Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и значение бизнес-модели






 

Современное управление основано на использовании разнообразных моделей, позволяющих описать деятельность организации на всех этапах ее жизненного цикла, а так же отдельные функциональные сферы. Это касается объектов управления различной организационно-правовой формы, организационных структур и целей их существования, будь то производство продукции или оказание услуг.

На базовом экономическом уровне бизнес-модель – логическая схема, согласно которой организация поддерживает свою финансовую состоятельность. Бизнес-модель – компактное упрощённое представление о бизнесе, предназначенное для целостного представления и анализа деятельности всей системы взаимосвязанных бизнес-процессов. Бизнес-модель выражает суть бизнес-системы, поэтому её может разработать только управленческая команда этой организации. Она должна отвечать на ключевые вопросы об организации, такие как «что?», «как?», «для кого?», «с кем?» и т. д. Ее можно также определить как модель, описывающую ее внутреннюю архитектуру (корпоративную миссию и стратегию, стратегические цели и задачи, бизнес-процессы, организационно-штатную структуру, систему документооборота, информационные технологии), необходимую для достижения корпоративных целей.

Создание бизнес-модели может использоваться как один из шагов стратегического планирования.

Приведем пример различных бизнес-моделей.

Бизнес-модель магазина является наиболее известной и простой. Модель включает в себя размещение магазина в месте нахождения потенциальных покупателей и демонстрацию им предлагаемых к продаже товаров или услуг.

Бизнес-модель, которая называется «наживка-крючок» (также известная как «бритва-лезвие» или «связанные товары»), начала использоваться в начале двадцатого века. Эта бизнес-модель заключается в продаже основного продукта по очень низкой цене, иногда ниже себестоимости («наживка»), а затем основная прибыль зарабатывается на продаже запасных частей, расходных материалов или других связанных с использованием «наживки» товаров или услуг («крючок»). Например, бритвенные станки и лезвия, мобильные телефоны и услуги связи, принтеры и картриджи, фотоаппараты и фотобумага.

В середине прошлого века новые бизнес-модели разработали ресторанная сеть McDonald's и производитель автомобилей Toyota.

Сегодня тип бизнес-модели может зависеть от способа использования технологии. Например, предприниматели в сети Интернет создают совершенно новые модели на основе уже существующих или только создающихся технологий. Используя такие технологии, компания может с минимальными затратами привлечь большое число клиентов.

 

Организация процесса бизнес-планирования

 

Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок процесса планирования.

Во-вторых, для того, чтобы разрабатывать планы, нужна информация: внутренняя и внешняя. Основой информационного блока процесса бизнес-планирования являются:

- экономическая информация: прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.;

- учетная информация: информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках и т.д.) и управленческого учета;

- финансовая информация: сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая;

- политическая информация;

- и т. д.

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации.

Программно-технические средства, используемые в процессе планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы планирования.

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность этапов и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Можно выделить следующие основные этапы процесса бизнес-планирования:

1. Подготовительный.

2. Разработка бизнес-плана.

3. Продвижение бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности (этап презентации).

4. Реализация бизнес-плана.

Ключевым моментом подготовительного этапа бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи.

Этап разработки бизнес-плана будет рассматриваться ниже.

Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиций – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана потенциальным инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.

Презентация и аудит бизнес-плана внешними инвесторами предшествуют началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласование условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план.

Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Реализовать бизнес-план – это значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

 

Содержание, основные этапы и требования к разработке бизнес-плана

Рассмотрим стадию разработки бизнес-плана в процессе бизнес-планирования.

Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, их содержание, по существу, остается практически неизменным.

Основные разделы бизнес-плана:

1. Общая часть, резюме.

2. Описание предприятия.

3. Описание продукции.

4. Анализ рынка и конкуренции.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Оценка риска.

9. Финансовый план.

При разработке бизнес-плана выделяют следующие этапы:

- сбор и анализ предварительной информации;

- подготовка технического задания и календарного плана на разработку бизнес-плана;

- сбор детальной информации по всем разделам плана;

- анализ, обработка информации, подготовка разделов бизнес-плана;

- оформление бизнес-плана;

- контроль содержания разделов и безошибочности финансовых расчетов;

- подготовка нескольких вариантов бизнес-плана (в зависимости от целевой аудитории);

- печать, прошивка копий бизнес-плана.

