Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предупредительная деятельность органов внутренних дел







Новая историческая ситуация в России требует новых концептуальных подходов к борьбе с преступностью. Отечественные криминологи не замедлили дать свой ответ на актуальные вопросы времени, существенно изменив свое понимание того, как бороться с ней. Среди имеющихся относительных новаций можно выделить следующие:

в борьбе с преступностью нельзя, как прежде, уповать главным образом на уголовное наказание;

надо вести речь не о предупреждении преступности, а лишь о контроле над ней;

уголовные наказания необходимо смягчить, в том числе необходимо отменить смертную казнь;

главным в противодействии преступности являются социально-экономические меры.

Среди российских криминологов определенное признание получил так называемый модернистский подход. Он исходит из того, что отношения между обществом и преступником должны быть качественно иными, реакция государства на преступное поведение не должна быть основана на репрессии. Изменение стратегии общества в отношении преступности сторонники этого подхода видят в отказе от «борьбы» и «войны» и переходе к «мирному сосуществованию». Предлагается называть такую стратегию социальным контролем преступности[45].

Надо отметить, во-первых, что и прежде, даже в советское время криминологическая теория призывала к решению в первую очередь крупных социально-экономических проблем общественного развития, исходя из того, что это является необходимой основой борьбы с преступностью. Но и тогда, и сейчас такие утверждения скорее были призывом, чем реальностью, поскольку названные проблемы либо не решаются вообще, либо решаются крайне медленно, а потому неэффективно. Во-вторых, повышение уровня материального благосостояния людей само по себе не оказывает должного влияния на состояние преступности без существенного улучшения воспитательной работы. Сейчас о ней, можно сказать, попросту забыли. В-третьих, дело, на наш взгляд, вовсе не в наименовании концепции предупреждения преступности, а в том содержании, которое в нее вкладывается. Поэтому сами названия (например, «контроль преступности» или «профилактика преступности») ни о чем не говорят. В-четвертых, не очень понятно, что означает призыв к «мирному сосуществованию» с преступностью. Хотя преступность и вечное явление, хотя ее и порождает само общество и именно общество страдает от нее, оно вовсе не согласно сосуществовать, да еще мирно, с ней, даже в том случае, если признает наказание не главным способом борьбы с преступностью. Самые «мирные» способы и формы противодействия ей означают, что общество смирилось с преступностью.

Этот вопрос можно максимально заострить в контексте борьбы с убийствами, при этом даже признавая, что и убийства – в каком-то смысле «дело рук» общества. Применительно к этим преступлениям решение социально-экономических проблем представляется очень важным, а вопросы наказания убийц – принципиальными, травмируя совесть и сознание подавляющего большинства членов общества, их представления о справедливости, воздаяния за зло. Причем для населения здесь не имеет никакого значения, страдал ли убийца расстройствами психики или нет. Думается, что никакого мирного сосуществования с убийствами и убийцами не может быть ни в одной стране.

Предупреждение преступного поведения убийц с психическими аномалиями нужно рассматривать в самом широком плане. Эта проблема охватывает не только собственно профилактику, т.е. деятельность, направленную на устранение криминогенных факторов, но и обеспечение наиболее благоприятных условий жизни, формирования личности, особенно на ранних этапах ее социализации. Эффективность этой деятельности обеспечивается дальнейшим укреплением и совершенствованием общественных отношений, повышением материального и духовного уровня жизни народа, улучшением воспитательной работы. Нет сомнения, что роль профилактического направления в новых социальных условиях будет все больше возрастать.

Профилактика преступлений со стороны названных лиц с психическими аномалиями носит комплексный характер, поскольку ее необходимыми компонентами являются разработка и применение мер медицинского характера. Можно сказать, что и преступное поведение лиц с психическими аномалиями тоже есть объект комплексного исследования.

Успешная профилактическая деятельность может основываться только на познании специфики личности субъектов с психическими аномалиями, генезиса и механизма противоправных действий таких лиц, на методологически верной оценке криминогенной роли психических расстройств, на использовании новейших достижений психиатрии, психологии, педагогики, при условии совершенствования правовых норм.

