Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из всех людей тот, кто знает Меня как нерожденного, не имеющего начала, как Верховного Господа всех миров-только он неподвластен иллюзии и свободен от всех грехов.






КОММЕНТАРИЙ: Как было сказано в седьмой главе (7.3), манушйанам сахасрешу кашчид йатати сиддхайе: те, кто пытается достичь духовного самоосознания, не обыкновенные люди; они превосходят миллионы и миллионы тех, кто лишен духовного знания. Но из всех, кто действительно пытается осознать свою истинную /духовную/ сущность, наибольшего успеха /самого высокого уровня/ достигает тот, кто осознал, что Кришна-это Верховная Личность Бога, нерожденный владыка всего сущего. Только поднявшись на этот уровень и полностью осознав Кришну как Верховного Господа, человек освобождается от всех последствий своих греховных поступков.

Господь назван здесь аджа, что значит «нерожденный», однако он не похож на живых существ, которые во второй главе также названы словом аджа. Господь отличен от живых существ, которые рождаются и умирают, опутанные нитями материальных привязанностей. Обусловленные души постоянно меняют тела, тогда как тело Господа всегда остается неизменным. Даже приходя в материальный мир, Он остается нерожденным; поэтому в четвертой главе говорится, что появляясь в материальном мире посредством Своей внутренней, высшей энергии, Господь никогда не попадает под влияние низшей, материальной энергии.

Здесь сказано: ветти-лока-махешварам. Каждый из нас должен знать, что Господь Кришна-верховный владыка всех планет во вселенной. Он существовал до творения и находится за пределами материального космоса. Все полубоги появились на свет /были созданы/ в материальном мире, но что до Кришны, то Он не является сотворенным живым существом /не относится к числу/; поэтому Кришна отличается даже от таких великих полубогов, как Брахма и Шива. И поскольку Он является создателем Брахмы, Шивы и других полубогов, Его называют Верховной Личностью всех планетных систем.

Таким образом, Кришна отличен от всего сотворенного и каждый, кто признает Его таковым, немедленно освобождается от всех греховных реакций. Чтобы познать Верховного Господа, необходимо освободиться от всех последствий своих греховных поступков. Как сказано в «Бхагавад-гите» постичь Господа можно только в процессе преданного служения и никак иначе.

Кришну нельзя считать обыкновенным человеком. Как уже говорилось, думать так могут только глупцы. Та же самая мысль, хотя несколько иначе, выражена и в этом стихе. Тот, кто не является глупцом, кто достаточно разумен для того, чтобы постичь Бога в Его изначальном положении навсегда сбрасывает с себя бремя греховных реакций.

Как Кришна, которого называют сыном Деваки, может быть нерожденным? Объяснение этому мы найдем в «Шримад-Бхагаватам»: Господь, который предстал перед Васудевой и Деваки, не был рожден как обыкновенный ребенок; Он появился перед ними в Своей изначальной форме, а затем уже /и только затем/ превратился в младенца.

Все, что совершается по указанию Кришны, обладает трансцендентной природой и не может быть осквернено материальными реакциями, благоприятными или неблагоприятными. Представления о благоприятном и неблагоприятном, существующие в материальном мире, рождаются главным образом в уме, ибо в материальном мир нет ничего благоприятного. Здесь все неблагоприятно, так как неблагоприятна сама материальная природа. То, что мы считаем благоприятным, является плодом нашего воображения. Истинно благоприятной является деятельность, совершенная в сознании Кришны, на уровне чистого преданного служения. Поэтому если мы вообще хотим, чтобы наша деятельность была благоприятной /принесла нам благо/, то должны действовать в соответствии с указаниями Верховного Господа. Эти указания можно получить из авторитетных священных писаний, таких как «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гита» или от истинного духовного учителя. Поскольку духовный учитель является представителем Верховного Господа, данные им указания исходят непосредственно от Господа. Духовный учитель, святые люди и священные писания ведут нас к одной цели. Между ними нет и не может быть никаких противоречий. Действуя, в соответствии с их указаниями, мы не получаем реакций, которыми сопровождается благочестивая или неблагочестивая деятельность, совершенная в материальном мире. Преданный, находящийся на трансцендентном уровне, занимается деятельностью в состоянии самоотречения, и такой образ действий называют санньясой. Как сказано в первом стихе шестой главы «Бхагавад-гиты», тот, кто действует из чувства долга, выполняя указания Верховного Господа и не стремится насладиться плодами своего турида (анашритах карма-пхалам), находится в состоянии истинного самоотречения. Только тот, кто действует по указанию Верховного Господа, является истинным санньяси, истинным йогом, а вовсе не тот, кто просто рядится в одежды санньяси, или занимается так-называемой йогой.