Заказчиком бизнес-плана являются юридические и физические лица, предприниматели. Разработчиками – выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, консалтинговые фирмы, авторские коллективы, отдельные авторы.

Бизнес-план может составляться наемной группой специалистов, а заказчики участвуют в нем посредством подготовки исходных данных. Но может быть и другой подход – когда заказчики сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности возможных инвесторов.

При разработке бизнес-плана составляются техническое задание и календарный план (график работ). Если план разрабатывают консалтинговые фирмы, то эти документы составляются письменно и согласовываются сторонами (заказчиком и разработчиком). Если бизнес-план подготавливают сами заказчики, допускается не оформлять данные документы, но основные параметры, определяемые в них нужно согласовывать между руководителем и специалистом.

Техническое задание должно содержать описание существенных требований, ограничений и параметров ожидаемого результата работы по разработке бизнес-плана. Календарный план должен содержать перечень всех этапов осуществляемой работы с планируемыми датами их начала и окончания. Особенно важны ключевые показательные даты окончания особо значимых этапов.

К разработке бизнес-плана предъявляют следующие требования:

­ краткость – изложение самого главного по каждому разделу бизнес-плана;

­ доступность в изложении и понимании – бизнес-план должен быть понятен широкому кругу пользователей;

­ неперегруженность техническими подробностями;

­ убедительность, лаконичность, пробуждение интереса у партнера;

­ соответствие определенным стандартам – бизнес-план должен быть понимаем читателем и удобен с точки зрения его составления.

Источники информации, используемые при подготовке бизнес-плана, могут быть различными, лишь бы они представляли необходимую и достоверную информацию. В качестве источников информации могут использоваться: маркетинговые или другие исследования; интернет; книги, деловая пресса и СМИ; справочные данные специализированных банков и баз данных; информация промышленных ассоциаций, международных организаций, производителей оборудования и т.д.

В соответствии с международной методикой ЮНИДО (ЮНИДО – это подразделение по промышленному развитию стран с развивающейся экономикой при ООН. Подход к построению типового бизнес-плана, предложенный экспертами ЮНИДО, позволяет при разработке бизнес-плана не упустить существенных моментов в описании текущей или планируемой деятельности предприятия и представить результаты в виде, наиболее подходящем для восприятия материала западными финансистами. Не являясь, по сути своей догмой, данная методика играет роль единой базы, некоего универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа, менеджерам компаний из различных стран мира. Большинство известных на данный момент программных продуктов для бизнес-планирования опираются на методику ЮНИДО.) для бизнес-плана необходимы следующие показатели и формы информации:

1. Инвестиционные издержки.

2. Программа производства и реализации.

3. Среднесписочная численность работников.

4. Текущие издержки на общий объем выпуска:

- материальные расходы;

- расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

- обслуживание и ремонт оборудования и транспортных средств;

- административные накладные расходы;

- общехозяйственные накладные расходы;

- расходы на сбыт продукции;

5. Структура общих издержек по видам продукции.

6. Потребность в оборотном капитале.

7. Источники финансирования – акционерный капитал, кредиты и прочие.

Такие показатели и формы информации пригодны при использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое бизнес-идея? Расскажите об источниках бизнес-идей.

2. Какие вы знаете методы выработки новых идей?

3. Что представляет собой бизнес-модель?

4. Расскажите о значении бизнес-модели.

5. Расскажите о компонентах процесса бизнес-планирования.

6. Какие разделы содержит бизнес-план?

7. Какие этапы выделяют при разработке бизнес-плана?

8. Что такое техническое задание и календарный план?

9. Какие требования предъявляют к разработке бизнес-плана?

10. Что такое ЮНИДО?

ТЕХНОЛОГИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

5.1 Общая часть. Резюме.

5.2 Описание предприятия.

5.3 Описание продукции.

5.4 Анализ рынка и конкурентов.

5.5 План маркетинга.

5.6 План продаж.

5.7 План производства.

5.8 Организационный план.

5.9 Анализ и оценка рисков.

5.10 Финансовый план.

План доходов и расходов (прибылей и убытков).

План движения денежных средств.

5.10.3 Прогнозный баланс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.