В данной работе мы будем использовать понятия профилактики или предупреждения как равнозначные, имея в виду, что соответствующая деятельность включает в себя выявление и устранение причины убийств и условий, им способствующих, всю работу по их недопущению и предотвращению, в том числе рецидивных. Естественно, фактор расстройств психической деятельности будет максимально учитываться, так как его криминогенная роль в совершении именно убийств чрезвычайно велика, что мы пытались показать далее. Понятно, что в этой связи психиатрическому направлению в предупреждении убийств будет уделено в нашей работе первостепенное внимание.

Мы в целом разделяем позицию Ю.Д. Блувштейна, что профилактика преступлений – «самое гуманное средство поддержания правопорядка, обеспечения безопасности правоохраняемых ценностей. Осуществление профилактической деятельности обеспечивает наряду с защитой общества от преступных посягательств также защиту неустойчивых членов общества от дальнейшего морального падения, не дает им стать преступниками, а тем самым избавляет от практически неизбежного наступления уголовного наказания»[46].

Правда, Ю.Д. Блувштейн в той же работе писал и о «вытеснении» преступности из жизни нашего общества, т.е. о ликвидации этого явления в социалистическом обществе. Но это утверждалось в советские годы, и не одним Ю. Д. Блувштейном. Сейчас никто такой абсурдной задачи не ставит.

С.С. Босхолов отмечает, что наметилась устойчивая тенденция к прекращению возложения ответственности за положение дел по предупреждению преступлений исключительно на органы уголовной юстиции. И эта тенденция, по его мнению, открывает большие возможности именно для профилактики преступности и других правонарушений как крупной комплексной государственной задачи, решить которую можно только совместными усилиями законодательной и исполнительной властей, правоохранительных органов, иных государственных органов, широкого круга общественности[47]. В некотором смысле убийства, особенно совершаемые лицами с психическими аномалиями, могут предупреждаться силами в первую очередь органов уголовной юстиции – правоохранительных органов, которые обязаны действовать совместно с органами здравоохранения. Предупреждение таких преступлений напрямую не зависит от решения крупных социально-экономических проблем. Но в то же время их решение дает возможность материального (финансового) обеспечения соответствующей деятельности органов уголовной юстиции и здравоохранения.

Но все это не освобождает общественные организации и отдельных людей от необходимости предотвращать убийства. Они обязаны обращать особое внимание на тех, кто склонен к насилию и обнаруживает расстройства психики, принимать меры к их лечению и (или) изоляции. Прежде всего, это относится к лицам, с которыми имеются постоянные контакты.

Таким образом, мы приходим к выводу, что борьба с убийствами, совершаемыми лицами с психическими аномалиями, должна вестись в первую очередь с помощью специальных методов и средств, что не исключает, разумеется, применения и иных. Прежде всего, мы имеем в виду повышение уровня экономического обеспечения как специальных мероприятий по профилактике убийств, так и возможностей использования в тех же целях психиатрических достижений и помощи психиатров.

Организация работы по профилактике убийств лицами с психическими аномалиями должна включать в себя:

выявление таких лиц и постановку их на учет, постоянные наблюдения и контроль за ними;

профилактическое воздействие на потенциальных потерпевших, всех лиц, включенных в конфликтную ситуацию, особенно если последняя сложилась в семейно-бытовой сфере;

оздоровление микросоциальной среды, способствующей возникновению и обострению семейно-бытового конфликта, его перерастанию в преступление. Особое значение здесь имеет борьба с пьянством;

периодическую проверку результатов проведенных профилактических мероприятий.

В реализации названных мероприятий ведущую роль должны играть органы внутренних дел, сотрудники которых обязаны действовать во взаимодействии с психиатрами. При этом надо отметить, что психиатр должен быть не менее заинтересован в таком сотрудничестве, чем сотрудник органов внутренних дел.

Вообще профилактику насильственных преступлений проводят различные службы органов внутренних дел, из числа которых нужно особо выделить уголовный розыск и участковых уполномоченных. Роль последних особенно велика в предупреждении таких преступлений в семейно-бытовой сфере и в сфере проведения досуга. Участковые уполномоченные осуществляют предупредительные мероприятия совместно с милиционерами патрульно-постовой службы и представителями общественности. Участковые же уполномоченные обязаны выявлять острые конфликты в семье и быту, их участников, предлагать свои варианты решений таких противоречий, когда нужно – с участием психиатров.

