Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе






Культура, взрастившая технократическую, потребительскую цивилизацию, оказалась неадекватна природе. Духовное оскудение человека, привело к отчуждению его от природы, науки, культуры. На смену потребительскому взгляду на мир природы приходят общечеловеческие, гуманистические ценности. Прежде всего они рождают культуру диалога человека с природой и взаимодействие с ней.

В создании новой системы ценностей, экологической культуры, адекватной природе, особая роль отводится работе с детьми, проявляющими интерес к природе, методам естественнонаучного познания.

Культуру России невозможно себе представить без русского народного искусства, которое должно широко включаться в содержание естественнонаучного и экологического образования детей.

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале различных видов творчества, — одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития у Них художественно-творческих способностей, понимания прекрасного в природе, усвоения эталонов ее красоты и эмоциональных переживаний. Все это способствует формированию ответственности у детей за жизнь растений, животных и всего живого на планете, так как все, в конечном счете, зависит от каждого человека.

В период детства идет интенсивное накопление знаний об окружающем мире, о состоянии природной и социальной среды, что является основанием для осуществления экологического образования. Непрерывное экологическое образование требует развивать научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически-деятельностное отношение детей к окружающей среде.

Каждому нужны знания по экологии, особенно те, которые касаются близких человеку региональных проблем. Ставрополье - давно обжитый человеком регион и за сотни лет его территория испытывала не только положительное воздействие человеческой деятельности, но и накопило его неблагоприятные последствия. Пребывание в лагере поможет детям и подросткам разобраться во многих экологических проблемах региона. Это позволит правильно оценивать действия людей в природных условиях, выработать свое отношение к негативным воздействиям на природу.

Суть программы - это многостороннее. Не носящее состязательного характера программа добровольной деятельности для детей и подростков, поощряющая раскрытие индивидуальности, развития личности, уверенности в себе, упорства, ответственности перед собой и обществом. Направления:

- организация активного отдыха и физического оздоровления детей и подростков;

- развитие творческих способностей детей и подростков, расширение их кругозора;

- организация информационно-деятельностного обмена опытом работы;

- проведение различных культурно-досуговых и физических мероприятий;

- создание доброжелательной атмосферы, способствующей ориентации ребенка на положительное действия и поступки;

- обеспечение гарантий социальной защищенности, построение гуманных отношений в коллективе, создание условий свободного развития, раскованности в своих действиях;

- организация социально-значимой деятельности, включение ребенка в различные сферы деятельности. Создание условий для поиска полезных дел;

- развитие ценностных ориентации, превращение обобщенного социального опыта во внутреннюю силу, мотив, побуждающий ребенка к социально-ценностной деятельности.

 

Девиз лагеря: " Природу любить

и всегда охранять, в обиду ее

никому не давать ".

1. Цель программы:

- содействие развитию детского движения «Юный эколог» посредством приключенческой педагогики на базе живой природы; изучение возможности полезного проведения досуга и участия различного рода деятельности на добровольных началах; формирование представлений о системе социальных взаимоотношений между людьми по охране окружающей среды; стимулирование процесса саморазвития личности; развитие гражданской позиции;

- раскрытие творческих и физических способностей детей и подростков;

- обучение детей общению с природой, жизни в гармонии с окружающим миром;

- привитие навыков бережного отношения к родной земле, формирование умения по ее защите;

- обеспечение преемственности старших и младших в природо-охранной деятельности.

2. Задачи программы:

- воспитание экологической ответственности, экологической культуры мышления;

- привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности каждой конкретной личности в среде своего обитания;

- ознакомление с природными процессами и результатами деятельности человека в экосистемах;

- развитие географического кругозора, ознакомление детей и подростков с природно-экономическими различиями районов России;

- укрепление духовного и физического здоровья детей и подростков;

- формирование интересов участников к установлению деловых отношений со сверстниками на заданную тему;

- поиск новых методов и форм организации совместной каникулярной жизнедеятельности детей, подростков и взрослых в условиях лагеря;

- организация научно-исследовательской деятельности с использованием экологических знаний, полученных в школе;

- формирование положительных ценностей у подростков с девиантным поведением;

- формирование осознания ценностей человеческих отношений, необходимость гуманного отношения к окружающей среде и окружающим людям.

Компоненты, обеспечивающие осуществление целей и задач лагеря «Юный эколог»

- Единое место проживания в новой пространственной среде.

- Наличие слаженной команды педагогов во главе с руководителем.

- Создание условий для разнообразной активной деятельности, творческого взаимодействия всех участников.

- Наличие содержательного материала для предстоящей совместной деятельности.

- Ежедневная перегруппировка участников во временные творческие объединения.

- Проведение тинтенсивных занятий с педагогами параллельно с самостоятельной работой детей и подростков.

Концептуальные основы построения деятельности лагеря «Юный эколог»

- Создание атмосферы сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками.

- Взаимообучение через постижение новых педагогических, исполнительских и других технологий, носителями которых являются участники.

- Обеспечение условий для самостоятельной работы, совместного поиска, своевременного одобрения творческих идей.

