Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Арджуна сказал: О сильнорукий, Я хочу знать, какова цель самоотречения [тьяги], а также жизни в отречении [санньясы], о победитель демона Кеши и повелитель чувств.






КОММЕНТАРИЙ: В действительности «Бхагавад-гита» состоит из семнадцати глав. В дополнительной, восемнадцатой главе подводится итог всем обсуждавшимся до этого темам /вопросам/. В каждой главе «Бхагавад-гиты» Господь Кришна подчеркивает, что преданное служение Верховной Личности Бога является высшей целью жизни /это-высшая цель жизни/. Тот же самый вывод делается в восемнадцатой главе, где излагается самая сокровенная часть этого /духовного знания/. В первых шести главах говорилось об исключительном значении преданного служения: йогинам апи сарвешам … Из всех йогов, или трансценденталистов самым лучшим является тот, кто беспрестанно думает обо Мне в своем сердце». В последующих шести главах речь шла о чистом преданном служении, его природе и о деятельности чистых преданных. А в заключительных шести главах рассказывалось о знании, самоотречении, деятельности материальной природы, о трансцендентной природе и преданном служении. В заключении был сделан вывод, что всякая деятельность должна быть посвящена /связана с/ Верховному Господу, воплощенному в словах ом тат сат, которые означают Вишну, Верховную Личность Бога. В третьей главе «Бхагавад-гиты» Кришна показал, что высшей целью жизни является преданное служение и ничто другое. В подтверждение этому мы цитировали труды великих ачаржев прошлого, «Брахма-сутру» и «Веданта-сутру». Некоторые имперсоналисты считают, что монополия на знание, изложенное в «Веданта-сутре» принадлежит им, но на самом деле «Веданта-сутра» предназначена для того, чтобы помочь нам понять суть процесса преданного служения, ибо составителем и лучшим знатаком «Веданты» является Сам Господь. Об этом рассказывается /шла речь/ в пятнадцатой главе «Бхагавад-гиты». Целью каждого священного писания, каждой Веды является преданное служение. Так утверждает «Бхагавад-гита».

Подобно тому, как во второй главе приводилось краткое содержание всех остальных глав «Бхагавад-гиты», восемнадцатая глава подводит итог всему сказанному в предыдущих главах. Цель жизни, как указано здесь, состоит в том, чтобы, отрекшись от всего материального, подняться на трансцендентный уровень и выйти из-под влияния гун материальной природы. Арджуна хочет уяснить разницу между двумя темами, освещавшимися в «Бхагавад-гите»: самоотречением (тьягой) и жизнью в отречении (санньясой). Поэтому он прости Кришну объяснить ему смысл этих двух понятий.

Весьма примечательны в данном стихе два имени Верховного Господа: Хришикеша и Кеши-нишудана. Кришну называют Хришекешей, ибо Он является повелителем всех чувств и всегда готов помочь нам /живому существу/ достичь покоя ума. Арджуна просит Кришну подвести итог всему вышесказанному с тем, чтобы он мог всегда оставаться в состоянии равновесия /умиротворения/. Тем не менее у него все еще остаются сомнения, а сомнения часто сравнивают с демонами. Поэтому Арджуна называет Кришну Кеши-нишудана. Кеши-это могущественный демон, некогда убитый Господом, поэтому сейчас Арджуна прости Кришну уничтожить демона его сомнений.

 

ТЕКСТ 2

шри-бхагаван увача

камйанам карманам нйасамсаннйасам кавайо видух

сарва-карма-пхала-тйагампрахус тйагам вичакшанах

шри-бхагаван увача-Господь, Верховная Личность Бога, сказал; камйанам-продиктованной желанием; карманам-от деятельности; нйасам-отказ; саннйасам-жизнь в отречении; кавайах-ученые мудрецы; видух-знай же; сарва-всякой; карма-деятельности; пхала-от результатов; тйагам-отказ; прахух-называют; тйагам-самоотречением; вичакшанах-сведущие люди.

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Отказ от деяетльности, направленной на удовлетворение материальных желаний великие мудрецы называют жизнью в отречении [санньясой]. А отказ от результатов всякой деятельности они именуют самоотречением [тьягой].

КОММЕНТАРИЙ: Человек должен отказаться от деятельности ради ее плодов. Так предписывает «Бхагавад-гита». Вместе с тем следует продолжать заниматься деятельностью, которая помогает обрести духовное знание. Это станет ясно из последующих стихов. В Ведах описано много методов совершения жертвоприношений для достижения той или иной цели. Есть жертвоприношения, которые могут помочь человеку зачать благочестивого сына или подняться на райские планеты, однако мы должны прекратить всякие жертвоприношения, продиктованные материальными желаниями и совершать лишь жертвоприношение, которое даст нам возможность овладеть трансцендентной наукой.

 

ТЕКСТ 3

тйаджйам доша-вад итй экекарма прахур манишинах

йаджна-дана-тапах-кармана тйаджйам ити чапаре

тйаджйам-следует отказаться; доша-ват-как от зла /греховной/; ити-таким образом; эке-одни; карма-деятельности; прахух-они говорят; манишинах-великие мудрецы; йаджна-жертвоприношений; дана-благотворительной деятельности; тапах-аскез; карма-видов деятельности; на-никогда; тйаджйам-не следует отказываться; ити-таким образом; ча-безусловно; апаре-другие.

Одни мудрецы говорят о том, что необходимо отказаться от всех видов кармической деятельности, как от греховных, а другие утверждают, что человек никогда не должен прекращать совершать жертвоприношения и аскезы, а также заниматься благотворительной деятельностью.

КОММЕНТАРИЙ: В Ведах много утверждений, вызывающих разнотолки /споры; которые становятся предметом разногласий/. Там, например, сказано, что животных можно убивать во время совершения жертвоприношений; тем не менее некоторые люди считают убийство животных совершенно недопустимым. Хотя Веды позволяют убивать приносимое в жертву животное, на самом деле его нельзя считать убитым. Во время жертвоприношения животное получает новую жизнь. Иногда, после того, как его принесли в жертву, оно получает тело животного, а иногда-сразу тело человека. Однако среди мудрецов нет единого мнения по этому поводу. Одни из них говорят, что животных не следует убивать вообще, а другие настаивают на том, что убийство животного во время совершения жертвоприношений является для него благом. Поэтому Господь собирается Сам разъяснить все эти противоречивые мнения.

 

ТЕКСТ 4

нишчайам шрну ме татратйаге бхарата-саттама

тйаго хи пуруша-вйагхратри-видхах сампракиртитах

нишчайам-непременно; шрну-услышь; ме-от Меня; татра-там; тйаге-о том, что такое самоотречение; бхарата-сат-тама-О лучший из Бхарат; тйагах-самоотречение; хи-непременно; пуруша-вйагхра-О тигр среди людей; три-видхах-трех видов; сампракиртитах-говорится.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.