 

ТЕКСТ 4-5

буддхир джнанам асаммохахкшама сатйам дамах шамах

сукхам духкхам бхаво 'бхавобхайам чабхайам эва ча

ахимса самата туштистапо данам йашо 'йашах

бхаванти бхава бхутанамматта эва пртхаг-видхах

буддхих-разум; джнанам-знание; асаммохах-свобода от сомнений; кшама-всепрощение; сатйам-правдивость; дамах-способность контролировать чувства; шамах-способность контролировать ум; сукхам-счастье; духкхам-горе; бхавах-рождение; абхавах-смерть; бхайам-страх; ча-также; абхайам-бесстрашие; эва-также; ча-и; ахимса-отказ от насилия; самата-равновесие; туштих-удовлетворенность; тапах-аскетизм; данам-благотворительность; йашах-слава; айашах-бесславие; бхаванти-исходят; бхавах-качества; бхутанам-живых существ; маттах-от Меня; эва-безусловно; пртхак-видхах-по-разному.

Разум, знание, свобода от сомнений и иллюзии, всепрощение, правдивость, способность контролировать чувства и ум, счастье, горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, отказ от насилия, уравновешенность, удовлетворенность, аскетизм, благотворительность, слава и бесславие-все эти качества, которыми обладают живые существа, созданы Мной одним /и только Мной/.

КОММЕНТАРИЙ: Различные качества живых существ, положительные и отрицательные, все они созданы Кришной и перечислены в данном стихе.

Разумом называют способность видеть вещи такими как они есть, а знанием-представление о том, что такое дух и что такое материя. Обычное знание, которое люди получают в университетах, относится только к материальным вещам и потому не может быть признано /истинным/ знанием. Обладать знанием значит понимать в чем различие между духом и материей /чем дух отличается от материи/. Современная система образования не дает людям знание о душе; она просто учит их манипулировать материальными элементами и удовлетворять потребности тела. Поэтому академическое знание не является полным. Асаммохой, свободой от сомнений и иллюзии, обладает тот, кто перестал колебаться и обрел трансцендентное знание. С течением времени он постепенно преодолевает влияние иллюзии. Мы ничего не должны принимать слепо /на веру/; все нужно как следует взвесить и обдумать. Необходимо также развивать в себе кшаму, терпение и умение прощать; мы должны обладать терпением и снисходительно относится к проступкам /ошибкам/ других людей. Сатйам, правдивость, значит, что факты следует представлять такими как они есть, заботясь о благе других людей /действуя на благо/. Факты не должны искажаться. Расхожая мораль гласит, что правду следует говорить лишь в том случае, если она приятна собеседнику. Но это не имеет ничего общего с правдивостью. Правду следует говорить прямо /в глаза/, чтобы люди знали, каково действительное положение вещей. Тот, кто предупреждает других о том, что тот или иной человек вор, говорит правду. Без сомнений и колебаний мы должны говорить людям даже горькую правду. Обладать таким качеством, как правдивость, значит представлять факты такими как они есть на благо других людей. Вот что такое правдивость /правда? /.

Контролировать чувства /держать чувства под контролем/ значит не использовать из без нужды ради собственного удовольствия. Вовсе не возбраняется удовлетворять основные потребности чувств, но излишние чувственные удовольствия пагубно сказываются на духовном развитии человека. Поэтому чувства не должны использоваться без нужды. Точно также, мы не должны позволять уму думать о чем угодно; это качество называют шама. Не следует часами /все время/ думать о том, как добыть /заработать; где достать/ деньги. Делая это мы попросту расточаем энергию мысли. Ум необходимо использовать для того, чтобы понять, в чем заключается /какова/ главная потребность всех людей /каждого человека/, и это должно быть сделано в соответствии с указаниями авторитетов. Мыслительные способности необходимо развивать в общении с людьми, сведущими в авторитетных писаниях /которые досконально изучили/, святыми людьми и духовными учителями, а также теми, кто уже развил в себе силу мысли. Источником счастья или удовольствия (сукхам) для нас всегда должно быть то, что способствует развитию духовного знания и сознания Кришны. Точно также, все, что причиняет нам боль или страдания является неблагоприятным для сознания Кришны. Мы должны принимать все благоприятное для сознания Кришны и отвергать то, что не благоприятно скажется на нашем духовном развитии.

