 (405), 2014.

15. Лебедев Пётр. «Тайный режиссёр гибели Пушкина» (https://www.proza.ru/2008/05/19/304).

16. Даль В. И. Смерть А. С. Пушкина
(https://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/vs2/vs2-264-.htm).

17. Наумов А. В. Следствие и суд по делу о дуэли А. С. Пушкина. Учебное пособие. Хабаровск, 1989.

18. Наумов А. В. Посмертно подсудимый. Издательство «Litres», 2013.

/chr-0205.htm).

20. Гребенников В. В. Статья «А. С. Пушкин и спецслужбы России» (https://www.cryptohistory.ru/information/spushkin-i-specsluzhby-rossii/).

21. «...вопрос о дуэли с Дантесом был решён 17 ноября: быть может, Пушкин так легко согласился исполнить просьбу Соллогуба именно потому, что в это время Дантес его уже не интересовал так сильно, а всё его внимание перешло на Геккерна». Щёголев Павел Елисеевич. Злой рок Пушкина. Он, Дантес и Гончарова (https://coollib.net/b/221699/read).

/budni_i_prazdniki_imperatorskogo_dvora-read.html).

23. Великая княжна Ольга Николаевна. Сон юности: Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны: 1825–1846. С. 206 (https://www.dugward.ru/library/olga_nick.html).

24. Письмо Геккерна Пушкину (из книги Павла Елисеевича Щёголева «История последней дуэли Пушкина»): «„Милостивый государь! — писал барон Геккерен.— Не зная ни Вашего почерка, ни Вашей подписи, я обратился к виконту д’Аршиаку, который передаст Вам это письмо, с просьбой удостовериться, точно ли письмо, на которое я отвечаю, от Вас“. Начало письма неудачное и фальшивое. Геккерен пишет, что не знает ни подписи, ни почерка Пушкина, а тремя строками ниже, упоминая о письме с отказом от вызова, он говорит, что это письмо, писанное рукою Пушкина, налицо: значит, почерк и подпись Пушкина были ему знакомы, и удостоверяться в подлинности письма Пушкина от 26 января было делом лишним. „Содержание письма, — продолжал Геккерен, —
до такой степени переходит всякие границы возможного, что я отказываюсь отвечать на подробности этого послания“. Но менее всего Пушкин хотел бы объяснений Геккерена! „Мне кажется, вы забыли, милостивый государь, что вы сами отказались от вызова, сделанного барону Жоржу Геккерену, принявшему его. Доказательство того, что я говорю, писанное вашей рукой, налицо и находится в руках секундантов. Мне остаётся только сказать, что виконт д’Аршиак едет к вам, чтобы условиться о месте встречи с бароном Геккереном; прибавляю при этом, что эта встреча должна состояться без всякой отсрочки. Впоследствии, милостивый государь, я найду средство научить вас уважению к званию, в которое я облечён и которое никакая выходка с вашей стороны оскорбить не может“. Под письмом, кроме подписи барона Геккерена, находится ещё надпись Дантеса: „Читано и одобрено мною“». Из письма явно следует, что вызов исходит от барона Геккерна, а не от Дантеса. То же подтверждается и запиской Пушкина д’Аршиаку: «Так как г. Геккерен — обиженный и вызвал меня, то он может сам выбрать для меня секунданта, если увидит в том надобность: я заранее принимаю всякого, если даже это будет его егерь» (https://coollib.net/b/221699/read).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.