Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






А сейчас, о завоеватель богатств, послушай Мой рассказ о различных типах /категориях/ разума и решимости, соответствующих трем гунам материальной природы.






КОММЕНТАРИЙ: Рассказав Арджуне о знании, познаваемом и субъекте познания в разных гунах материальной природы, Господь собирается рассказать ему о различных категориях разума и решимости, которыми обладают те, кто совершает действия.

 

ТЕКСТ 30

праврттим ча ниврттим чакарйакарйе бхайабхайе

бандхам мокшам ча йа веттибуддхих са партха саттвики

праврттим-действуя; ча-также; ниврттим-бездействуя; ча-и; карйа-то, что следует делать; акарйе-то, чего не следует делать; бхайа-страх; абхайе-и бесстрашие; бандхам-рабство; мокшам-освобождение; ча-и; йа-тот, который; ветти-знает /помогает определить; буддхих-разум; са-это; партха-о сын Притхи; саттвики-в гуне благости.

О сын Притхи, разум, помогающий определить, что следует и чего не следует делать, чего следует и чего не следует бояться, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости.

КОММЕНТАРИЙ: Деятельность, совершаемую в соответствии с указаниями священных писаний, называют правритти, деятельностью, которой следует заниматься. Действия, противоречащие указаниям Вед, совершать не следует. Не зная предписаний Шастр, человек запутывается в сетях кармической деятельности /действий и их последствий. Разум, способный отличить хорошее от дурного, находится в гуне благости.

 

ТЕКСТ 31

йайа дхармам адхармам чакарйам чакарйам эва ча

айатхават праджанатибуддхих са партха раджаси

йайа-которым; дхармам-принципы религии; адхармам-безбожие; ча-и; карйам-что следует делать; ча-также; акарйам-чего не следует делать; эва-безусловно; ча-также; айатха-ват-не достаточно хорошо; праджанати-знает; буддхих-разум; са-этот; партха-о сын Притхи; раджаси-в гуне страсти.

О сын Притхи, разум не способный отличить религию от безбожия, действие дозволенное от запрещенного, находится в гуне страсти.

 

ТЕКСТ 32

адхармам дхармам ити йаманйате тамасаврта

сарвартхан випаритамш чабуддхих са партха тамаси

адхармам-безбожие; дхармам-религия; ити-таким образом; йа-который; манйате-принимает; тамаса-иллюзией; аврта-покрытый; сарва-артхан-все; випаритан-в неверном направлении; ча-также; буддхих-разум; са-этот; партха-о сын Притхи; тамаси-в гуна невежества.

Разум, обладая которым, человек принимает безбожие за религию, а религию за безбожие; разум, погруженный во тьму иллюзии и стремящийся увести человека в сторону от истинного пути, о сын Притхи, является разумом в гуне невежества.

КОММЕНТАРИЙ: Разум в гуне невежества всегда действует /работает/ в неверном направлении. Он принимает за религию то, что ею не является, и отвергает истинную религию. Люди в гуне невежества считают великую душу обыкновенным человеком, а обыкновенного человека великой душой. Они называют истину ложью, а ложь принимают за истину. Что бы они ни делали, они всегда действуют в неверном направлении, поэтому говорится, что их разум находится в гуне невежества.

 

ТЕКСТ 33

дхртйа йайа дхарайатеманах-пранендрийа-крийах

йогенавйабхичаринйадхртих са партха саттвики

дхртйа-решимость; йайа-которая позволяет; дхарайате-человеку поддерживать; манах-ума; прана-потоков жизненного воздуха; индрийа-чувств; крийах-деятельность; йогена-занимаясь йогой; авйабхичаринйа-беспрерывно; дхртих-решимость; са-эта; партха-о сын Притхи; саттвики-в гуне благости.

О сын Притхи, решимость, которая непоколебима, которая делает человека целеустремленным в занятиях йогой, тем самым позволяя ему контролировать деятельность ума, потоков жизненного воздуха и чувств, является решимостью в гуне благости.

КОММЕНТАРИЙ: Йога-это метод, позволяющий живому существу постичь Высшую Душу. Тот, кто неуклонно и со всей решимостью движется к данной цели, сосредоточив на Всевышнем свой ум, чувства и деятельность потоков жизненного воздуха, действует в сознании Кришны. Такая решимость является решимостью в гуне благости. Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово авйабхичаринйа, которое указывает на то, что люди, действующие в сознании Кришны, никогда не станут заниматься никакой другой деятельностью.

 

ТЕКСТ 34

йайа ту дхарма-камартхандхртйа дхарайате 'рджуна

прасангена пхалаканкшидхртих са партха раджаси

йайа-с которой; ту-но; дхарма-религиозная деятельность; кама-удовлетворение чувств; артхан-и экономическое развитие; дхртйа-решимостью; дхарайате-человек обладает; арджуна-о Арджуна; прасангена-из-за привязанности; пхала-аканкши-стремясь насладиться плодами своего труда; дхртих-решимость; са-эта; партха-о сын Притхи; раджаси-в гуне страсти.

Однако решимость, с которой человек стремится насладиться плодами религиозной и экономической деятельности и таким образом удовлетворить свои чувства, находится под влиянием гуны страсти, о Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, который всегда стремится насладиться результатами своей религиозной или экономической деятельности, человек, единственное желание которого заключается в удовлетворении собственных чувств и который подчинил этому желанию деятельность своего ума, потоков жизненного воздуха и чувств, находится в гуне страсти.

 

ТЕКСТ 35

йайа свапнам бхайам шокамвишадам мадам эва ча

на вимунчати дурмедхадхртих са партха тамаси

йайа-которой; свапнам-мечтая; бхайам-страх; шокам-скорбь; вишадам-отчаяние; мадам-иллюзия; эва-безусловно; ча-также; на-никогда; вимунчати-человек отказывается; дурмедха-в которой нет и капли разума; дхртих-решимость; са-эта; партха-о сын Притхи; тамаси-в гуне невежества.

А решимость, которая не выходит за пределы грез, скованная страхом, скорбью, отчаянием и иллюзией -решимость в которой нет ни капли разума, о сын Притхи, является порождением гуны тьмы.

КОММЕНТАРИЙ: Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек в гуне благости не живет в царстве грез. В данном стихе «греза» значит чрезмерный сон. Человек всегда видит сны, в какой бы гуне -благости, страсти или невежества -он ни находился, ибо это совершенно естественно. Но тот, кто слишком много спит, гордится своими возможностями наслаждаться материальными вещами, кто мечтает утвердить свое господство над материальным миром, подчиняя этой цели всю свою жизнь, деятельность своего ума и чувств, обладает решимостью в гуне невежества.

 

ТЕКСТ 36

сукхам тв иданим три-видхамшрну ме бхаратаршабха

абхйасад рамате йатрадухкхантам ча нигаччхати

сукхам-счастье; ту-но; иданим-сейчас; три-видхам-трех видов; шрну-услышь; ме-от Меня; бхарата-ршабха-о лучший из Бхарат; абхйасат-трудясь; рамате-человек испытывает; йатра-где; духкха-страданиям; антам-конец; ча-также; нигаччхати-наступает.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.