Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Йог неизмеримо более велик любого аскета, философа-эмпирика и того, кто занимается кармической деятельностью. Поэтому, о Арджуна, не взирая ни на что, стань йогом.






КОММЕНТАРИЙ: Говоря о йоге, мы имеем виду процесс соединения нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Разные категории людей по разному называют этот процесс, в зависимости от выбранного ими метода духовного самоосознания. Когда процесс воссоединения со Всевышним основан на кармической деятельности, его называют карма-йогой, когда он связан в основном с философскими изысканиями, он носит название гьяна-йоги, а когда в основе процесса лежит деятельность в преданном служении Верховному Господу, его именуют бхакти-йогой. Бхакти-йога, или метод сознания Кришны, как будет сказано в следующем стихе, является высшей ступенью йогической лестницы. В данном стихе Господь подтвердил превосходство /мистической? / йоги, но не сказал, что она выше бхакти-йоги. Бхакти-йога дает человеку полное духовное знание, и потому является непревзойденной /непревзойденным методом духовного самоосознания/. Аскезы, которые не приводят человека к осознанию своей истинной сущности, являются несовершенными. Философские изыскания, которые не побуждают человека предаться Верховному Господу, также остаются несовершенными. А кармическая деятельность, лишенная сознания Кришны - это пустая трата времени. Поэтому самым лучшим из всех перечисленных здесь методов йоги является бхакти-йоги, более подробно об этом будет рассказано в последующем стихе.

 

ТЕКСТ 47

йогинам апи сарвешаммад-гатенантар-атмана

шраддхаван бхаджате йо мамса ме йуктатамо матах

йогинам-среди йогов; апи-также; сарвешам-всех видов; мат-гатена-следуя Моим указаниям, всегда думая обо Мне; антах-атмана-в глубине своего сердца; шраддха-ван-обладая непоколебимой верой; бхаджате-занимается трансцендентным любовным служением; йах-тот, кто; мам-Мне (Верховному Господу); сах-его; ме-Я; йукта-тамах-величайшим йогом; матах-считаю.

И из /среди всех йогов, тот, кто, обладая непоколебимой верой, всегда выполняет Мои указания, думает обо Мне в глубине своего сердца и служит Мне с любовью и преданностью, самым тесным образом связан со Мной в йоге и превосходит всех прочих трансценденталистов. Таково Мое мнение.

КОММЕНТАРИЙ: Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово бхаджате. Бхаджате-производное от слова бхадж, которое употребляется, чтобы указать на необходимость в служении. Русское слово «поклонение» не совпадает по смыслу со словом бхадж. Поклоняться значит чтить того, кто достоин поклонения, преклоняться перед ним. Но служить с любовью и преданностью можно /должно/ только Верховной Личности Бога. Человек может пренебречь поклонением какому-нибудь высокопоставленному лицу или полубогу и прослыть невежей, но на том, кто отказался служить Верховному Господу, лежит печать проклятия. Каждое живое существо- неотъемлемая частица Верховной Личности Бога и в соответствии со своей природой /изначально/ предназначено для того, чтобы служить Верховному Господу. Не делая этого, оно деградирует. «Бхагаватам» (11.5.3) дает этому следующее подтверждение:

йа эшам пурушам сакшадатма-прабхавам ишварам

на бхаджантй аваджанантистханад бхраштах патантй адхах

«Тот, кто отказывается служить предвечному Господу, являющемуся источником всех живых существ, и не исполняет своего долга перед Ним, неизбежно падет, утратив свое изначальное положение».

В этом стихе также употреблено слово бхаджанти. Таким образом бхаджанти относится /применимо/ только к Верховному Господу, тогда как слово «поклонение» можно употреблять и по отношению к полубогам или обыкновенным живым существам. Слово аваджананти, употребленное в данном стихе, всречается также в «Бхагавад-гите». Аваджананти мам мудхах: «Только глупцы и негодяи насмехаются /глумятся/ /могут насмехаться; глумиться/ над Верховной Личностью Бога, Господом Кришной». Такие глупцы берутся писать собственные комментарии к «Бхагавадгите», хотя отвергают служение /принцип служения/ Господу. В результате, они не могут должным образом разграничить понятия, обозначенные словами бхаджанти и «поклонение».