Бхава, рождение, связано с материальным телом. Что касается души, то она, как было сказано в самом начале «Бхагавад-гиты», никогда не рождается и не умирает. Рождение и смерть существует лишь для тех, кто воплотился в материальном мире /обладает материальным телом/. Источником страха является беспокойство о будущем. Человек, обладающий сознанием Кришны не ведает страха /ничего не боится; ему нечего бояться/, ибо деятельность, которой он занимается, гарантирует ему возвращение в духовный мир, домой, к Богу. Его ждет светлое будущее /Его будущее светло. Все остальные, однако, не знают, что произойдет с ними в будущем, какой будет их следующая жизнь. Поэтому они всегда пребывают в беспокойстве /не ведают покоя/. Если мы хотим избавиться от тревог, то должны осознать /постичь/ Кришну и всегд оставаться в сознании Кришны. Тогда мы освободимся от всех страхов. В «Шримад-Бхагаватам» (11.2.37) говорится: бхайам двитийабхини-вешатах сйат. Причиной страха является влияние иллюзорной энергии. Однако у тех, кто вышел из-под ее влияния, кто, перестав отождествлять себя с материальным телом и осознав себя духовной частицей Верховной Личности Бога, поднялся на уровень трансцендентного служения Господу, нет причин для страха. Их ожидает великое будущее. Страх-это состояние людей, не обладающих сознанием Кришны. А бесстрашным, абхайам, может быть только тот, кто развил в себе сознание Кришны.

Ахимса, отказ от насилия, означает, что человек не должен причинять другим страданий и беспокойств. Обещания многочисленных политиков, социологов, филантропов и т.д., связанные с материальной деятельностью, никому не приносят реального блага, поскольку эти политики и филантропы не обладают трансцендентным видением; они не знают, что является истинным благом для общества. Ахимса значит, что людям необходимо дать такую подготовку, чтобы они могли полностью реализовать возможности человеческой формы жизни. Человеческая жизнь предназначена для духовного самоосознания, и всякое действие, препятствующее достижению этой цели, является насилием над телом человека. А деятельность, которая помогает обыкновенным людям достичь духовного совершенства /счастья в духовной жизни/, относится к категории ненасилия.

Самата, равновесие /уравновешенность/-это свобода от привязанности и неприязни /из отсутствие/. Излишние проявления привязанности или отрешенности /неприязни/ не принесут нам блага. Мы не должны испытывать к материальному миру ни привязанности, ни неприязни. Следует принимать все то, что благоприятно для деятельности в сознании Кришны, и отвергать то, что /все/ неблагоприятное. Вот что такое самата, уравновешенность. Человек, обладающий сознанием Кришны, ничего не отвергает и ничего не принимает, кроме того, что может быть полезно /может понадобиться/ для его деятельности в сознании Кришны.

Тушти, удовлетворенность, означает, что человек не должен прилагать усилий к тому /для того/, чтобы приобретать все больше и больше материальных вещей. Он должен довольствоваться тем, что получил по милости Верховного Господа. Вот что такое удовлетворенность. Тапас значит аскезы и покаяния. С ними связано много ведических правил и предписаний, следуя которым, человек должен, например, вставать рано утром и совершать омовение. Иногда нам очень тяжело вставать рано утром, но лишения, на которые человек идет добровольно, называют аскезой. Веды, кроме того, предписывают поститься в определенные числа месяца. Даже если человек /кто-то из нас/ /даже тот, кто/ не любит поститься, должен делать это в рекомендуемые дни, доказывая тем самым свою решимость совершенствоваться в науке сознания Кришны. Однако не рекомендуется держать слишком долгие и частые посты или поститься в нарушение ведических предписаний. Не следует участвовать в политических голодовках; согласно «Бхагавад-гите», это посты в гуне невежества, а действия, совершаемые в гунах невежества или страсти не способствуют духовному развитию. Чтобы духовно развиваться, необходимо действовать в гуне добродетели, поэтому посты, совершаемые в соответствии с предписаниями Вед, помогают человеку обрести духовное знание.

