Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






программа реструктуризации Южного Лимбурга






 

Программа " Южный Лимбург" была реализована правительством Нидерландов в период 1965-1990 гг. [Ларина, Кисельников, 1998, с. 106 -ПО]. Она рассматривается экспертами OECD как классический пример осуществления региональной политики с положительным результатом. Проблема юга провинции Лимбург состояла в следующем. В этой части страны многие годы государственными и частными шахтами добывался уголь. В конце 1950-х годов из обшей занятости в 100 тыс. человек в угольной промышленности работало 76 тыс. человек, в том числе 50 тыс. шахтеров. В начале 1960-х годов многие шахты стали нерентабельными, поскольку усилилась конкуренция на рынке угля со стороны США и

Польши, в Европе возник спрос на природный газ. Нидерланды стали разрабатывать месторождения газа, угольная промышленность потеряла свою былую рентабельность. Правительство столкнулось с проблемой закрытия убыточных шахт. Сложность решения этой задачи состояла в том, что самостоятельно найти работу шахтерам было очень трудно, а государственные расходы на выплату пособий по безработице постоянно возрастали ввиду инфляции и роста стоимости рабочей силы. Поэтому правительство Нидерландов, принимая в 1965 г. решение о постепенном закрытии 12 шахт (4 государственных и 8 частных), одновременно приняло ряд мер, направленных на стимулирование предпринимательства в этом регионе.

В период 1965-1970-х годов применялись меры косвенного регулирования. Задача состояла в изменении промышленной структуры региона и повышении занятости. Меры косвенного регулирования включали в основном субсидии и налоговые льготы предпринимателям, организующим новые рабочие места. Однако в период энергетического кризиса 1970-х годов большинство поддерживаемых государством фирм разорилось, проблема безработицы обострилась. Чтобы найти адекватное решение данной проблемы, была создана особая комиссия из представителей правительств, региональных органов власти (провинции и муниципалитетов) и общественных организаций. Ее задача состояла в разработке перспективного плана развития Южного Лимбурга (далее будем называть его программой развития Южного Лимбурга). Разработка программы заняла почти 4 года. В средствах массовой информации обсуждали все возможные направления развития. Разработчики программы информировали население о государственных планах и принимали все замечания. Была выбрана стратегия развития, превращающая эту часть провинции в регион высокотехнологичных предприятий и деловых услуг международного значения. Этому способствовало выгодное экономико-географическое

положение Южного Лимбурга - близость к центру Европы и соседство с развитыми районами Бельгии и Германии.

В период 1975-1990-х гг. стали применяться методы прямого государственного регулирования. Суть их состояла в следующем:

- создание современной транспортной и коммуникационной инфраструктуры при непосредственном участии государства (аэропорт в Маастрихте после реконструкции стал вторым по грузообороту в стране, железнодорожные подъездные пути к шахтам были разобраны, территорию пересекли современные автомагистрали);

-вынос в регион крупных государственных учреждений из перенаселенных городов Нидерландов (государственные полиграфические предприятия, центральное статистическое бюро, национальный пенсионный фонд и др.) и создание при участии государства новых крупных предприятий (завод пассажирских автобусов, реконструкция химических производств, ранее действовавших при шахтах и др.);

- создание крупных образовательных центров (медицинская академия, два университета и др.); многочисленных центров переобучения шахтеров и рабочих другим, пользующимся спросом профессиям; центров высоких технологий; технопарка; выставочных залов и других учреждений деловой инфраструктуры;

- стимулирование среднего и малого бизнеса.

Несмотря на высокие доли государственной собственности и государственных инвестиций, акцент в реализации выбранной стратегии реструктуризации Южного Лимбурга был сделан на деловую активность населения, на частное предпринимательство. Чтобы помочь инициативным предпринимателям закрепиться в регионе, была создана государственная инвестиционная компания - LIOF. В ее уставном капитале значительную долю занимают государственные средств: доля центрального правительства составляет 91%, доля провинции Лимбург - 8%, доля муниципалитета - 1%. Заметим, что позднее в стране возникло еще 4 таких компании.

В начале намечалось завершить реструктуризацию Южного Лимбурга к 1985 г. Планировалось закрыть все шахты в течение 10 лет. Контроль за реализацией программы был возложен на " Комитет по надзору за перспективным планом Южного Лимбурга". Этот комитет был образован на основе комиссии, разработавшей данный план. При ежегодном обсуждении результатов с участием представителей центрального правительства вносились необходимые коррективы. Когда выяснилось, что к намеченному сроку не удается снизить уровень безработицы до среднего по стране показателя, реализация программы была продлена до 1990 г.

С 1980 г. Европейский Союз принял участие в развитии Южного Лимбурга. Здесь были размещены некоторые правительственные учреждения ЕС. Из фонда регионального развития стали поступать средства на развитие инфраструктуры и стимулирование предпринимательства. В общих затратах на реализацию данной программы доля правительства Нидерландов составила 62%, а доля Европейского Союза - 38%. Решение о прекращении государственной поддержки данного региона было принято в 1990 г., когда уровень безработицы достиг среднего показателя по стране -4, 5%.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.