Контакт с психиатрами, скорее всего, возможен в следующих случаях:

если сотрудник милиции устанавливает некоторые «странности» в личности или поведении того, кто обратил на себя внимание тем, что может применить насилие. В этих случаях он должен проконсультироваться с психиатром;

если состоящее на учете в милиции лицо состоит на учете еще и в психоневрологическом диспансере. И здесь также необходима помощь психиатра;

если проводятся оперативно-розыскные мероприятия в отношении лица, которое стояло на учете у психиатров, лечилось у них или привлекало к себе внимание тем, что совершало поступки, которые могут свидетельствовать о наличии у него расстройств психической деятельности;

если расследуется уголовное дело, по которому обвиняется в убийстве человек с психическими аномалиями, установленными в результате проведения судебно-психиатрической экспертизы. Естественно, здесь не исключена консультативная психиатрическая помощь в отношении других участников процесса.

Это не исчерпывающий перечень случаев оказания помощи психиатрами, возможны и другие. Мы указали на самые распространенные.

Одним из направлений работы по профилактике убийств и в целом насилия выступает оказание помощи профилактируемому в виде содействия в трудоустройстве или поступлении на учебу, обмену или размену квартиры или решении иных жилищно-бытовых проблем; устранения разногласий из-за пользования коммунальными помещениями или приусадебными участками; склонение к добровольному лечению от алкоголизма или наркомании, иного заболевания; помощи в адаптации к новым условиям жизни или к новому трудовому коллективу.

Наличие конкретного психического расстройства должно оказывать значительное влияние на содержание всей профилактической работы с соответствующим лицом. Так, работниками милиции нередко приходится оказывать помощь правонарушителям в трудоустройстве. Чаще всего эта помощь оказывается исходя из наличия свободных мест на предприятиях, желания трудоустраиваемого и т.д. Психические аномалии при этом в расчет принимаются чрезвычайно редко. Винить в этом сотрудников милиции нельзя, так как лица с психическими аномалиями в большинстве случаев на психиатрическом учете не стоят, а сотрудники милиции не знакомы с особенностями трудового использования лиц с психическими аномалиями. Например, правонарушители, перенесшие черепно-мозговую травму, зачастую нуждаются в трудоустройстве на предприятиях, где им могла бы быть предоставлена работа с учетом характера самого расстройства.

Не вдаваясь в подробности описания отрицательных черт и свойств личности, обусловленных психическими дефектами, укажем, что знание их необходимо для лиц, осуществляющих профилактику, и их нужно изложить в соответствующем наставлении или методических указаниях по индивидуальной профилактике противоправного поведения лиц с психическими аномалиями, особо выделив предупреждение убийств. Такой методический документ мог бы включать в себя рекомендации по профилактике насилия как со стороны психических больных, так и аномальных личностей в пределах вменяемости.

Помощь сотруднику, осуществляющему профилактическую работу с «подучетником», в решении некоторых из этих вопросов оказывают служба занятости, депутатские группы, наркологическая служба. Существенную роль в преодолении внутрисемейных преступлений может сыграть церковь.

При осуществлении индивидуальной профилактики участковые уполномоченные нередко сталкиваются с необходимостью решения вопроса о размене жилплощади лиц, остро конфликтующих в быту, особенно бывших супругов, после развода проживающих в одной квартире или даже комнате. Конфликтующие стороны не всегда в состоянии сами найти размен. Случается, одна из них возражает против размена. В этих условиях бывает целесообразен принудительный обмен как эффективная мера ликвидации конфликта. Было бы желательно предусмотреть в законодательстве право руководителей горрайоргана внутренних дел участвовать в судебном разбирательстве о принудительном размене жилой площади, если одна из сторон возражает против обмена. Кроме того, в целях оказания помощи конфликтующим лицам в случаях, когда обе стороны согласны на обмен, но не могут сами решить этот вопрос, было бы целесообразно предусмотреть право руководителей РУВД – ГОВД обращаться с официальным ходатайством в районные администрации об оказании помощи в размене жилплощади конфликтующих лиц.