- Критерии выбора содержание деятельности – духовное и физическое оздоровление детей и подростков.

Содержание программы

Лагерь «Юный эколог» - это система социального развития ребенка, его физического и духовного саморазвития, воспитание гражданской активности, трудолюбия, здорового образа жизни. Главная цель – развитие в каждом ребенке жизнестойкости и жизнеспособности. Дети и взрослые решают вместе чем им заниматься, какие при этом символы и ритуалы использовать. Разнообразие форм, методов и содержание деятельности «Юных экологов» залажено в следующих блоках:

1. Современное состояние окружающей среды России.

2. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды.

3. Взаимодействие природы и общества в Ставропольском крае.

1 блок. Современное состояние окружающей среды России

· Современное состояние атмосферного воздуха и гидросферы:

- антропогенное воздействие на атмосферу;

- качество воздушной среды;

- экологическое состояние поверхностных вод;

· Современное состояние растительного и животного мира, почвенного
покрова:

- состояние почвенного покрова;

- эрозия почвы;

- состояние растительного и животного мира.

· Глобальные проблемы экологии:

- экологические последствия глобального загрязнения атмосферы: парниковый эффект, нарушение озонового слоя, кислотные дожди.

· Принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды:

- охрана окружающей природной среды;

- нерациональное и рациональное природопользование;

- экологическая безопасность.

· Понятие мониторинга окружающей среды:

- экологический мониторинг;

- ступени мониторинга;

- общегосударственная служба наблюдения.

· Источники загрязнения и основные группы загрязняющих веществ в природных средах:

- основные источники загрязнения в природных средах;

- группы загрязнения веществ в природных средах;

- главные загрязнители вод;

- поллютанты атмосферы.

2 блок. Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды

· Государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды:

- малоотходная и безотходная технология;

- оборотное водоснабжение;

- биотехнологические процессы.

· Правовые и социальные вопросы экологического безопасности. Основы экологического права:

- источники экологического права;

- государственные органы охраны окружающей среды;

- юридическая ответственность за экологические правонарушения.

· Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды:

- гармонизация международных экологических отношений;

- международные объекты охраны окружающей среды;

- участие России в Международном экологическом сотрудничестве.

3 блок. Взаимодействие природы и общества в Ставропольском крае.

· Региональная экология:

- эколого-географическое положение Ставропольского края;

- рельеф, климат, внутренние воды Ставропольского края;

- природные ресурсы Ставропольского края;

- классификация природных ресурсов.

· Природные ресурсы Ставропольского края:

- минерально-сырьевые ресурсы;

- рекреационные ресурсы;

- водные ресурсы.

· Ископаемые ресурсы края. Проблема их использования.

- ископаемые ресурсы края;

- экологические проблемы извлечения минеральных ресурсов;

- способы добычи минерального сырья;

- меры, принимаемые для сохранения окружающей среды;

- полезные ископаемые Ставропольского края;

- экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых края.

· Влияние сельского хозяйства на экологическую обстановку в регионе:

- общая характеристика сельского хозяйства в крае;

- проблема эрозии почв;

- проблема опустынивания и засоления почв;

- проблема химического загрязнения почвы.

· Состав и экологические особенности атмосферы:

- атмосферный воздух и его состав;

- антропогенные воздействия на атмосферный воздух;

- основные загрязнители атмосферного воздуха;

- типы загрязнения атмосферного воздуха;

- факторы, стимулирующие распространение загрязнителей в атмосфере.

· Водные ресурсы края:

- общая характеристика водных ресурсов;

- поверхностные воды края;

- подземные воды края;

- основные загрязнители водных объектов;

- действия загрязняющих веществ на водные экосистемы;

- водоотведение.

· Состояние земельных ресурсов края:

- общеземельный фонд;

- деградация земель, ее причины;

- земельные ресурсы Ставропольского края;

- деградация почв, почвенная эрозия.

· Растительный покров края и его состояние:

- общая характеристика растительного покрова Ставропольского края;

- основные фитоценозы Ставропольского края;

- эндемические растения Ставропольского края.

· Проблем охраны растительного мира:

- флора Ставропольского края;

- процесс исчезновения видов;

· Красная книга;

- пути сохранения фиторазнообразия.

· Использование ресурсов животного мира:

- охотничье-промысловые виды животных Ставропольского края;

- особенности биологии охотничье-промысловых видов животных.

· Влияние на фауну хозяйственной деятельности человека:

- роль человека в преобразовании природы;

- рекреационная нагрузка на биотопы.

· Состояние природных комплексов Ставропольского края:

- определение природного комплекса;

- воздействие человека на природные комплексы;

- природные комплексы Ставропольского края;

- ландшафты Ставропольского края;

- сезонная динамика ландшафтов;

- фенология и ее задачи;

- фенологические сезоны года;

- сезоны года в Ставропольском крае.

· Экология и здоровье человека в крае:

- факты, определяющие здоровье человека в Ставропольском крае;

- демографическая ситуация и здоровье населения в крае;

- заболевания и эпидемия. Природные этапы заболевания на Северном Кавказе;

- инфекционные заболевания;

- аллергические заболевания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.