Что касается благотворительной деятельности, то пятьдесят процентов своего дохода человек должен отдавать на благое дело. Какое дело называют благим? То, которое совершается в сознании Кришны /в соответствии с принципам/. Это не только благое, но и самое лучшее дело. Поскольку Кришна является всеблагим, всеблагой является и Его миссия. Поэтому пожертвования нужно давать человеку, занимающемуся деятельностью в сознании Кришны. Согласно Ведам, пожертвования должны отдаваться брахманам. В Индии до сих пор следуют этой традиции, хоть и не в строгом соответствии с предписаниями Вед. Тем не менее в Ведах сказано, что пожертвования следует давать брахманам. Почему? Потому что брахманы занимаются распространением высшего, духовного знания. Каждый представитель этого сословия должен посвятить свою жизнь осознанию Брахмана. Брахма джанатити брахманах: того, кто постиг Брахман, называют брахманом. Таким образом, пожертвования следует давать брахманам, поскольку они постоянно заняты духовной деятельностью и у них нет времени /им некогда/ самим зарабатывать себе на жизнь. Веды также предписывают давать пожертвования тем, кто живет в отречении, санньяси. Санньяси идут от двери к двери, но не /столько/ для того, чтобы просить милостыню, /сколько/ а для того, чтобы проповедовать /заниматься проповеднической деятельностью/. По традиции они идут от двери к двери, чтобы пробудить домохозяев ото сна невежества. Поскольку домохозяева, поглощенные делами семьи, забыли о том, что истинной целью жизни является развитие сознания Кришны, санньяси идут к ним за подаянием и проповедуют им философию сознания Кришны /говорят о необходимости обрести сознание Кришны/. Как сказано в Ведах, человек должен пробудиться ото сна и исполнить свое предназначение в человеческой форме жизни. Санньяси несут людям духовное знание и метод духовного самоосознания, поэтому пожертвования следует давать тем, кто ведет жизнь в отречении и брахманам или жертвовать деньги на какое-нибудь другое благое дело, а не отдавать их кому попало.

О йашас, славе Господь Чайтанья говорил следующее: слава приходит к человеку тогда, когда он становится великим преданным. Это настоящая слава. Если человек стал знаменитым, благодаря своим выдающимся достижениям в сознании Кришны, он обрел настоящую славу. Все же остальные прозябают в бесславии.

Эти качества можно найти повсюду во вселенной у людей и полубогов. На разных планетах вселенной есть много различных форм человеческой жизни, среди которых можно найти обладателей перечисленных выше качеств. Кришна наделяет ими того, кто стремится развить в себе сознание Кришны, но они появляются у человека изнутри /приходят к нему изнутри???. Верховный Господь устраивает так, что у того, кто занимается преданным служением /служит Ему/, появляются все положительные качества.

Источником всего, что существует на свете, хорошего и плохого, является Кришна. В материальном мире нет ничего, чего бы не было в Кришне. Вот что такое знание; необходимо осознать, что, несмотря на существующие между ними различия, все явления и предметы берут свое начало в Кришне.

 

ТЕКСТ 6

махаршайах сапта пурвечатваро манавас татха

мад-бхава манаса джатайешам лока имах праджах

маха-ршайах-великих мудрецов; сапта-семь; пурве-прежде; чатварах-четыре; манавах-Ману; татха-также; мат-бхавах-порожденные Мной; манасах-из ума; джатах-рожденные; йешам-их; локе-в мире; имах-все это; праджах-население.

Семь великих мудрецов, а до них четыре других великих мудреца и Ману [прародители человечества], изошли от Меня, рожденные из Моего ума и дали начало всем живым существам, населяющим /обитающим на/ различные планеты вселенной.

КОММЕНТАРИЙ: Господь излагает здесь краткую генеалогию населения вселенной. Брахма, первое живое существо во вселенной, появился на свет из энергии Верховного Господа /был рожден энергией Верховного Господа/, которого называют Хиранйагарбха /в Его форме Хиранйагарбха/. Брахма, в свою очередь произвел на свет семь великих мудрецов, а до них четырех других великих мудрецов-Санаку, Сананду, Санатану и Санат-кумара, также как и Ману /вместе с Ману. Этих двадцать пять великих мудрецов называют патриархами /предшественниками; прародителями/ всех живых существ во вселенной. На свете бесчисленное множество вселенных и бесчисленное множество планет, каждая из которых населена самыми разнообразными живыми существами. Все они ведут свое начало от двадцати пяти патриархов. В течение тысячи лет по исчислению полубогов Брахма совершал аскезы, прежде чем по милости Кришны понял, как творить вселенную. Брахма произвел на свет Санаку, Сананду, Санатану и Санат-кумара, затем Рудру, а после него - семь великих мудрецов, и таким образом все брахманы и кшатрии появились на свет из энергии Верховной Личности Бога. Брахму называют Питамаха, дедом, а Кришну-Прапитамаха, прадедом. Об этом сказано в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты» (11.39).

 

ТЕКСТ 7

этам вибхутим йогам чамама йо ветти таттватах

со 'викалпена йогенайуджйате натра самшайах

этам-все это; вибхутим-величие; йогам-мистическое могущество; ча-также; мама-Мое; йах-тот, кто; ветти-постиг; таттватах-действительно; сах-он; авикалпена-беспримесным; йогена-преданным служением; йуджйате-занимается; на-никогда; атра-в этом; самшайах-сомнений;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.