Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Четырехмерная система Лайкерта.






Автор предложил 4 базовые системы стиля, при этом он рассчитывал, что эти системы помогут классифицировать поведение руководителей.

1. Эксплуататорско- авторитарная Руководители имеют характеристики автократа, ориентированные на работу – относятся к теории «Х»
2. Благосклонно-авторитарная Руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, учавствовать в принятии решений. Мотивация вознаграждения и в некоторых случаях – наказания.
3. Консультативно- демократическая Руководители проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным, имеют двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимают подчиненные.
4. Основанная на участии Подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений руководители полностью доверяют подчиненным, взаимоотношения – дружеские и взаимно доверительные. Лидеры соответствуют руководству поощрениями привлекая активно подчиненных к управлению. Сооответствие теории «Y»

Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового звена уделяли внимание прежде всего человеческим аспектам проблем, стоящих перед их подчиненными и создавали отношения, основанные на взаимопомощи, они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство, вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.

------------------------------------

 

Давать поучаствовать:

o Оглашая проблему – было озвучено/ могли высказаться…

o А руководители – получали информацию, которая была полезна им (не просто люди – а люди работающие в сфере организации - могли больше знать в чем-то чем руководитель) – подпитывали компетенциально руководителя.

o Двустороннее общение всегда принесет свои плоды – и личные проблемы выскажут/ быстрее решат, и рекомендации, пожелания выскажут…

 

Двумерная система лидерства:

Классификация стилей лидерства выводы Лайкерта и работы Макгрегора дали мощный импульс использованию стиля руководства на участие работников в принятии решений.

Группа исследователей в университете Огайо разработала систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по 2 параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Согласно этой точке зрения - руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим 2-м критериям. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, обращаясь к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контакта между руководителями и подчиненными.

Структура Внимание к подчиненным
1) Распределяет производственные роли между подчиненными. 2) Расписывает задания и объясняет требования к их выполнению. 3) Планирует и составляет график работ. 4) Разрабатывает подходы к выполнению работ. 5) Передает свое беспокойство о выполнении задания (интересуется – где какие проблемы/ как идет выполнение - не «дергает»). 1) Участвует в двустороннем общении. 2) Допускает участие подчиненных в принятии решений. 3) Общается в одобрительной и не угрожающей манере. 4) Дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой. / особенно важно для тех людей, которые занимаются «любимым» делом – способствует росту производительности труда.

 

Управленческая решетка:

Концепция подхода к эффективности руководства по 2-м критериям разработанная в Университете Огайо была модифицирована Блэйком и Мутоном, которые построили решетку, включающую 5 основных стилей руководства.

Вертикальная ось ее – это забота о человеке, по шкале от 1 до 9.

По горизонтали – забота о производстве, по шкале от 1 до 9.

Стиль руководства определяется обоими этими критериями.

Авторы описывают среднюю и 4 крайние позиции:

1.1. - Страх перед бедностью – со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнению.

1.9. - Дом отдыха – руководитель сосредоточивается на хороших, теплых, человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

9.1. - Авторитет-подчинение – руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

5.5. – Организация – руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.

9.9. – Команда – благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации и это обеспечивает высокий моральный настрой и высокую эффективность.

 

Авторы исходили из того, что самым эффективным стилем руководства было поведение руководителя в позиции 9.9.

По их мнению – такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к подчиненным и такое же внимание к производительности.

 

(тест – 6 вопросов)

o Ответить на вопросы.

o Посчитать вертикально - кружочки, квадратики – подписать внизу в эти самые кружочки, квадратики – сколько чего.

o Умножить эти значения на левый и правый столбец – по отдельности – 2 столбца.

o Сложить полученные значения в этих столбцах.

o Разделить эти суммы на 6.

o Полученные цифры – отложить на оси графика:

o Левый столбец – горизонталь (производство)

o Правый столбец – вертикаль (люди).

o Полученное пересечение – и есть результат…

o Расшифровка – табл.1.2 (в раздаточных распечатках).

-----------------------------------------

 

 

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.