Если методы убеждения не дают положительных результатов и правонарушитель продолжает недостойно вести себя в быту, участковыми уполномоченными милиции представляются в соответствующие инстанции документы для применения принудительных мер, а именно:

в соответствии с Семейным кодексом РФ виновные могут быть лишены родительских прав в судебном порядке;

в соответствии с Жилищным кодексом РФ виновный может быть выселен в судебном порядке по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц без предоставления другого жилого помещения за систематическое нарушение правил общежития, что делает невозможным для других проживание с ним в одной квартире или в одном доме, а меры принуждения и общественное воздействие оказались безрезультатными. Могут быть также выселены лица, лишенные родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано невозможным. Кроме того, лица, подлежащие выселению без предоставления жилого помещения за невозможностью совместного проживания, могут быть обязаны судом взамен выселения произвести обмен занимаемого помещения на другое жилое помещение, указанное заинтересованной в обмене стороной;

в соответствии со ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен в дееспособности;

привлечение к административной ответственности;

привлечение к уголовной ответственности;

Опыт ряда органов внутренних дел показывает, что чем больше правонарушителей привлекается к уголовной ответственности за угрозу убийством, побои, истязания, нанесения вреда здоровью различной тяжести, хулиганство, тем меньше совершается других более тяжких преступлений в семье и быту.

Для ликвидации отрицательного влияния микросреды в ряде случаев целесообразно изолировать профилактируемого от негативно влияющих на него лиц по месту работы (например, от лиц, злоупотребляющих спиртным), для чего помочь изменить место работы и приобрести на новом месте положительные связи.

Нередко по месту жительства профилактируемого формируются неформальные группы в сфере досуга, объединенные антиобщественными интересами (пьянство, азартные игры и др.), отрицательно влияющие на профилактируемого. Участковые должны принимать меры к изоляции профилактируемого от такой группы либо к полному разобщению или переориентации всей группы.

Быстрое, полное и объективное расследование уголовных дел об убийствах имеет исключительное значение для профилактики подобных преступлений, особенно если они совершаются серийно.

В.В. Бураков, руководивший розыском серийного убийцы Чикатило, отмечает, что раскрытие серийных убийств по сексуальным мотивам характеризуется рядом особенностей. В первую очередь это связано с отсутствием целого ряда объективных признаков – материальных носителей информации, традиционно используемых в оперативно-розыскной деятельности.

В такой ситуации возникает необходимость использовать иные поисковые методы. В частности, именно при раскрытии такого рода преступлений требуется как можно более полно оценивать субъективные характеристики криминального действия, начиная с самой ранней стадии розыска преступника – осмотра места происшествия. Отсутствие физических носителей следов преступления должно быть восполнено психологической оценкой не только преступного происшествия, но и личности преступника. Использование методов психиатрии и психологии позволяет решить такие необходимые в оперативно-розыскной работе задачи, как определение:

мотива преступного деяния;

патосексуального почерка совершаемых преступлений и его развития;

вероятности совершения повторных аналогичных преступлений (серийное развитие событий);

особенностей поведения преступника до, во время и после совершения преступления;

времени нахождения преступника на месте происшествия и его психического состояния;

способности оценки содеянного и принятия мер к скрытию следов и намеренному изменению криминального почерка.

Помимо того, использование методов психиатрии и психологии позволяет провести виктимологический анализ серии, виктимологическую оценку без вести пропавших на предмет вероятности их отнесения к исследуемой серии преступлений, разработать индивидуальные антивиктимные мероприятия. Одной из наиболее ответственных и важных задач, решаемой методами психологии и психиатрии, является создание психологического портрета преступника.

Все это в совокупности с объективной (материальной) информацией о преступлении позволяет более качественно определить базовые версии и наиболее перспективные направления оперативно-розыскных мероприятий и сузить круг подозреваемых.

Таким образом, использование методов психиатрии и психологии в раскрытии такого вида преступлений крайне необходимо и перспективно.