Занятия йогой достигают своей кульминации на уровне бхакти-йоги. Все остальные методы йоги-не более чем ступени, ведущие к бхакти в бхакти-йоге. Строго говоря, йога значит бхакти-йога; все остальные виды йоги-ступени, позволяющие достичь уровня бхакти-йоги. Начиная со ступени карма-йоги и заканчивая уровнем бхакти-йоги, живое существо проходит /должно пройти/ длинный /долгий/ путь духовного самоосознания. Началом этого пути является кармайога, лишенная стремления к плодам своего труда. Когда, человек, занимающийся карма-йогой, обретает знание и способность к самоотречению, он поднимается на уровень гьяна-йоги. Когда занятия гьяна-йогой приводят его к медитации на Сверхдушу, посредством различных физических методов /упражнений; методов механического воздействия на тело/, и он сосредотачивает на Ней свой ум, то достигает стадии аштанга-йоги. Поднявшись еще выше и осознав Верховную Личность Бога, Кришну, человек достигает уровня бхакти-йоги, кульминации. Бхакти-йога является высшей целью занятий йогой, но чтобы вникнуть в суть этого метода, человек должен понять содержание всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся достичь высшей цели, находится на верном пути, который приведет его к вечному счастью. А тех, кто достигнув определенной ступени йоги, останавливается на ней и не движется дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.д.. Если человеку посчастливится подняться на уровень бхакти-йоги, он поднимется и над всеми остальными методами йоги. Поэтому развить в себе сознание Кришны-значит достичь высшей ступени йоги. Так, говоря о Гималаях, мы имеем в виду самые высокие горы в мире, и высочайшей горной вершиной на земле является Эверест, который находится в Гималаях.

Только тот, кому очень посчастливится, может обрести сознание Кришны, следуя путем бхакти-йоги и выполняя предписания Вед. Идеальный йог /йог, достигший совершенства/ сосредотачивает свой ум на Кришне, которого называют Шьямасундара. Цвет Его прекрасного тела напоминает цвет грозового облака, Его лотосоподобный лик сияет, словно солнце, одежды усыпаны драгоценными камнями, а грудь украшена гирляндами из цветов. Сияние, исходящее от Его тела, освещает все стороны света и называется брахмаджьоти. Он приходит в материальных мир в различных воплощениях, таких как Рама, Нрисимха, Вараха и Кришна, Верховная Личность Бога. Появляясь на земле в облике человека Он становится сыном матери Яшоды и известен под именами Кришна, Говинда и Васудева. Он - самый совершенный сын, муж, друг и господин, Он исполнен всех достояний и трансцендентных качеств. Того, кто полностью осознал эти черты и качества Господа, называют совершенным йогом.

Достичь высшей ступени совершенства можно только занимаясь бхакти-йогой. Это подтверждается в Ведах:

йасйа деве пара бхактирйатха деве татха гурау

тасйаите катхита хй артхахпракашанте махатманах

«Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя, открывается смысл ведического знания» («Шветашватара Упанишад» ^.23).

Бхактир асйа бхаджанам тад ихамутропадхи-наирасйенамушмин манахкалпанам, этад эва наишкармйам. «Бхакти-это преданное служение Господу, не оскверненное желанием материальной выгоды в этой жизни или в следующей. Освободившись от подобных устремлений, йог должен сосредоточить свой ум на Всевышнем. Такова цель наишкармйа» («Гопала-тапани Упанишад» 1.15).

Существуют определенные методы, в соответствии с которыми следует заниматься бхакти-йогой и развивать в себе сознание Кришны, которое является высшим совершенством йоги.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к Шестой главе «Шримад Бхагавад-гиты», которая называется «Дхьяна-йога».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.