Не менее важным является использование специалиста в области психиатрии на стадии предъявления обвинения задержанному подозреваемому. Помощь в консультации специалиста такого профиля в отношении тактики допроса, линии поведения следователя, использования следственных приемов, грамотного выбора методов разработки подозреваемого оперативным сотрудником – залог объективности и полноты доказательств о причастности подозреваемого к содеянному. Такой подход резко уменьшает вероятность следственной ошибки. Желательно на этапе следствия в качестве специалиста привлекать того же психиатра (психолога), который работал с оперативно-следственной группой на этапе розыска[48].

Классическими примерами такого продуктивного взаимодействия уголовного розыска и следствия с психиатром могут послужить уголовные дела «Лесополоса» и «Черные колготки», расследовавшиеся в Ростовской области. Они подтверждают положение о том, что использование методов психиатрии и психологии является новым перспективным направлением в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Оно требует серьезного научного подхода по совершенствованию тактики и методики раскрытия убийств. Со времени расследования названных преступлений прошло немало лет, накоплен определенный опыт использования психиатров и психологов в процессе расследования уголовных дел. Но в целом такие преступления появляются лишь эпизодически.

Создание психологического портрета (профиля) серийных убийц, среди которых много лиц с аномалиями психики (точнее, они составляют среди них подавляющее большинство) – очень сложная задача, в нашей стране не решенная до сих пор. Но усилия в этом направлении предпринимались, и очень значительные, достаточно назвать совместное исследование ВНИИ МВД России и ГНЦ им. В.П. Сербского, осуществленное в 90-х годах. Эмпирической базой названного исследования были более ста обвиняемых в совершении серийных сексуальных убийств, их личность и поведение. Названными обвиняемыми было совершено 359 убийств, 96 покушений на убийство, 361 изнасилование, 84 покушения на изнасилование, 36 актов насильственного мужеложства. Их жертвами стали 463 человека, т.е. на одного преступника приходится более 4-х потерпевших[49].

Однако названные и другие исследования не были переведены на компьютерный язык и не предоставлены в распоряжение практических работников. Поэтому их очень трудно использовать для расследования конкретных уголовных дел. Таким образом, есть все основания считать, что создание компьютеризированной системы поиска серийных убийц по психологическим и отчасти социальным (социологическим) признакам – дело будущего. То, что такая система остро необходима, не вызывает никаких сомнений, поскольку серийные убийства в России продолжают, к сожалению, совершаться.

Исключительно важное значение в профилактике преступлений психически аномальных лиц имеет взаимодействие органов внутренних дел и органов здравоохранения (оно регулируется совместным приказом Минздрава России и МВД России от 30 апреля 1997 г. № 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами»), в особенности в части обмена информацией. Так, упомянутым нормативным актом устанавливается:

психоневрологический диспансер направляет в орган внутренних дел по месту жительства лиц с психическими расстройствами данные о пациентах, состоящих на активном диспансерном наблюдении или на амбулаторном принудительном лечении у психиатра;

психиатрическая больница сообщает в территориальный орган внутренних дел сведения о поступлении больного без документов, удостоверяющих его личность, либо с документами, вызывающими сомнение в их принадлежности такому лицу; сведения о предстоящей выписке больного после принудительного лечения или недобровольной госпитализации, а также информирует орган о побеге психически больных, склонных к общественно опасным действиям, из психиатрического стационара;

орган внутренних дел уведомляет психоневрологический диспансер о совершении лицами с психическими расстройствами, состоящими на медицинском учете, действий, содержащих признаки преступления либо административного правонарушения, о перемене психически больными субъектами места жительства, а также направляет необходимую информацию о лицах, поведение которых объективно свидетельствует о возможном наличии у них расстройства психики, с целью их психиатрического освидетельствования.

Сотрудники милиции обязаны содействовать работникам психиатрической службы в случае принудительной госпитализации психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих. Сотрудники милиции должны также помогать в установлении личности тех, кто доставлен в психиатрические учреждения без документов или с документами, вызывающими сомнение в их подлинности или в том, что они принадлежат данному лицу или тех, кто по состоянию здоровья не может сообщить о себе необходимые сведения. Очень важна помощь милиции, если человек с психическими расстройствами отсутствует длительное время.

Постпенитенциарная профилактика убийств и иных опасных видов насилия со стороны лиц с психическими аномалиями представляет собой деятельность с использованием специальных методов и средств, с участием специальных субъектов, в том числе психиатров.

Все меры в рамках этого вида профилактики, по мнению О.В. Зайцевой, могут быть разделены на три группы: 1) контрольные; 2) социально-реабилитационные; 3) терапевтические.

Применение контрольных мер, считает О.В. Зайцева, связано с закреплением результатов исправления осужденных в первую очередь с помощью определенных правоограничений. Основная роль здесь принадлежит административному надзору органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, который является одним из видов социального контроля. Ранее к числу контрольных мер относилось также помещение алкоголиков в лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), а лиц без определенного места жительства - в воспитательно-трудовые профилактории (ВТП).

Особый надзор необходим за правонарушителями психически декомпенсированного и умственно недостаточного типов, поскольку, как показало изучение интенсивности рецидива, именно психопаты и лица с умственной отсталостью чаще других совершают повторные преступления в течение первых двух лет после освобождения.

Социально-реабилитационные меры предупреждения рецидивной преступности лиц с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, должны быть направлены на нейтрализацию отрицательных последствий лишения свободы и предполагают оказание помощи таким лицам в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест лишения свободы, применение к ним воспитательных профилактических мер и т.д. Социально-реабилитационные мероприятия могут осуществлять как правоохранительные органы, так и иные государственные органы и организации (например, служба занятости населения), а также общественные объединения. При этом вся реабилитационная работа с такими лицами должна строиться с учетом особенностей их психики. Так, правонарушители, перенесшие травму черепа, зачастую нуждаются в трудоустройстве на предприятиях с небольшими коллективами, с менее интенсивными производственными темпами. При психопатиях, по мнению ряда психиатров, противопоказана работа в большом коллективе или деятельность, требующая постоянного общения с широким кругом людей, труд в ночные смены (в то же время есть некоторые формы психопатий, при которых люди вечерами и ночью чувствуют себя особенно бодро и интенсивно работают в «горячих» и шумных цехах) либо с большими физическим напряжением.

Улучшению деятельности по социальной адаптации в постпенитенциарный период могла бы служить организация центров социальной помощи лицам, отбывшим наказание (социально-реабилитационных центров для лиц, освободившихся из ИУ), полагает О.В. Зайцева. Цель деятельности таких центров – социально-психологическая и профессионально-трудовая реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе имеющих нарушения психики.

С учетом цели могут быть выделены следующие задачи этих учреждений:

оказание содействия бывшим заключенным в трудовом и бытовом устройстве;

помощь таким лицам в решении различных жизненных проблем (психологических, юридических и т.д.);

осуществление индивидуальной воспитательной работы с целью недопущения совершения повторных преступлений.

Терапевтические, лечебные меры представляют собой наиболее существенные меры некарательного воздействия, они должны быть соединены с воспитанием.

Особое значение имеет лечение алкоголизма и наркомании, поскольку под воздействием алкоголя и наркотиков совершается большинство криминальных деяний аномальных субъектов, а, как указывалось ранее, данным заболеваниям свойственно рецидивирование при возобновлении употребления психоактивных веществ (спиртных напитков, наркотических и токсических средств). В отношении алкоголиков и наркоманов должно своевременно применяться лечение через сеть наркологических кабинетов, при этом следует совершенствовать также саму методику антиалкогольной (антинаркотической) терапии (изыскивать более надежные, действенные лечебные средства, шире организовывать подготовку врачей-наркологов и т.д.)[50].

Представляется целесообразным создание специальной службы профилактики рецидива преступлений, одним из направлений деятельности которой было бы предупреждение повторного преступного поведения лиц с психическими аномалиями, среди которых наиболее многочисленную часть составляют лица, которые отбыли наказания за убийства. Если бы такая служба была бы создана, ее основными функциями могли бы быть: подготовка к освобождению (совместно с сотрудниками исправительных учреждений); определение места жительства и работы (если в том есть необходимость); оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве, если нужно, то с участием психиатра; участие в организации лечебной помощи и контроль за тем, чтобы такая помощь действительно оказывалась; учет освобожденных от наказания лиц с психическими аномалиями; осуществление воспитательной работы в отношении таких лиц; принятие мер к предотвращению и пресечению преступных действий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.